Тема 9. Рефлексия и её связь с креативностью
Наиболее глубокое понимание рефлексии содержится у С.П. Рубинштейна [19] , указывающего, что существует два основных способа существования человека и, соответственно, два отношения его к жизни. Первый - жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. Второй связан с появлением рефлексии, которая как бы приостанавливает, прерывает процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее. "Здесь начинается либо путь к душевной опустошенности, либо другой путь - к построению нравственной человеческой жизни на новой сознательной основе».
В.Я. Буторин [20], рассматривая по уровням процесс переработки информации, следующим образом определяет рефлексию и ее функционирование в этом процессе. Он считает, что различение предметного и реального уровней сознания, которое используется в исследовании научного познания, применимо и в исследовании осознания, т.е. рефлексии, в информационном взаимодействии.
Первый уровень - предметный - характеризуется усвоением человеком поступающих сведений о предметах и явлениях природной и социальной действительности и включением их в систему знаний.
Второй уровень - рефлексивный - означает осознание: 1) факта воздействия социальной информации; 2) ее роли и места в жизнедеятельности человека; 3) акта рефлексивной трансформации полученной информации в собственно знания.
Рефлексия, следовательно, проявляется как наличие в сознании человека механизмов и норм произвольного контроля над процессами генерации информации, ее развития и функционирования. К рефлексии надо отнести и критический анализ поступающей информации, сомнение в правомерности и надежности поступающих сведений, их оценку. Способность к рефлексии можно понимать как: умение реконструировать и анализировать понимаемый в широком смысле план построения собственной или чужой мысли; умение выделять в этом плане его состав и структуру, а затем, объективировав их, прорабатывать соответственно ставимым перед собой целям. Потому выделяется две диалектически связанных функции рефлексивного осознания информации: инструментальную и редукционистскую. Инструментальная функция осознания информации выступает как орудие (инструмент) упорядочения наших знаний, представлений о мире, как осмысление способов, методов и средств оперирования с поступающей информацией. Поскольку информация выступает как идеальный план осуществления целей, то снятие неопределенности, ограничение в программе поведения выбора действий, поступка характеризуется как редукционистская функция осознания информации. Рефлексивность как единство инструментальной и редукционистской функций специфична в информационном плане тем, что осуществляет сравнение сведений о том, что делается, с тем, что уже сделано, что предполагалось или предполагается сделать, что должно быть сделано [20].
Таким образом, поступающая информация сравнивается с имеющейся у субъекта моделью будущего (в этом цель рефлексии). На основе такого прогнозирующего сравнения вырабатывается план действия, осуществляется активное управление своим (и чужим) поведением, направленным на решение определенной задачи. Приведенные рассуждения касаются также сравнительного анализа процессов рефлексии и принятия решения, контроля, прогнозирования, речь о которых пойдет в дальнейшем при рассмотрении интегративного характера рефлексивности.
Много внимания в русле этого подхода уделяется соотношению рефлексивности и самосознания, а именно Я-концепции. Организация и развитие рефлексивных процессов у человека имеет следующие параметры [21]:
1. Самооценка. Человек так относится к другим, как к самому себе. Неадекватная самооценка искажает процесс рефлексии как восприятия и понимания процесса общения с другими.
2.Дифференцированность, проявляющаяся в степени детализации представлений о себе. Дифференцированность Я-концепции определяет глубину и тонкость видения других, т.к. человек способен различать в людях только те качества, о наличии или отсутствии которых у себя он задумывался. Восприятие других может искажаться вследствие бессознательной проекции на них неприемлемых у себя черт личности или приписывания ему тех черт, которыми человек хотел бы обладать. При оценке других людей Я-концепция выступает как бы точкой отсчета.
3.Уровень инструментальности в подходе к самому себе, умение использовать свои сильные стороны в качестве инструмента воздействия на других людей. Инструментальность Я-концепции означает высокий уровень саморефлексии: использовать себя в качестве инструмента можно лишь осуществляя рефлексивный анализ ситуации, требований, сознательно управляя собственным развитием. Инструментальность - видение себя в качестве инструмента собственной деятельности.
