Подрамники

Подрамник должен держать бумагу и оберегать ее от повреждений. Существует боль­шое число подрамников разнообразных конструкций. Они избираются по вкусу акварелиста и в соответствии с характером работы.

Наиболее целесообразную и простую конструкцию представляет собой обыкновенный подрамник, состоящий из липовой обвязки с фанерной филенкой, на которую бумага на­тягивается в сыром виде и укрепляется при помощи кнопок. Липовая обвязка дает воз­можность легко вкалывать и извлекать кнопки. Приготовленный подрамник внешне напо­минает натянутый холст для масляной живописи (рис. 44).

Подрамник такой конструкции лучше всего отвечает техническим условиям акварель­ной живописи. Он прочен, легок, не коробится, хорошо держит и оберегает бумагу. При­годен и для письма по сырому, когда под бумагу подкладывается мокрая тряпка или лист пропускной бумаги, которые питают бумагу влагой по мере подсыхания с внешней сто­роны. Связанные лицом к лицу подрамники, сами уже представляют собой хороший этюд­ник; чехлом может служить клеенка, под которую можно положить краски, кисти и вспо­могательную бумагу. Клеенка сбережет в ненастную погоду работы, а иногда и самого автора, поможет разместиться на сыром месте или даже соорудить резервуар для воды.

Переходя к технической роли подрамника, следует сказать о его наклоне. Наклон имеет определенный технический смысл. Во-первых, наклонно стоящее изображение хорошо видно на расстоянии, его удобно сравнивать с изображаемым предметом. Во-вторых, на­клон подрамника отражается на качестве красочного слоя.

Наклонное положение подрамника создает поток воды в одном направлении — сверху вниз. Художник, внимание которого и без того поглощено сложной работой, освобождается от наблюдения за состоянием красок, и он может держать материал в руках и диктовать ему свою волю. Наклонный сток воды дает более прозрачный красочный слой.

В тех случаях, когда нужно добиться наибольшей легкости и прозрачности при изображении теней, задних планов, прозрачных предметов и т. д., подрамник должен иметь почти вертикальное положение.

 

 

На наклонной плоскости при стоке лишней воды краски скорее просыхают и вся работа ведется быстрее. У опытного акварелиста не бывает лишней воды на бумаге, бумага всегда успевает просы­хать, как бы интенсивно ни велась ра­бота. Правильный наклон подрамника благоприятствует работе, сообщая теку­щей воде нужную скорость.

В классе начинающих акварелистов часто приходится наблюдать картину не­правильного использования наклона под­рамника. Ученик кладет подрамник гори­зонтально и наносит краски с излишним количеством воды в погоне за «сочно­стью» и манерными подтеками. Бумага от избытка воды размокает и вздувается. Краски расплываются в разные стороны, помимо воли автора. Изображаемый предмет превращается в бесформенные пятна красочных потоков. Кисть при та­ком положении подрамника может толь­ко отдавать воду, а не снимать ее. Такой акварелист не руководит красочным ма­териалом, он только гадает на красочной гуще непросыхающего живописного бо­лота и не может добиться сочности. Сочность же достигается точным и взве­шенным подбором цвета, прозрачностью красок, легкостью нанесения и быстротой просыхания при необходимом наклоне.

При правильном использовании на­клона подрамника может возникнуть не­обходимость и в горизонтальном его положении. Так, например, во время изображения передних планов каменной кладки, фактур­ных драпировок, чугунного литья, штукатурки и других фактурных материалов, когда ис­пользованы другие технические возможности материалов и инструментов для передачи фактурной поверхности, тогда может быть использован и наклон подрамника. Места, где необходимо максимально выразить фактуру каменной стены, можно делать на горизон­тальном подрамнике. Краска задерживается в порах между зернами бумаги, тяжелые кру­пинки корпусной краски оседают тут же, не стекая, по сырому же могут добавляться до­полнительные оттенки и краски, все это засыхает в горизонтальном положении и обраба­тываемое место получает максимальную корпусную фактуру, доступную акварельной технике.

Кроме наклона, в постановке подрамника имеет значение его поворот к свету и осве­щенность. Вся плоскость подрамника должна освещаться равномерно, так чтобы на под­рамник не падали случайные тени, хотя бы и легкие, от каких-либо предметов или от самого работающего. При всех условиях работы в постановке подрамника следует исходить из того основного требования, чтобы картинная плоскость изображения находилась в световых усло­виях, близких к освещенности изображаемого предмета.

Если перевод взгляда от натуры к подрамнику и от подрамника обратно будет про­ходить при одной освещенности, то чувствительность зрения по мере сосредоточения будет возрастать; предмет, а за ним и его изображение будет красочнее, рельефнее, живее. В про­тивном случае зрение будет переводиться от одной освещенности к другой, чувствитель­ность зрения будет притупляться, предметы будут выглядеть более серыми, работа будет более черной и мертвой.

 

 

Рис. 43. Инструменты и оборудование. Вверху — фарфоровая и металлическая палитры; в середи­не— акварельный этюдник с пяльцами для натя­гивания бумаги, палитрой, красками, кистями и бачком для воды; внизу — греческая губка, рези­новый и стеклянный бачки; слева — набор беличь­их, колонковых и щетиновых кистей, необходи­мые перья и ножи.








Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 738;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.