Тема 7. Креативность и её взаимосвязь с интеллектом
Определение творческого потенциала и творческих способностей специалистов, студентов, учащихся – одна из актуальных в настоящее время задач. Это сложная задача, при решении которой необходимо использовать не только результаты специального психологического обследования, но и информацию, полученную путем анкетирования и опроса коллег, сослуживцев, преподавателей. Сегодняшняя наука, однако, изменила свое первоначальное мнение о том, что только интеллект является главным и чуть ли не единственным критерием возможностей личности. Сегодня все исследования уровня интеллекта обычно дополняются исследованием уровня креативности, который проявляется не только в мышлении, но и в общении, а также в любых видах деятельности. Дело в том, что последние исследования показывают: творческие способности человека далеко не всегда связаны лишь со способностью к обучению и, следовательно, не всегда отражаются в тестах интеллекта.
Креативность (от латинского creato – сотворение, создание) – это способность к творчеству, необычным и неожиданным решениям, восприимчивость к новым идеям, преодоление устоявшихся стереотипов. Это способность удивляться и умение находить решения в нестандартных ситуациях. Такое определение креативности дал П. Торренс (США), который показал, что уровень креативности коррелирует (связан) с достижениями в организаторской деятельности (менеджмент), а также в учебной и профессиональной. Высоких успехов в профессиональной и управленческой деятельности добиваются лишь те, у кого высокий уровень интеллекта дополняется и высокими показателями по креативности. Люди с нормальным и высоким коэффициентом интеллекта, но не обладающие высоким уровнем креативности, редко достигают большого успеха даже при полном владении управленческими и профессиональными технологиями. Однако обязательным признаком творческой одаренности является уровень интеллекта не ниже верхней границы средней нормы, так как именно этот уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.
В то же время В.Н. Дружинин в качестве «верхнего» ограничителя уровня проявления креативности выделяет уровень общего («текучего», по Р. Кеттелу) интеллекта. Если креативность превышает индивидуальный уровень «интеллектуального порога», который определяет успешность адаптации, то начинают появляться признаки дезадаптивного, неврозоподобного поведения [8].
Т. Любарт систематизировал результаты о связи интеллекта и креативности. Во-первых, можно предположить, чту определенный уровень IQ - равный или выше 120 - помогает вхождению в те области деятельности, где возможна высоко творческая работа. Например, высокий уровень IQ необходим для поступления в главные университеты и высшие школы и для последующего занятия должностей, связанных с творческой работой. Согласно второму объяснению, повышение IQ благоприятно сказывается на креативности, но, начиная с определенного уровня (120), дальнейшее повышение IQ не дает дополнительных выгод с точки зрения креативности. Поэтому наблюдается положительная корреляция между IQ и креативностью, но только когда IQ ниже 120. Согласно третьему объяснению, для достижения высокого уровня креативности необходимо иметь хотя бы средний уровень интеллекта (выражаемого в IQ) и другие компоненты, такие как определенные личностные черты. Диаграмма рассеивания будет иметь форму треугольного облака . Почему облако оказывается треугольным? Потому что для высокого уровня креативности нужен не только, относительно высокий уровень IQ , но и такие личностные черты, как склонность к риску и настойчивость. Следовательно, человек с высоким IQ не обязательно будет иметь высокий уровень креативности. С другой стороны, человек с низким IQ будет иметь низкий уровень креативности, даже если у него есть необходимые личностные черты, коррелирующие с креативностью.
Д. Гилфорд (США) выделил два типа мышления: конвергентное, т.е. логическое (вертикальное), и дивергентное, т.е. творческое (горизонтальное) не вписывающееся в логические построения. Конвергентное мышление, т.е. способность логически мыслить и творчески применять полученные знания, диагностируют тесты интеллекта. В тестах же по креативности нет вариантов верных и неверных решений, в них учитываются необычные и неожиданные решения.
Различие между творческим и логическим мышлением заключается в следующем [9,10].
1. Логическое (вертикальное) мышление избирательно, творческое (горизонтальное) мышление имеет более общий характер. Вертикальное мышление допускает существование только одного пути и отрицает все остальные направления. Горизонтальное мышление рассматривает и сравнивает все возможные пути, обращает внимание на новые направления и всегда оставляет возможность для нового выбора. Естественно, что лучше большой выбор, чем никакого.
