Подсобные инструменты и оборудование

 

Изобразительная работа начинается с подбора инструментов. От того, как оборудовано рабочее место, во многом зависит не только технический, но и творческий успех.

Палитра служит важным инструментом художника, на ней создается материал живо­писной ткани. На ней подбираются краски, смешиваются и подбираются искомые тона, на ней в продолжение всей работы хранятся заготовленные краски.

Чтобы отвечать своему назначению, палитра для акварели, во-первых, должна быть белой и непрозрачной. Белизна палитры, как и белизна бумаги, нужна для того, чтобы ви­деть краску на просвет, видеть ее такой, какой она будет выглядеть на бумаге. Во-вто­рых, палитра должна иметь разнообразные углубления для хранения разведенных красок в больших и малых количествах, места для смешения красок, места для приклеивания кра­сок в плитках или выдавливания красок из тюбиков, место для влажной губки, тряпки или пропускной бумаги. Если палитра предназначена для мастерской, то хорошо, если она будет белой фарфоровой или светлой фаянсовой, достаточно большого размера. Палитру для работы на натуре целесообразно делать металлической, эмалированной, складной, бе­лой внутри и черной снаружи (рис. 43).

Акварельный бачок с двумя отделениями предназначен для мытья кистей и хранения чистой воды для разведения красок. Для мастерской удобен бачок прозрачный, стеклян­ный; такой бачок позволяет видеть степень загрязнения воды. В походной обстановке ну­жен бачок металлический эмалированный либо сделанный из светлой резины, складной. Такой же удобный и небьющийся бачок можно сделать из пластмассы или целлулоида (рис. 43).

При работе акварелью всегда необходима губка. Умение всесторонне использовать ее технические возможности указывает на хороший технический уровень мастера.

Губка предназначается для смачива­ния бумаги перед натяжкой ее на под­рамник, а также для увлажнения бумаги в начале работы, чтобы краски ложились легко, с мягкими очертаниями мазков. Губка предназначается также для осу­шения кистей, когда на кисти может ока­заться много лишней воды или краски. Мокрую кисть иногда стряхивают на зем­лю или, что еще хуже, берут в рот. Но стряхивание кисти загрязняет пол и иног­да портит отставленные работы. Наибо­лее правильно удалять лишнюю воду при­косновением к губке. Так, не делая лиш­них движений, можно снять необходимое количество воды или краски, поправить конец кисти, сосредоточеннее работать.

Губка нужна на палитре также для того, чтобы подобрать случайно текущую краску, которая может угрожать всему изображению. Губкой смачивают неудач­ные места для их переделки. И, наконец, губка нужна для того, чтобы по окон­чании работы смыть добела палитру.

Для акварельной техники лучшая губка — натуральная греческая. Она хо­рошо держит воду, мягка, когда в ней много воды и когда ею нужно смочить бумагу или красочный слой, почти не за­девая поверхности; жестка в отжатом со­стоянии, когда нужно что-нибудь смыть, и т. д. Ее могут заменить чистая полот­няная тряпка, вата или пропускная бу­мага (рис. 43).

Мольберт для акварельной живописи делается особой конструкции. Кроме всех остальных требований, которые предъяв­ляются ко всем мольбертам, он должен давать возможность ставить подрамник под разными наклонами, начиная от гори­зонтального и кончая почти вертикаль­ным положением. Таким требованиям от­вечает академический мольберт (рис.44), дающий подрамнику любую высоту и любой наклон. Более прост ученический мольберт; он употребляется двух высот с одинаково откидывающейся рамкой.

Мольберт для натурных зарисовок должен быть легким, портативным и вместе с тем достаточно устойчивым при ветреной погоде (рис. 43).

 

 

Рис. 44. Инструменты и оборудование. Набор необходимых предметов для работы на открытом воздухе. Два подрам­ника с натянутой бумагой, палитра, краски, бачок, блок­нот и складной стульчик завертывают в клеенку. Набор стягивается ремнями вместе со складным зонтом.

Перо — прекрасный инструмент для деталировки, о нем непростительно часто забы­вают акварелисты. Наряду с тонкой кистью перо имеет большие возможности в акварель­ной технике; оно прекрасно служит нанесению цветного контура акварельными черни­лами, дает тонкие и острые штрихи в мелких деталях; удобно для уточнения формы, для ретуши, для реставрации поврежденных и переделываемых мест. Будучи хорошо отточено, перо дает мягкие линии, а иногда заменяет кисть.

Нож акварелиста снимает краску с бумаги. Это бывает необходимо в освещенных местах. Острым и тонким концом ножа, не нарушая поверхности бумаги, можно получить светлый блик. Всем лезвием ножа хорошо снимать краску с зернистой бумаги, обнаружи­вая этим структуру зерна и придавая красочному слою необходимую фактуру изобра­жаемого материала с последующей обработкой кистью. Работа ножом требует большой осторожности и ограничения; разодранная скоблением акварель производит отталкивающее впечатление. Осторожно обработанная ножом, она дает полное впечатление фактурного красочного слоя.

В мастерской необходимо оборудовать специальный стол для палитры, кистей, воды, бумаги, красок и других инструментов. Хорошо оборудованный стол освобождает от нерв­ной суматохи, от поисков нужных инструментов и материалов, способствует спокойной и сосредоточенной работе.

Стул художнику нужен лишь для временного отдыха и, самое большее, для детализации изображения. Когда акварелист садится на стул, ставит на колени подрамник, берет в руки палитру с красками и т. д., тогда у него начинает пропадать желание двигаться, отхо­дить, чтобы видеть свою работу на расстоянии. Его невольно начинают увлекать детали, второстепенные подробности колорита, и вскоре он по своему творческому состоянию на­чинает переходить от живописи к рукоделию. Ответственная работа живописца требует непрерывных отходов, оценки каждого мазка как нанесенного, так и предполагаемого к на­несению, с многих, различно удаленных точек зрения. Лишь только для того, чтобы нанести мелкую деталь и не держать в это время руку на весу, может понадобиться стул. Суровая обстановка мастерской не диктуется рисовкой или надуманной позой. Она необ­ходима для требовательной творческой работы. Смягчение требовательности в этом отно­шении может быть допущено лишь в случае болезни или каких-либо физических недо­статков.

Итак, подбор инструментов и оборудования мастерской оказывают значительное влия­ние на ход работы как в техническом, так и в творческом отношении. Однако нельзя сва­ливать неудачи в работе целиком на неудовлетворительную обстановку, материалы, инстру­менты. Решает успех целеустремленный, творческий труд художника. Но нужно всячески стремиться приспособить существующую обстановку для улучшения работы; сколько по­зволяют условия, оборудовать рабочее место лучшими материалами и инструментами.

Продуманный подбор материалов и инструментов — начало успешной работы.

 








Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 734;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.