Фотосъемка
Полный цикл фотографического процесса включает в себя съемочную стадию, благодаря которой создается скрытое изображение на
фотоматериале. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на подготовительный и основной этап.
На подготовительном, этапе обязателен целый ряд операций:
• выбор сюжета;
• выбор фотоматериала;
• выбор фотоаппарата и объектива;
• выбор композиции, построение кадра, оптимальной точки съемки, необходимого резко изображаемого пространства, крупности плана;
• выбор тональности изображения, светового и цветового решения;
• подбор светофильтра;
• выбор естественного или установка искусственного освещения;
• зарядка фотоаппарата фотоматериалом, его транспортирование и др. операции.
На заключительном этапе съемки в зависимости от типа фотоаппарата, его конструктивных особенностей и степени автоматизации выполняются операции:
• фокусировки;
• определения и отработки экспозиционных параметров (выдержка, диафрагма).
Последняя операция является одной из труднейших, если учесть разнообразие снимаемых объектов и различие световых условий.
Спектральный состав источника света характеризуется его цветовой температурой (температура абсолютно черного тела, при которой Цветность излучения одинакова с цветностью исследуемого изучения при заданной температуре), которая измеряется по шкале Кельвина, где нуль соответствует - 283,15°С. Для черно-белой фотографии численное значение цветовой температуры несущественно. В цветной фотографии светочувствительные фотоматериалы сбалансированы с определенной цветовой температурой, что требует использования конверсионных светофильтров при иной цветовой температуре источника света.
Максимум излучения солнца приходится на длину волн 470 нм, где цветовая температура составляет 61360 К. Спектр, состав солнечного света, его интенсивность зависят от географической широты и высоты
стояния солнца над горизонтом, чистоты атмосферы (дымка, туман,
облачность и др.).
К основным источникам естественного света относят: свет прямого солнца; свет безоблачного дневного неба в стороне, противоположной солнцу; совместный свет солнца и неба; свет прямого солнца при частичной облачности; свет пасмурного дня; свет сумерек; свет луны при безоблачном небе; свет ночного безоблачного неба без луны.
В течение дня в зависимости от высоты стояния солнца над горизонтом освещение разделяют на низкое (утро, вечер), когда высота не превышает 15°, нормальное (15-60°), зенитное и сумеречное (0-6° ниже горизонта). При низком освещении его цвет изменяется от красного к белому, а в тенях — от голубого к синему, при нормальном — цвет достигает белого. В разное время дня освещенность горизонта и вертикальной поверхности объекта различна, что и определяет контраст светотени. В летний период для средних широт нашей страны лучшим для съемки считается утренний свет приблизительно через час после восхода солнца.
На умеренных широтах летом, кроме указанных выше двух утренних часов, «идеальными» являются и два часа после полудня, но все же предпочтение должно быть отдано утренним часам. Свет пасмурного дня отличается относительно равномерным распределением освещенности в течение дня и почти постоянством цветовой температуры (5700—6500 °К). Пасмурное освещение формирует серую тональность изображения, разбеливает цвета, поэтому его следует использовать для решения определенных смысловых и изобразительных задач, например, для съемки пейзажа поздней осени.
Сумеречный свет возникает при низком положении солнца, когда атмосфера отражает и преломляет коротковолновое излучение, пропуская длинноволновое (красное). Это создает эффектную световую картину, например, при съемке ночных сюжетов. На умеренных широтах освещенность в сумерках за 5 мин изменяется почти вдвое. Свет луны представляет собой отраженный солнечный свет. Время экспонирования при лунном свете составляет от 20 мин до нескольких часов.
Освещение в фотографии помогает полнее раскрыть тему, выделить главное, выявить форму, объем и фактуру предметов, их взаимное расположение, создать определенное настроение. С помощью света выявляются формы и фактуры снимаемых объектов, их взаимное расположение, пространство (изобразительная функция света). Освещение поверхности, блики, падающие тени являются такими же важными элементами композиции снимка, как и предметы. Тени могут уравновешивать предметы в кадре, замыкать его композицию. Соответственно этому выделяют композиционную функцию освещения. Свет оказывает воздействие на эмоциональное восприятие снимка, что помогает или препятствует правильному пониманию смысла (смысловая функция освещения). В цветной фотографии свет, взаимодействуя с цветом, оказывает влияние на колорит снимка. Эта функция называется колористической функцией освещения.
Существуют два вида освещения. Освещение, создающее светотень на предметах, выявляющее их форму, фактуру и взаимное расположение, принято называть рисующим; подсвечивающее тени — заполняющим.