2. Вертикальное мышление признает только отдельные последовательные шаги, горизонтальное – допускает логические прыжки (логика при этом может быть оттеснена на задний план).
3. При вертикальном мышлении каждый шаг должен быть правильным, при горизонтальном – важен лишь итоговый результат.
4. Вертикальное мышление «отрабатывает» те направления, которые не гарантируют быстрого успеха; в горизонтальном мышлении не отбрасывается ничего. Каждый путь потенциально ведет к успеху, даже если его «плюсы» остаются в тени до настоящего момента. Здесь уместно вспомнить о необходимости позитивной формулировки цели, а также привести характерное для нейролингвистического программирования (НЛП) утверждение: «Не существует неудач, есть только обратная связь».
5. Вертикальное мышление склонно слишком быстро наклеивать ярлыки и давать категоричные оценки, горизонтальное мышление стремится избегать шаблонов и жестких схем.
6. Вертикальное мышление придерживается давно проложенного, наиболее легкого пути, горизонтальное – пути, который на первый взгляд кажется наименее обещающим. Некоторые из техник специально предназначены для того, чтобы переворачивать вещи на 180 градусов (и получить при этом прекрасный результат).
Какова же природа креативности? Природа интеллекта связывается как с врожденными, так и социальными факторами. Относительно креативности пока нет единого мнения. Одни ученые считают, что творческий потенциал человека – это есть нечто данное природой, другие (а их сегодня большинство) утверждают, что он тоже поддается формированию и коррекции. Уже имеющийся опыт школ и курсов по развитию креативности в США Японии и Европе, а также в России и на Украине свидетельствует, что специально организованное обучение способам креативного поведения, моделированию творческих действий в различных сферах деятельности (и особенно в области менеджмента) показывает существенный рост показателей креативности и усиление креативных качеств личности.
По результатам различных исследований творческий (креативный) тип личности характеризуется следующими основными критериями [37,38]:
· ВНИМАТЕЛЬНОСТЬЮ, НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬЮ – умением увидеть и распознать
творческую проблему;
· РАЗНОСТОРОННОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ - умением увидеть в проблеме как можно
больше сторон и связей;
· ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ - умением отказаться от типичной точки зрения и принять
другую;
· ОРИГИНАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ - стремлением отказаться от шаблона или
группового мнения;
· ВАРИАТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ - способностью к множественной перегруппировке идей и связей;
· КОНКРЕТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ – способностью к анализу творческой проблемы
как системы;
· АБСТРАКТНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ – способностью к синтезу творческой проблемы
как системы
· ЧУВСТВОМ ГАРМОНИИ - чувством организационной стройности и идейной
целостности ;
· НЕЗАВИСИМОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ - неконформностью оценок и суждений даже под давлением;
· ОТКРЫТОСТЬЮ ВОСПРИЯТИЯ - восприимчивостью ко всему новому и необычному;
· ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ - конструктивной активностью в неопределенных ситуациях.
Для проявления творческих способностей необходима своеобразная обстановка – креативная среда, характеризуемая следующими признаками :
· оптимальной мотивацией, предполагающей средний уровень мотивации достижения (закон Йоркса – Додсона: максимальная продуктивность деятельности возможна лишь при поддержании мотивации достижения на среднем уровне), а также отсутствие соревновательной мотивации и мотивации социального одобрения;
· непринужденной обстановкой, характеризуемой отсутствием угрозы и принуждения, принятием и стимулированием любых идей, свободой действий и отсутствием критики;
В процессе создания творческого продукта (креативном процессе) выделяется
ряд обязательных стадий :
· появление нестандартной проблемы и возникновение противоречия между
необходимостью и невозможностью ее решения;
· зарождение и оптимизация мотивации к решению задачи;
· созревание идеи в процессе рационального отбора и накопления суммы знаний о
проблеме;
· логический “тупик”, сопровождаемый обязательной фрустрацией эмоционально-
волевой сферы личности;
· озарение (инсайт) – интуитивное прозрение, как бы выталкивающее нужную идею в
сознание;
· экспериментальная проверка идеи.
