Рекомендации по развитию беглости творческого мышления.
Беглость творческого мышления может быть охарактеризована числом идей, которые вы способны выдавать, и скоростью, с которой можете их генерировать. Беглость является одной из главных целей всех великих творческих мыслителей и гениев. Сама по себе постановка подобной цели может вызывать проблему — проблему качества. Что происходит с качеством ваших идей, когда вы начинаете ускорять свое мышление и вырабатывать большее число идей, — оно падает, остается тем же или растет? Ответ, как ни удивительно, состоит в том, что, по мере того как количество и скорость выдачи ваших идей растут, качество ваших идей (к счастью!) в целом тоже растет.
Другими словами, при творческом мышлении вы можете два раза съесть один пирог!
А теперь рассмотрим это на примере великих творческих мыслителей, огромная продуктивность которых поистине удивительна:
Мария Кюри- эта великая ученая была удостоена не одной Нобелевской премии, а целых двух, причем в двух разных областях: физике и химии. Ее исследования охватывали широкую сферу — в нее входили и магнетизм, и радиоактивность, и развитие медицинского использования рентгеновских лучей. Кроме того, она выделила такие химические элементы, как радий и полоний;
Леонардо да Винчи- выработал так много идей в столь многих различных областях, что их до сих пор никто не пересчитал;
Чарлз Дарвин- создатель теории эволюции. Он не только написал по этому предмету книгу объемом более тысячи страниц, но и 119 других научных, статей, книг и брошюр;
Томас Эдисон- автор 1093 оригинальных патентов, что до сих пор является мировым рекордом по числу патентов, зарегистрированных одним человеком. Кроме того, он заполнил своими работами и идеями 350записных книжек;
Альберт Эйнштейн— не только мастерски трактовал относительность времени и пространства, он опубликовал свыше 240научных статей и на другие темы;
Зигмунд Фрейд— написал и опубликовал более 330статей по психологии;
Иоганн Вольфганг Гете— великий немецкий энциклопедист и гений написал так много, что ему пришлось использовать в своих трудах в общей сложности 50 тысячразличных слов;
Гарри Каспаров— величайший шахматист в мировой истории; сыграл, проанализировал, запомнил и творчески прокомментировал многие тысячи самых замечательных шахматных партий;
Вольфган Амадей Моцарт— за свою короткую жизнь этот гениальный композитор написал более 600музыкальных произведений, в том числе 40полномасштабных симфоний;
Пабло Пикассо— этот творческий гигант XX века произвел на свет более 20 тысячработ;
Харменс ван Рейн Рембрандт— занимался многими видами деятельности, включая бизнес. Кроме того, завершил более чем 650картин и 2000рисунков;
Уильям Шекспир— творческий гений, повсеместно считающийся величайшим английским писателей всех времен, написал менее чем за 20 лет 154сонета и 37 пьес-шедевров.
Рассмотрение приведенного выше списка в пух и прах разбивает общее заблуждение, что гении создают лишь несколько драгоценных идей, а затем их творческий запал иссякает. Очевидно, справедливо обратное: они вырабатывают огромное количество идей и увеличивают свою продуктивность в течение жизни, и их творческая энергия набирает нее большие обороты, аккумулируя то, что они сделали прежде.
Так что получается, будто великие гении просто выдавали одну идеальную идею за другой? Абсолютно неправильно! Вот что они действительно делали, так это выдавали идеи. Многие из этих идей не были особенно блестящими, но именно «неблестящее» позволяет родиться блестящему.
Постоянно выдавая, идеи, какого бы качества они ни были, великие творческие гении действительно в конце концов обязательно получали нечто более качественное. Они обеспечивали связь своих левых и правых полушарий дляорганизации синергетического «преумножающего» мысленного процесса, который типичен для всех, кто знает, «как использовать свой разум»!
Наш гид среди гениев, Леонардо, был тому идеальным примером. Он в буквальном смысле исчеркивал записные книжки приходившими ему в голову случайными мыслями, из которых рождались гениальные идеи.
Томас Эдисон, великий последователь Леонардо, применял аналогичный подход. Эдисон считал творчество просто хорошей, честной и чрезвычайно упорной работой/игрой. Он описывал творческого гения как «один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота». И в первую очередь это относилось к нему самому! Эдисон проделал 9 тысячэкспериментов, чтобы усовершенствовать лампочку, и свыше 50 тысяч,чтобы изобрести аккумуляторную батарею.
Еще один пример приверженности Эдисона генерированию идей можно найти в музее, его лаборатории в Нью-Джерси. Там вы увидите удивительный ряд сотен разнообразных граммофонных раструбов почти из всех, какие только можно представить, материалов, а также различных конструкций и размеров. Все это выглядит как коллекция странных инопланетных существ: круглых, квадратных, многоугольных, толстых, коротких, высоких, тонких, прямых, искривленных — в общем, любых — от уродливых до изящных.
Большинство из этих моделей Эдисон отверг. Они выставлены в музее в знак восхищения его преданностью эксперименту, риску и стремлению вновь и вновь пытаться найти идеальное решение. Его отношение к «неудаче» (мы все должны ему подражать) было идеальным. Например, когда один из его помощников спросил, почему он продолжал пытаться разработать нить накаливания, которая будет иметь большую продолжительность горения в его лампочке, тысячу раз потерпев неудачу, Эдисон мягко возразил, что не потерпел неудачи ни разу, а в действительности открыл тысячу способов, которые не работают, на пути к неизбежному открытию одного работающего.
Процесс генерации творческих идей во многом схож с переработкой золотого песка. Крупинка золота встречается один раз на многие тысячи камешков или зерен песка, залегающего в руслах рек. И что касается «реки разума», то здесь дела обстоят точно так же. Камни или крупицы песка представляют собой все имеющиеся в наличии идеи. Чтобы отыскать золото (великую идею или новое творческое решение), приходится просеивать все зерна (идеи) в русле своего разума, чтобы отыскать настоящие ценные самородки.
Великие творческие гении это знали, и потому генерировали сотни идей, отыскивая среди них настоящие самородки. Дин Кейт Симонтон провел изучение трудов 2036 ученых, живших в различные эпохи, и обнаружил вещь, показавшуюся тогда удивительной, но которая теперь для вас будет понятной: наиболее уважаемые ученые не только выполняли больше великих работ, — больше, чем у других, у них оказывалось и плохих работ.
Другими словами, великие просто больше производили, а потом выбирали из полученного лучшее. Итак, теперь секрет творческой продуктивности вам известен: генерировать больше идей с большей скоростью, и вы увеличите как производительность, так и могущество своего мышления.
А теперь рекомендации:
Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 1371;