Рисующим освещением в природе является солнечный свет, заполняющим — рассеянный свет неба. Так как эти два источника освещают и снимаемый объект, и фон, на который он проецируется, то при съемке с источниками искусственного, освещения выделяют рисующий и заполняющий свет отдельно для модели и фона. Кроме того, при съемке в павильоне применяют контровой свет, создающий световой контур на модели. Его источник устанавливают обычно на высоком штативе. При отсутствии рисующего света контровой свет может взять на себя его функцию. С помощью моделирующего света создают дополнительную обработку участков модели, недостаточно обработанных рисующим светом. Источников заполняющего и моделирующего света может быть несколько.
По характеру различают три вида освещения:
• направленное;
• рассеянное;
• комбинированное (рассеянно-направленное).
Направленное освещение создают прямой солнечный свет в безоблачный день, вольтова дуга, электролампа без арматуры и рефлектор с зеркальной поверхностью. Такое освещение образует на объекте съемки резко выраженные цвета, тени и в некоторых случаях блики. Оно освещает только поверхности объекта, обращенные к источнику света, остальные поверхности остаются в тени. На снимке поверхности объекта имеют тона, соответствующие их цвету. Фактура воспроизводится Достаточно точно. Затененные участки получаются глубоко черными. На них тона и фактура объекта не воспроизводятся.
Направленное освещение от одного источника света вызывает чрезмерный контраст изображения. Его можно избежать, применив отражательные подсветки или несколько источников света.
Рассеянное освещение создают солнечный свет сквозь облака или туман, электролампа из молочного стекла или в рефлекторе с матированной поверхностью, светильник, перед которым установлен рассеивающий экран. Такое освещение равномерно и одинаково распределяется по всей поверхности объекта, вследствие чего на нем отсутствуют тени, блики и рефлексы. Соответствующими тонами передаются только Форма и цвет объекта. Из-за отсутствия теней и полутеней объект на снимке кажется почти плоским. Рассеянный свет создает слишком мягкое освещение. Снимки получаются малоконтрастными,
Комбинированное освещение — сочетание направленного и рассеянного света. Оно обладает значительными, преимуществами по сравнению с направленным и рассеянным, так как образует полутени, создающие впечатление объема объекта. Комбинированное освещение благоприятно изменяет отношение яркостей: яркость цветов убывает быстрее, чем теней, за счет рассеянного света. Таким образом, получается нормальный контраст объекта съемки.
Большую роль при съемке играет направление света. Если источник света расположен выше объекта — освещение верхнее, если он ниже — освещение нижнее. Источник света может занимать также заднее, переднее и боковое положение по отношению к объекту. В зависимости от угла, под которым падает свет на поверхность объекта, освещение бывает прямым, когда лучи падают на поверхность объекта под углом больше 45°, и косым, когда лучи падают под меньшим углом.
При направленном освещении предмета на нем образуются различные элементы светотени:
• света — ярко освещенные поверхности, обращенные к источнику света, а также изображение самих источников света;
• блики — световые пятна на ярко освещенной выпуклой поверхности, обычно глянцевой;
• тени — неосвещенные или слабоосвещенные участки поверхности называются собственными, а отбрасываемые объектом — падающими;
• полутень — слабая тень, возникающая, когда объект освещен несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращенной к источнику света под небольшим углом;
• рефлекс — слабое светлое (иногда цветное) пятно на стороне
тени, образованное лучами, отраженными от близколежащих объектов.
Элементы светотени образуют гамму светотональных переходов, богатый световой рисунок, как бы состоящий из множества тонов. Среди них блики представляют собой наиболее яркие тона, а тени — наименее яркие.
Условия съемки при естественном освещении чрезвычайно разнообразны. Фотографу приходится работать в различное время года и суток, когда главным источником света является солнце, облачное небо или небольшой просвет в облаках. При этом необходимо учитывать, что характер освещения в течение дня непрерывно меняется в зависимости от высоты солнца над горизонтом, что особенно важно при съемке на цветную пленку. В течение дня наблюдаются различные периоды освещения.
Период сумеречного освещения - это время, когда солнце еще не поднялось над горизонтом и объекты предстают темными силуэтами на фоне яркого неба. При перемене точки съемки на противоположную объекты получаются светлыми на темном фоне. Период эффектного освещения продолжается, пока солнце не поднимется на высоту 15° над горизонтом. В это время на горизонтальных поверхностях образуются длинные тени, низкое солнце выявляет все детали поверхности. Вертикальные плоскости освещены значительно сильнее горизонтальных. Период нормального освещения характеризуется высотой солнца от 15° до 60° над горизонтом. Освещение вертикальных и горизонтальных, поверхностей в это время примерно одинаково. На объекте возникает выразительная светотень при достаточной подсветке теней рассеянным светом неба.