Существующие многочисленные тренинги и упражнения по развитию творческого мышления, направлены на расширение креативного поля личности [13], которые помогают решить следующие задачи:
а) настраивают на работу вне привычного мыслительного шаблона и с высокой спонтанностью;
б) обеспечивают новый опыт анализа ситуации, возникающей из столкновения разных взглядов, которых придерживаются участники группы (тренинга);
в) обеспечивают готовность к восприятию новых идей, понятий, образов, кодов и т.д.;
г) развивают способность видеть многообразие вариантов решения индивидуальной или коллективной задачи, снимают страх перед неизвестным или перед дилеммой выбора;
д) создают проблемную и недирективную среду, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
е) побуждают участников к активному проявлению креативных качеств.
Креативность это фактически еще и умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе [13]. Наше ежедневное рутинное существование обусловлено множеством правил и законов.
Шаблонность реакций, скука от повторяемости и похожести бытия вступают в противоречие с природными творческими способностями человека. Упражнения и тренинги по обучению креативности направлены на разрешение этого противоречия.
Р. Эпштейн, доктор философии из Кембриджского центра исследования поведения, дал следующую рекомендацию по развитию творческого потенциала личности «Изучайте что-нибудь новое! Если вы банкир, научитесь танцевать чечетку. Если вы нянечка, прочитайте курс мифологии. Прочитайте книгу на необычную, малознакомую Вам тему. Смените газету. Новое соединится со старым в доселе неведомых и, возможно, удивительных формах».
Можно сказать, что творчество – это фермент, преобразующий данные пяти органов чувств человека, научных знаний и представлений, религиозно-мистических верований, личного эмпирического знания в субъективно представляемую картину мира.
Благодаря творчеству существует возможность самовыражения, рождаются оригинальные научные идеи, питающие потом новые источники. Творчество – это как животворящий источник, который питает энергией жизненные силы, ум и воображение человека.
Креативность, как производная от творчества, – это такой способ решения задач, который необходимо применять, если ни контуры решения, ни путь к нему не находятся очевидными. Креативность не требует ни рассуждений, ни логики, исследование которых всегда основано на доступной, имеющей отношение к делу информации или предыдущем опыте. Креативность связана только с вдохновением, которое «исходит свыше».
Одним из первых тестов, направленных на оценку креативных качеств, был тест отдельных ассоциаций, разработанный в 1962 году С.А. и М.Т. Медниками. В тесте человеку предлагались наборы из 3-х слов и нужно было найти четвертое, которое имеет отношение ко всем трем.
В рабочей концепции одаренности, разработанной Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадриковым, В.Н. Дружининым [14], выделены три аспекта: операционное определение креативности, ее формы, ее значение.
1. Креативность, как интегративное качество личности, проявляется в её:
· направленности, характеризующейся доминантностью познавательной мотивации по сравнению с другими типами мотивации (операционные проявления – познавательный интерес, стремление к познанию, любознательность);
· способностях создавать новые идеи, отклоняться от традиционных схем мышления и поведения (способность к преодолению стереотипов, способность чувствовать проблемы, беглость мышления, гибкость мышления);
· характере, как устоявшейся системе отношений и поведения человека (оригинальность, инициативность, нестандартность, терпимость к неопределенности, проницательность, радикальность).
2. Креативность можно рассматривать в двух формах: потенциальной и актуальной. Потенциал представляет собой совокупность возможностей, способностей, в данном случае, к творчеству. Скрытые (потенциальные) творческие возможности актуализируются (проявляются) в творческой активности личности.
3. Креативность можно рассматривать как основу продуктивного развития личности, как потенциал, обеспечивающий ее рост, присущий в той или иной степени каждому человеку.
Креативность составляет основу творчества. Основными показателями креативности являются [15]. Часть этих качеств уже отмечалась ранее в пособии.
1. Беглость характеризуется количеством идей, спонтанно возникших или целенаправленно порожденных в единицу времени. Кроме этого выделяют (Дж. Гилфорд) беглость идей, беглость ассоциирования, беглость выражений.
