Описание шкал
1.Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь на "потом" и не пытаясь найти убежище в прошлом. Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни "здесь и теперь", способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов. Низкий результат показывают люди, невротические погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе.
2.Шкала ценностей. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, что человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относит такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.
3.Взгляд на природу человека может быть положительным (высокая оценка) или негативным (низкая). Эта шкала описывает веру в людей, в могущество человеческих возможностей. Высокий показатель может интерпретироваться как устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность.
4.Высокая потребностьв познании характерна для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатления. Эта шкала описывает способность к бытийному познанию – бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание, считает Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть и ценит это.
5.Стремление к творчеству или креативность – непременный атрибут самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим отношением к жизни.
6.Автономность, по мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психологического здоровья личности, ее целостности и полноты. Это понятие тяготеет к таким чертам, как жизненность (aliveness) и самоподдержка (self-support) у Ф. Перлза, направляемость изнутри (inner-directed) у Д. Рисмена, зрелость (ripeness) у К. Роджерса. Самоактуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, однако это не означает отчуждения и одиночества. В терминах Э. Фромма автономность – это позитивная "свобода для" в отличие от негативной "свободы от".
7.Спонтанность – это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям. Высокий показатель свидетельствует о том, что самоактуализация стала образом жизни, а не является мечтой или стремлением. Способность к спонтанному поведению фрустрируется культурными нормами, в естественном виде ее можно наблюдать разве что у маленьких детей. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилия.
8.Самопонимание. Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям. Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами. Показатели по шкалам самопонимание, спонтанности и аутосимпатии, как правило, связаны между собой. Низкий балл по шкале самопонимания свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на мнение окружающих – Д. Рисмен назвал таких "ориентированными извне" в отличие от "ориентированных изнутри".
9.Аутосимпатия– естественная основа психологического здоровья и цельности личности. Низкие показатели имеют люди невротичные, тревожные, неуверенные в себе. Аутосимпатия вовсе не означает тупого самодовольства или некритичного самовоспитания, это просто хорошо осознаваемая позитивная Я — концепция, служащая источником устойчивой адекватности самооценки.
10.Шкала контактности измеряет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. В опроснике САМОАЛ контактность понимается не как уровень коммуникативных способностей личности или навыки эффективного общения, но как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми, необходимая основа синергической установки личности.
11.Шкала гибкости в общении соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении. Высокие показатели свидетельствуют об аутентичном взаимодействии с окружающими, способности к самораскрытию. Люди с высокой оценкой по этой шкале ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши или манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением – стратегией и тактикой управления производимым впечатлением. Низкие показатели характерны для людей ригидных, не уверенных в своей привлекательности, в том, что они интересны собеседнику и общение с ними может приносить удовольствие.
Тема 13.Тест Вишняковой Н. «Креативность»
Тест "Креативность" позволяет выявить уровень творческих склонностей личности и построить психологический креативный профиль, рефлексируя креативный компонент образа «Я - реальный» и представление об образе «Я-идеальный». Сравнение двух образов креативности «Я-реальный» и «Я-идеальный» позволяет определять креативный резерв и творческий потенциал личности.
Вам предлагается самостоятельно оценить свои личностные качества, отвечая на вопросы теста. Внимательно прочитайте вопросы. При положительном ответе па вопрос поставьте знак «+», при отрицательном поставьте знак «-» в графу «Я-реальный» и «Я-идеальный». Долго над ответом не задумывайтесь, потому что первый ответ импульсивный и обычно
правильный. Будьте искренни!
№ и/и | Индекс | Содержание вопроса | Образ «Я-реальный» | Образ «Я-идеальный» |
1. | М | Задумываетесь ли вы, какие причины заставляют вас создавать что-либо новое? | ||
2. | Л | Бывают ли у вас неприятности из-за собственного любопытства? | ||
3. | о | Возникает ли у вас желание оригинально усовершенствовать хорошую вещь? | ||
4. | В | Мечтаете ли вы приобрести известность, создав что-либо социально новое? | ||
5. | И | В ситуациях риска вы доверяете интуиции? | ||
6. | Э | Вы считаете, что в конфликтных ситуациях возможно избежать эмоциональных переживаний? | ||
7. | Ю | Отвечаете ли вы шуткой, если вас разыгрывают? | ||
8. | П | Если представится случай, вы поменяете работу на более оплачиваемую, но менее творческую? | ||
9. | М | Вы продумываете последствия принимаемого вами решения? | ||
10. | Л | Познание нового перестает быть любопытным для вас, если оно связано с риском? | ||
11. | О | Приходилось ли вам удачно использовать вещи не по назначению? | ||
12. | В | Бывает ли так, что когда вы рассказываете о каком- нибудь подлинном случае, то прибегаете к вымышленным подробностям? | ||