Эти условия особенно рекомендуются для съемки портрета и архитектуры. Горизонтальные поверхности освещены намного сильнее вертикальных, резко падает количество рассеянного света, подсвечивающего тени объекта. Контраст освещения бывает настолько велик, что не передается фотографическим материалом. В этих случаях необходима подсветка. Роль подсветки может выполнять песчаный берег, светлые скалы, белые стены домов.
Особенно интересными бывают кадры, снятые вечером, когда свет от неба еще обеспечивает необходимую проработку деталей объекта, но уже загорелись окна, фонари, реклама, подчеркивающие сгущающиеся сумерки. Наибольшее количество рассеянного света наблюдается в пасмурную погоду, туман, когда освещение объекта носит ярко выраженный тональный характер, светотень отсутствует. Легкие облака, плотная дымка пропускают солнечные лучи, создающие светотень, и в то же время обеспечивают хорошую подсветку теней.
При съемке на улицах и площадях городов всегда следует учитывать экранирующее действие зданий и архитектурных сооружений, ограничивающих подсветку теневых участков объекта съемки светом неба.
Если необходимо сфотографировать человека или группу на фоне городского пейзажа, то желательно, чтобы солнечные лучи освещали лица переднебоковым светом. Нельзя размещать людей в тени зданий так, чтобы их фигуры проецировались на ярко освещенную солнцем сторону здания, улицы или площади. Освещенность фона не должна быть выше освещенности лица или фигуры человека, иначе окружающий пейзаж не проработается на снимке или человек будет выглядеть на этом фоне темным силуэтом.
Существенно влияет на освещение листва деревьев. В летнее время кроны деревьев не только экранируют свет неба, но и разбивают солнечный свет на бесчисленное количество отдельных бликов. Так, в тени густых деревьев освещение носит характер рассеянного, ненаправленного, а в тени деревьев с редкой листвой пятна солнечного света из-за высокого контраста весьма затрудняют съемку. Этими же особенностями отличается освещение в парках, садах и лесах. Условия фотографирования в парках и лесных массивах значительно улучшаются, если солнце закрыто легкими полупрозрачными облаками или если пасмурно. И хотя освещенность под кронами деревьев сильно падает, одновременно снижается контрастность освещения, что весьма благоприятно отражается на снимках.
При фотографировании на открытых пространствах, в поле, у берега моря, реки и т.д. контраст солнечного освещения значительно ниже, чем в лесу, хотя летом в полуденные часы он может достигать значительных величин. Снизить контрасты полуденного освещения, особенно в случаях съемки по направлению солнечных лучей, позволяет использование подсветки, возникающей в результате отражения солнечного света от светлой поверхности песчаного пляжа или воды.
Искусственное освещение создает для фотографа большие изобразительные возможности, чем естественное. Оно позволяет абсолютно точно создать необходимые световые условия, стабильные по спектральному, составу, что имеет большое значение при цветной съемке. Путем выбора осветительных приборов, их мощности и размещения можно добиться нужного светотонального рисунка, перераспределить яркости объекта съемки и фона.
При фотографировании в помещении крупными и средними планами следует различать следующие виды искусственного освещения, определяемые по характеру решаемых с их помощью задач:
• рисующий свет — интенсивный направленный пучок света, выявляющий объемы деталей объекта съемки и являющийся основой эффекта освещения;
• общий заполняющий свет обеспечивается комбинацией источников верхнего и переднего света, делает возможной проработку деталей в тенях. Обычно устанавливается со стороны фотоаппарата;
• моделирующий свет — обычно узкий направленный пучок света малой интенсивности, преследующий задачи точной световой отработки отдаленных частей объекта съемки;
• контровой (или контурный) свет — задний скользящий свет. Источник контрового света обычно устанавливается сзади и несколько выше объекта съемки. Этим видом света особенно удобно пользоваться, когда объект и фон тонально сливаются;
• фоновый свет – свет, освещающий фон, на котором изображается объект. Фоновый свет распределяется так, чтобы световые участки объекта рисовались на темном фоне, а теневые - на светлом.
Для регулирования светового потока на его пути непосредственно у осветителя устанавливают светорассеиватель, представляющий собой металлическое кольцо, на которое натянута сетка. Но этот способ малоэффективен. Лучшие результаты дают белые зонты или экраны с большими размерами. В этом случае мощный источник света (галогенную лампу большой мощности или лампу-вспышку) устанавливают на расстоянии 60-90 см от экрана, напротив его центра, и направляют световой поток лампы на экран. Отразившийся свет создает мягкое рассеянное освещение, особенно необходимое при портретной съемке. Иногда свет мощной лампы направляют на потолок, который при этом служит вторичным излучателем с большой поверхностью.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1064;