2. Гибкость проявляется в разнообразии идей. Гибкость мышления – это умение менять сам подход к решению задач независимо от изменения условий, требующих отказа от «типового» решения или его варьирования. Гибкий ум не терпит шаблона в решении и способен к творческим поискам новых решений в меняющихся условиях действительности и специфики проблем, подлежащих решению.
Гибкость мышления – способность комбинировать и образовывать аналогии – формируется только у тех, кто располагает обширными и одновременно детальными знаниями. Гибкость ума включает способность к вычленению существенных признаков из комплекса соподчиненных признаков и способность быстро перестраивать мышление с одной идеи на другую. Гибкость – это способность использовать предлагаемые идеи, даже если они противоположны собственным; способность выходить из «безвыходных» ситуаций. Гибкость характеризуется умением переходить от одного класса понятий к другому.
3. Оригинальность (редкость, нетривиальность решений) – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы. Оригинальность как нахождение таких решений, которые были бы непривычны, неожиданны для других, оценивается помимо других качеств по умению давать необычные заголовки коротким историям, а также сочинением нестандартных историй по тривиальным заголовкам.
Данная способность характеризуется поиском оригинальных идей, не полагаясь при этом на известное и даже на логику, поскольку и «сырая» идея может привести к остроумному решению. Нельзя требовать оригинальности, поскольку она означает способность делать что-то самому и по собственному желанию. Дети с низким интеллектом получают высокие баллы по оригинальности мышления [16]. Таким образом, оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартного; способность производить «редкие» идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных ответов.
4. Степень разработанности решений. Детализация решений связана с возможностью их реализации. Решение общего типа труднее осуществить, нежели конкретно проработанное.
Как видно показатели креативности в основном совпадают с показателями творческого интеллекта (см. тема 1). Можно сделать вывод, что речь идет об одной и той же психологической категории. Различие только в особенностях авторского описания. Т.е. речь идет об одном и том же продукте полнополушарного мышления.
Дж. Гилфорд выделяет блоки способностей, где более подробно раскрываются блоки креативности – «Беглость» и «Гибкость». При этом выделяются следующие виды беглости: беглость идей, беглость ассоциирования, беглость выражений, беглость мышления.
Гибкость подразделяется на:
· семантическую спонтанную гибкость, т.е способность создавать, продуцировать идеи в неопределенной ситуации;
· стихийную гибкость – способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому;
· образную адаптивную гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;
· семантическую гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
Согласно А. Маслоу и К. Роджерсу [17] креативность является универсальной характеристикой, связанной с оптимальной психологической зрелостью личности. К. Рождерс отмечает, что творческие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время удовлетворяя собственные самые глубокие потребности. Они способны творчески, гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения. Такие люди не обязательно полностью приспособлены к культуре и, несомненно, не являются конформистами. Из данной позиции видно, что креативность как характеристика личности должна обязательно присутствовать у человека, который стремится самореализоваться .
Согласно многофакторному подходу к креативности, разработанным Стернбергом и Любартом (Sternberg, Lubarte, 1995), креативность зависит от когнитивных (интеллект, знание), конативных (личностные черты, когнитивные стили и мотивация), эмоциональных и средовых факторов, которые определяют творческий потенциал человека, а он в свою очередь проявляется в творческих продуктах, порождаемых человеком. Результаты влияния этих факторов приведены в [17]. Так, например, выделено 6 личностных черт, образующих значимые связи с креативностью: настойчивость, толерантность к неопределенности, открытость к новому опыту, индивидуализм, склонность к риску, психотизм (связь человека с реальностью). Последняя черта, выраженность которой в общий популяции имеет нормальное распределение, характеризует агрессивность, враждебность и эгоцентризм личности. Исследования показывают [17], что корреляция между психотизмом и количеством уникальных идей составляет 0,65, а между психотизмом и беглостью идей – 0,40.
Что касается эмоциональных факторов, то есть три точки зрения на эмоции [17]:
· эмоции, как мотивационная переменная;
· эмоция, как контекстуальная переменная;
· эмоция, как функциональная переменная.