Вплетенность рефлексивных процессов в самосознание личности, их основополагающая роль в Я-концепции еще раз подчеркивает актуальность исследования свойства, но кроме того, дает некоторые представления о механизмах действия рефлексии, о ее интегральном, сложном характере[21]. С.Ю. Степанов и И.Н. Семенов полагают, что можно выделить 4 основных направления в психологии рефлексии, в каждом из которых выделяется тот или иной ее тип: интеллектуальная, личностная, коммуникативная, кооперативная. Интеллектуальная рефлексия рассматривается в педагогической и инженерной психологии в связи с проблемами организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения решению типовых задач. Личностная рефлексия анализируется в общей психологии и патопсихологии в связи с проблемами развития, распада и коррекции самосознания личности и механизмов построения "я-образа" субъекта. Коммуникативная рефлексия акцентируется в социальной психологии в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении. Кооперативная рефлексия выделяется в психологии управления в связи с проблемами организации совместной деятельности, игрового взаимодействия[22].
Обобщение представленных материалов позволяет считать основными следующие аспекты проблемы рефлексии.
1. Кооперативный аспект рефлексии. Он наиболее релевантен психологии управления и играет роль в обеспечении проектирования коллективной деятельности с учетом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, кооперации их совместных действий. Здесь рефлексия рассматривается как "высвобождение" субъекта из процесса деятельности, как его выход во внешнюю позицию по отношению к ней.
2, Коммуникативный аспект. Рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, как специфическое качество познания человека человеком. Здесь имеет место размышление за другое лицо, способность понять, что думают другие люди, и осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению.
3. Личностный аспект рефлексии. Этот аспект выражается, с одной стороны, в построении новых образов себя в результате общения с другими людьми и активной деятельности, что находит реализацию в виде соответствующих поступков, а, с другой стороны, выражается в выработке более адекватных знаний о мире. Рефлексия здесь является не только принципом дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «я» его различных подструктур («я» - физическое тело», «я» - биологический организм», «я» - социальное существо», «я» - субъект творчества» и др.), но и интеграции «я» в неповторимую целостность, не сводимую ни к одной из ее отдельных составляющих, ни к механической сумме.
4. Интеллектуальный аспект рефлексии. Имеется в виду понимание рефлексии как умения субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия. Кроме того, рассмотрение рефлексии в ее интеллектуальном аспекте позволяет раскрыть представления о психологических механизмах теоретического мышления. Таким образом, субъект может рефлексировать:
1) знания о ролевой структуре и организации коллективного взаимодействия,
2) представление о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков,
3) свои поступки и образы собственного «я» как индивидуальности,
4) знание об объекте и способы действия с ним в ситуации.
По функциям, которые выполняют рефлексивные процессы в той или иной ситуации, можно выделить три вида рефлексии. Данная классификация представляется нам наиболее важной в плане формулировки индикаторов, конкретных форм проявления свойства рефлексивности в ходе создания гипотетического конструкта методики его диагностики.
1.Ситуативная рефлексия - эта форма выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего. Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.
2.Ретроспективная рефлексия - служит для анализа уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексия в данном случае затрагивает предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельных этапов уже находящихся в прошлом. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок.
3.Перспективная рефлексия - данный вид рефлексии включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов выполнения, прогнозирование возможных результатов.
Основная составляющая анализа значимости рефлексивных процессов в управлении - рассмотрение их роли в аспекте выделения профессионально-важных качеств руководителя. Повидимому, в структуре личности руководителя рефлексивность не просто имеет большое значение, но и выполняет роль интегратора других свойств. Рефлексивные процессы настолько активно задействованы во всех управленческих функциях, что рефлексивность является составляющей подавляющего большинства проссионально важных качеств. Известны три таких качества [23].