13. | И | В экстремальных ситуациях вы чаще прислушиваетесь к голосу разума, чем к интуиции? |
14. | Э | Доставляет ли вам эмоциональное удовлетворение процесс творческой деятельности? | ||
15. | Ю | Любите ли вы шутить и смеяться над собой? | ||
16. | П | Изобретали ли вы что-то новое в интересующей вас сфере деятельности? | ||
17. | М | Утомляет ли вас работа, требующая творческого мышления в нестандартных ситуациях? | ||
18. | Л | Отмечают ли окружающие, что вы во все вникаете? | ||
19. | О | Является ли редким ваше увлечение? | ||
20. | В | Бывает ли, что у вас возникают необычные образы, связанные с реальными событиями? | ||
21. | И | Вы иногда предчувствуете, кто звонит вам по телефону, еще не сняв трубку? | ||
22. | Э | Равнодушны ли вы к отрицательным проявлениям эмоций чужих детей? | ||
23. | Ю | Смеетесь ли вы над своими неудачами | ||
24. | П | Посещали бы вы ради новых знаний специальные занятия, даже если это связано с неудобствами? | ||
25. | М | Достаточно ли для вас мелкой детали, намека на проблему, чтобы увлечься ее разработкой? | ||
26. | Л | На философские детские вопросы вы нашли ответы в зрелом возрасте? | ||
27. | О | Испытываете ли вы потерю интереса к оригинальным, рискованным предложениям ваших партнеров по работе? | ||
28. | В | Фантазируете ли вы сейчас, как бы вы жили в другом городе или в другом веке? | ||
29. | И | Вам трудно предвидеть последствия предстоящего события? | ||
30. | Э | Вы чувствуете эмоциональный подъем и вдохновение в начале нового дела? | ||
31. | Ю | Бывает ли так, что вы заранее готовили шутку или шутливые истории с целью развеселить компанию? | ||
32. | П | Утомляют ли вас неожиданности в профессиональной деятельности, требующие новых выходов из создавшейся ситуации? | ||
33. | М | Вы продумываете варианты решения трудных проблем, прежде чем сделаете выбор наиболее продуктивного? | ||
34. | Л | Когда вы долго не познаете новое, вас мучает чувство неудовлетворенности? | ||
35. | О | Вы любите работу, требующую смекалки, даже если она связана с трудностями реализации? | ||
36. | В | Сталкиваясь с необычными проблемами, вы предвидите перспективы их решения? | ||
37. | И | Снился ли вам когда-нибудь сон, который предсказал происшедшие потом события? | ||
38. | Э | Сочувствуете ли вы людям, которые не достигли желаемого результата в творчестве? | ||
39. | Ю | Используете ли вы юмор для выхода из затруднительных ситуаций? | ||
40. | П | Вы выбирали профессию с учетом своих творческих возможностей? | ||
41. | М | Вам трудно продумать многие отрицательные последствия конфликтной проблемы? | ||
42. | Л | Сможете ли вы рискнуть карьерой ради познания нового? | ||
43. | О | Будете ли вы заниматься созданием чего-то необычного, если это связано с какими-то трудностями? | ||
44. | В | Вам трудно представить незнакомое место, в которое вы стремитесь попасть? | ||
45. | И | Случалось ли так, что вы вспомнили о человеке, с которым давно не встречались, а потом вдруг неожиданно он позвонил или написал вам письмо? | ||
46. | Э | Сочувствуете ли вы обманутому человеку? | ||
47. | Ю | Бывает ли так, что вы сами придумываете анекдоты и смешные истории? | ||
48. | П | Если вы лишитесь возможности работать, то жизнь для вас потеряет интерес? | ||
49. | М | Основательно ли вы продумываете все этапы своей творческой деятельности? | ||
50. | Л | Хочется ли вам порой разобрать вещь, для того чтобы узнать, как она работает? | ||
51. | О | Вы импровизируете в процессе реализации уже разработанного плана действия? | ||
52. | В | Вы сочиняете сказки детям? | ||
53. | И | Бывает ли так, что вы по каким-то необъяснимым причинам не доверяете некоторым людям? | ||
54. | Э | Вы склонны сильно переживать, если вас обманули? | ||
55. | Ю | Раздражает ли вас шутка, выраженная в форме иронии? | ||
56. | П | Вы чувствуете, что ваша профессия позволит улучшить окружающий мир? | ||
57. | М | Думаете ли вы, какие тайные причины скрыты в творческой деятельности человека? | ||
58. | Л | Интересует ли вас, как живут соседи? | ||
59. | О | Предпочитаете ли вы общаться с людьми с необычными взглядами? | ||
60. | В | Фантазировали ли вы когда-нибудь о том, что можно было бы сделать, получив наследство? | ||
61. | И | Вам трудно определить характер человека с первого взгляда? | ||
62. | Э | Вы сочувствуете нищим людям? | ||
63. | Ю | Считают ли вас окружающие остроумным человеком? | ||
64. | П | В вашем профессиональном творчестве было много неудач? | ||
65. | М | Вы размышляете о причинах успехов и неудач в своей творческой деятельности? | ||
66. | Л | Если вы встречаете непонятное новое слово, то узнаете его смысл в справочниках? | ||
67. | О | Интересуют ли вас люди, которые придерживаются только традиционных взглядов на жизнь | ||
68. | В | Пишите ли вы стихи? | ||
69. | И | Глядя на знакомого человека, вам трудно предугадать, как сложится его жизнь? | ||
70. | Э | Вы редко выражаете свои эмоции при уличных скандалах? | ||
71. | Ю | Трудно ли вам с юмором выйти из затруднительной ситуации? | ||
72. | П | Можете ли вы в своей работе пойти на риск, если шансы на успех не гарантированы? | ||
73. | М | Достоверно ли вы восстанавливаете по случайным деталям целостный результат? | ||
74. | Л | Пытались ли вы проследить генеалогическое древо жизни? | ||
75. | О | Если бы ваши знакомые знали, о чем вы мечтаете, то считали бы вас чудаком? | ||
76. | В | Вам трудно представить себя в старости? | ||
77. | И | Бывает ли так, что вы опасаетесь идти на встречу с незнакомым человеком из-за интуитивного беспокойства? | ||
78. | Э | Наблюдая драматическое событие в жизни людей, чувствуете ли вы, что это происходило с вами? | ||
79. | Ю | Предпочитаете ли вы комедию всем остальным жанрам? | ||
80. | П | Обязательно ли творчество должно сопутствовать профессиональной деятельности? |
Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 2947;