При первой точке зрения творчество является средством, выражающим аффективный опыт и эмоциональные способности субъекта.
При второй точке зрения эмоция является фактором, способствующим введение субъекта в определенное состояние (физиологическое, поведенческое и когнитивное), которое может либо повышать, либо понижать творческую продуктивность.
При третьей точке зрения эмоция активирует определенные понятия, что приводит к повышению креативности (например, эмоциональная компетентность и эмоциональный интеллект имеют положительные корреляции с креативностью).
При исследовании влияния мотивации на креативность различают внутреннюю и внешнюю мотивацию [17]. Под внутренней мотивацией понимают желания, которые удовлетворяются в результате выполнения определенного задания (работы). Под внешней мотивацией понимается ожидание вознаграждения, которое можно получить после выполнения задания (решения проблемы). В первом случае мотивация благоприятствует проявлению аспектов креативности, которые зависят от области (наука или искусство) и характера задачи (музыкальная, вербальная и др.). Во втором случае творческий потенциал человека может усилить ожидание внешнего вознаграждения (не обязательно материального). Это может быть, например, общественное признание (премия, награда) или же интерес средств массовой информации.
Среда, как средство влияния на креативность, значительно изменилась в последнее десятилетие – это прежде всего телевидение и Интернет.
Было выдвинуто пять гипотез, которые предполагают существование отрицательной связи между телевидением и креативностью. Эти гипотезы были затем подтверждены исследованиями и имеют следующий вид [17]:
1) гипотеза смещения, утверждающая, что отрицательное влияние телевидения вызвано его популярностью. Из того, что значительная часть свободного времени посвящается телевидению, следует, что меньше времени остается на другие виды деятельности, лучше развивающие креативность, например, на чтение;
2) гипотеза визуализации приписывает отрицательное влияние телевидения из за характерной для него манере подачи визуального материала. В отличие от радио или печати, телевидение предлагает «готовые к использованию» образы, оставляя тем самым мало места для работы воображения. При столкновении с творческой задачей зрителю будем труднее отрешиться от телевизионных образов;
3) гипотеза пассивности рассматривает телевидение как легко доступное средство массовой информации, не требующее заметных интеллектуальных усилий. Согласно этой гипотезе, низкий уровень интеллектуальных усилий может зафиксироваться в качестве референтного уровня, на который человек будет ориентироваться и в других сферах. Следовательно, творческая деятельность будет тормозиться, так как она требует больших усилий;
4) гипотеза ускоренного ритма предполагает, что отрицательное влияние телевидения на креативность вызывается быстрой сменой образов на экране. У зрителя остается мало времени на переработку информации в своем темпе и на размышление о содержании программы. Просмотр телевизионных программ, таким образом, отрицательно сказывается на глубине мышления, важной для творческой деятельности;
5) гипотеза возбуждения основывается скорее на содержании телевизионных программ, а не на структуре телевидения. Эта гипотеза предполагает, что программы с насилием и активным действием толкают зрителя к предпочтению активного и импульсивного поведения, противоречащего спокойствию, необходимому для творчества.
Что касается Интернета, то здесь две точки зрения. Согласно первой Интернет имеет отрицательное влияние на развитие креативности в детском возрасте, т.к. здесь действует та же гипотеза возбуждения, как и для телевидения. Кроме этого дети быстро находят нужную им информацию для учебы (особенно в старших классах), которую используют бездумно. Это еще больше касается студентов, которые считывают из Интернета курсовые и даже дипломные работы. Если же человек уже является творческой личностью, то Интернет может ему помочь в дальнейшем развитии креативных качеств, т.к. облегчает нахождение необходимой информации для решения задач в условиях неопределенности.
Таким образом, процесс творческого решения проблемы и базовый нетворческий процесс различаются по четырем принципиальным пунктам [17].
Во-первых, творчество часто ассоциируется с плохо определенной задачей; таким образом, стадия конструирования задачи является решающей.
Во-вторых, при творческом процессе человек может порождать новые решения, используя дивергентное и конвергентное мышление. При решении рутинной задачи сначала применяются известные процедуры, ищут готовые решения и пытаются этим ограничиться, т.е. используется в основном конвергентное мышление.