Первое названо "психологическая избирательность", которая проявляется в нескольких жизненных и экспериментальных индикаторах:
1) повторяющиеся факты быстрого, одновременного, "свернутого", часто невербализованного и неосознанного отражения психологических особенностей и состояний других людей;
2) сопереживание человеком того, что переживают и чувствуют другие люди, своего рода эмоциональная синхронность;
3) высокая чувствительность и восприимчивость в описании и демонстрации психологических объектов по рассказам, книгам, произведениям живописи;
4) возможность быстро и адекватно характеризовать психологические особенности людей;
5) преимущественный выбор психологических объектов из многих других, одновременно действующих на человека;
6) избирательно-психологическая память и наблюдательность;
7)склонность к психологическому анализу, объяснению поведения и поступков других людей и своих собственных;
8) глубокая убежденность в силах и возможностях коллектива;
9)способность мысленно представить себя в психологической ситуации другого человека, думать как бы за него, рассуждать с его точки зрения, решать, став на его место, задавая себе вопрос: "А как бы я поступил на его месте?"
Психологическая избирательность - это умение быстро и глубоко вникать в психологию другого человека и "отражать" ее, умело меняя тон и форму общения, средства и методы воздействия. Руководитель, обладающий психологической избирательностью, легко определяет, на что способен работник, улавливает изменения в коллективе, умело группирует людей. Один из показателей этого свойства - эмпатия, умение встать на место другого, сопереживание. Интерес к людям, тяга к общению с ними, память на людей, их дела и поступки так же сопряжены с психологической избирательностью. Данное свойство определяет умение дать характеристику человеку, его психологический портрет, склонность к психологическому анализу, объяснению поведения и поступков других людей и своих собственных. Вторым специфическим свойством личности способного организатора, по И.С. Мангутову и Л.И. Уманскому, является практически-психологический ум, который проявляется в следующих характеристиках:
1)распределение обязанностей коллективной деятельности с учетом индивидуальных особенностей людей;
2) быстрая ориентация в ситуациях, требующих практического применения знания людей;
3)находчивость в применении психологического состояния, настроения людей к данным условиям деятельности;
4) способность вызвать стимулирующие мотивы деятельности;
5)учет возможностей влияния личных симпатий и антипатий, психологических различий людей при группировке их для выполнения коллективной деятельности;
6)высокая степень обучаемости при формировании организаторских навыков;
7) тенденция решать практические вопросы через призму наличных людских возможностей, своеобразная мысленная "прикидка", "примеривание", "взвешивание" соответствия между задачами практики и количеством и качеством возможных исполнителей.
Практически-психологический ум - качество, обеспечивающее способность находить наилучшее практическое применение каждому человеку в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей. Быстрая ориентировка в ситуациях, требующих практического применения знаний психологии людей, способность решать практические вопросы сквозь призму возможностей коллектива, учитывая особенности взаимоотношений при их группировке для совместной деятельности позднее в работах исследователей рефлексии были названы кооперативной рефлексией.
В качестве третьего качества личности организатора рассматривается психологический такт, характеризующий стиль общения руководителя с подчиненными и коллегами. Это мера похода к людям при установлении с ними взаимоотношений и взаимодействий, выражающаяся в способности быстро найти тон, форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей окружающих. Очевидно, что это свойство подразумевает способность к проникновению во внутренний мир другого человека, умение понять его чувства, реакцию на поведение других людей. Рассмотренные три свойства составляют своеобразное единство. Это групповое специфическое качество авторы называют "организаторским чутьем".
Жариков Е.С. называет в числе важнейших личностных черт руководителя саморефлексию, которую трактует как способность к [24]:
1)самоанализу, познанию своих интеллектуально-психологических характеристик;
2) самонаблюдению, слежению за ходом своих действий, своей работы;
3) самоконтролю, умению объективно оценивать результаты своего труда;
4) самокритике, установке на поиск слабых мест, просчетов, недостатков, ошибок, путей улучшения собственного стиля, приемов и методов работы.
Саморефлексия, по мнению Е.С. Жарикова, - очень непростая способность, особенно если учесть, что согласно гипотезе Е.К. Сеппа, для оценки себя и явлений вне себя у человека существует не одно, а две различных церебральных зоны.
Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 1567;