В-третьих, творческий процесс требует активной переработки информации, работы внимания, многочисленных эпизодов работы дивергентного и конвергентного мышления, в то время, как в стандартном процессе стадии активации знаний, порождения и применения решений носят гораздо более прямолинейный характер.
В-четвертых, в творческом процессе информация о существующих структурах ассоциируется и реорганизуется. При решении стандартной задачи информация припоминается и используется без изменений.
Креативность помогает здоровой личности выразить себя вовне, ее следы можно обнаружить в любой деятельности самоактуализированного человека, даже в самой обыденной, в самой далекой от творчества в обычном понимании этого слова. Чем бы ни занимался креативный человек, что бы он ни делал, во всем он привносит присущее только ему отношение к происходящему, каждый его акт становится актом творчества.
В настоящее время понятие креативности прочно вошло в нашу жизнь, появилось много тестов и упражнений. В объявлениях по найму персонала многие предприятия и фирмы все чаще ищут творческих личностей на должность «креативного директора», основным достоинством и основной задачей которого является активное поведение в условиях неопределенности.
По утверждению В. Ротенберга [5] «Активное поведение в условиях неопределенности (поисковое поведение) является важнейшим фактором соматического здоровья, предотвращает возникновение психосоматических заболеваний и повышает устойчивость организма к стрессу… Поисковое поведение может проявляться в творчестве, в борьбе за благородные идеалы, в альтруистическом поведении, наконец, в попытках преодолеть собственные слабости и отрицательные тенденции».
Так как креативность зависит от уровня творческих достижений, то рассмотрим типы (формы) творческих достижений по Стернбергу (Stemberg, Kaufman 2002г.):
1) Репликация. Этот тип творческих достижений оставляет данную область там, где она находится, привнося, однако, некоторые в существующую парадигму (полная репликация была бы на самом деле просто копией). Примерами репликаций являются использующиеся в последние годы в западных странах традиционные методы китайской акупунктуры или римейки успешных фильмов.
2) Переопределение. Благодаря этому типу достижений происходит некоторое движение за пределами области. Хотя сама область и не движется, творческое достижение изменяет ее определение, так что она начинает восприниматься по-другому. В художественной области в качестве примера этой формы креативности можно привести работы Роя Лихтенштейна - они привели к переосмыслению комиксов как самостоятельной художественной формы.
3) Прирост. Здесь область знаний перемещается в направлении, в котором она перемещалась и ранее, до приемлемой, по мнению специалистов, точки. Примером такой креативности является последовательное продвижение многих исследователей в области производства ламп накаливания, пока Эдисон не открыл вольфрамовую нить.
4) Резкий прирост. Движение области происходит в свойственном ей направлении, но творческое достижение продвигает областъ за её предполагаемые границы. В результате такого продвижении Стернберг приводит в качестве примера работы Альфреда Бине, касающиеся мышления шахматистов и достоверности свидетельских показаний, которые до сих пор в основном игнорируются.
5) Перенаправление. Творческое достижение отвергает существующую парадигму и направляет область в новую сторону. Примерами этой формы креативности являются музыкальные произведения Шенберга, в которых он отказался от классических тональных форм.
6) Реконструкция / перенаправление. Творческое достижение перемещает область туда, где она была, а потом отправляет её в другую сторону. Сделанное Харви открытие принципа кровообращения является примером реконструкции, так как оно совершилось благодаря наблюдению за работой сердца и изучению его роли в физиологическом функционировании организма.
7) Повторная инициация. Область перемещается в до сих пор неизвестную точку и развивается в новом направлении. В области психология в качестве примера можно опять же упомянуть Альфреда Бине в связи с его работами по изменению интеллекта, который до него оценивали элементарными психофизическими показателями.
8) Интеграция. Творческое достижение синтезирует многие аспекты прошлых достижений, которые до сих пор рассматривались как отдельные и даже противоречащие друг другу факты. Примерами являются универсальная теория гравитации, в которой Ньютон объединил идеи своих предшественников, и осуществленный Гершвином синтез джаза и классической музыки.
Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 6878;