Глава вторая. Возможности инструментов.

 

Кисти

Кисть существует уже тысячелетия. При простоте конструкции она представляет со­бой весьма совершенный инструмент для живописи. В живописной технике встречаются такие задачи, в выполнении которых решающее значение имеет кисть, и удача подчас в большой мере зависит от качества кисти и от того, насколько хорошо художник знает и чувствует возможности этого инструмента.

Кисть художника предназначена для перенесения красок с палитры на картинную плос­кость. Акварельная кисть в приподнятом положении вбирает краску, в опущенном — от­дает ее.

Когда акварелью покрывают участок бумаги, вначале держат кисть опущенной, чтобы краска вытекла на поверхность бумаги. При окончании покрытия нужно изменить поло­жение кисти так, чтобы конец ее оказался приподнятым и избыток краски у нижнего края закрашенного места вернулся обратно в кисть (рис. 39). При неумелом обращении с кистью работа изобилует излишними скоплениями воды, краски медленно сохнут, спадают про­извольно, растекаются, уродуют форму и образуют грязные сгустки, которые придают ра­боте пестроту и жесткость. По таким густым пятнам красок обнаруживается неумение владеть кистью. При правильном обращении с кистью количество воды диктуется худож­ником, лишней краски на работе не остается, она не нарушает форму, работа быстро про­сыхает, краски ложатся точно, легко, прозрачно, свежо.

В работе кистью важно научиться чувствовать объем воды, находящейся в кисти, так как он должен соответствовать площади мазка. Устранение лишней краски особенно необ­ходимо в тех случаях, когда требуется по сырому соединить одно пятно с другим, не на­рушая намеченных очертаний. В противном случае изображаемая форма нарушится от самотека краски.

Кисть может держать в себе краску однородного и разнородного раствора как по цвету, так и по силе тона. Если нужно положить краску прозрачно, лессировочно, то рас­твор краски должен быть совершенно однородным; для этого краску тщательно размеши­вают на палитре или пробной бумаге. Если же краску взять на кисть неразмешанной или плохо размешанной, то на конце кисти образуется сгусток, а у корешка остается чистая вода; в момент нанесения мазка конец кисти с густой краской коснется бумаги первым, вода же будет вымывать густую краску и создавать грязные цвета.

Необходимо научиться ровно покры­вать большие плоскости одним тоном. В архитектурном проектировании часто бывает необходимо равномерно загрунто­вать бумагу, нанести фон, покрыть боль­шую легкую тень и т. п. Вначале боль­шая площадь не получается ровно; это происходит оттого, что краска наносит­ся горизонтальными мазками (рис. 39, е). Если краска не совсем прозрачна, пло­скость получается полосатой.

Для равномерного покрытия боль­шой плоскости нужно применять способ косой штриховки. Движение кисти дол­жно быть пилообразным, состоящим из штрихов под углом 30 — 45°. Самотек воды будет растушевывать эти штрихи в вертикальном направлении. В результате косоугольного направления штрихов и самотека получится равномерный тон большой площади, как это бывает в ри­сунке, когда нужно косой штриховкой ка­рандаша равномерно затонировать боль­шую площадь бумаги. Часто в этом слу­чае берутся за большие кисти, но они не дают идеально ровной поверхности и ими очень трудно обходить мелкие дета­ли силуэтов. Здесь главное заключается в однообразном движении руки в продол­жение всего покрытия. Умеющий нанести краску ровно, всегда потом сможет при­дать красочному пятну любые переходы.

Косая штриховка также не дает краске собираться в большую массу, которая может потечь вниз и испортить работу; штриховка разбивает краску на мелкие капли, она хорошо держит­ся на бумаге и освобождает от риска залить работу краской, дает воз­можность смело работать при верти­кальном положении подрамника, что является важным обстоятельством для техники лессировочных красок и вооб­ще для хорошего обзора исполняемой работы.

 

 

 

 

Рис. 39. Работа кисти: а — опущенная кисть от­дает краску; б— приподнятая кисть вбирает кра­ску; в — краска, наносящаяся горизонтальным движением кисти, ложится неравномерно, скап­ливается тяжелой массой и может образовать по­токи; г — краска, наносящаяся пилообразным движением кисти, ложится равномерно, раздроб­ляется на мелкие капли и не подвергает рисунок опасности случайных потоков.

Хорошая кисть дает тонкую линию и широкий мазок. Она может быть насыщена краской и наносить боль­шие прозрачные пятна или быть толь­ко влажной и наносить прерывистые штрихи, окрашивая лишь верхушки зерен фактурной бумаги. Эти техниче­ские возможности нельзя упускать из виду; изображение, сделанное однооб­разным прикосновением кисти, будет производить тоскливое впечатление рядом с другим, где возможности кисти использованы полностью.

Технические навыки пользования кистью развиваются в наброске, в рисунке кистью. Работа кистью имеет те преимущества перед рисованием карандашом, что кисть сразу покры­вает большие площади тоном нужной силы и вместе с тем может дать тон­кую линию. Кисть способствует вос­приятию предмета в целом и дает сразу почувствовать его общую фор­му. Но рисунок кистью труднее ис­править, чем рисунок карандашом; это приучает до прикосновения к бумаге строго проверять собственное представление о предмете, требует от рисующего сосредоточенности, дисциплины, выдержки и во многом способствует разви­тию технического предвидения. Работа кистью требует «семь раз отмерить и один раз от­резать».

 

 

 

 

Рис. 40. Работа сухой и влажной кистью. Ар­хитектурные рисунки С. В. Ноаковского. Ввер­ху можно видеть, как сухая кисть передает фактуру освещенных мест, а влажная кисть — прозрачность собственных и падающих теней. Внизу показана работа тонкой и широкой кистью.

 

 

 

 

Рис. 41. Работа кистью. Набросок автопортрета художника Э. Делакруа. В наброске сочетается техника сухой и влажной кисти.

Примером мастерского владения кистью могут служить рисунки академика живописи С. В. Ноаковского, в которых острота кисти сочетается с широтой мазка (рис. 40). Сухая кисть, показывая фактурную поверхность освещенной части, противопоставляется влажной кисти в прозрачных тенях, в далеких планах. Форма предметов, освещенных ярким светом, выявляется кистью по сухому; при изображении полумрака теней работа ведется по сырому.

 

 

Рис. 42. Работа кистью. Фрагмент акварели М. А. Врубеля «Наяды и тритоны». Фрагмент показывает техни­ческие возможности кисти — от тонких и резких штрихов до широких мазков и пятен.

 

Набросок художника Делакруа (рис. 41) показывает целесообразное применение тех­ники сухой кисти. Этот прием применен для передачи корпусной фактуры освещенного лица в сочетании с техникой влажной кисти в затененных и отступающих местах лица и фона.

На акварели М. А. Врубеля «Наяды и тритоны» (рис. 42) можно заметить, что пре­восходное изображение моря достигнуто главным образом техникой кисти. Морская вода написана почти одной краской с помощью богатого разнообразия мазков кисти, штрихов, пятен, линий и широких покрытий.

Развитие техники кисти не может ограничиться употреблением малого их числа. Так же как и в масляной живописи, набор кистей значительно увеличивает технический диапазон акварелиста.

Нужно иметь тонкие, острые кисти для миниатюрных деталей, нужно иметь и широкие для больших фоновых поверхностей. Нужно иметь мягкие кисти для легких лессировок и щетину для грубых корпусных фактурных мазков, а также кисти плоские и круглые. Привычка работать одной кистью приводит к однообразной технике и бесконечному полосканию кисти в воде. Набор из десятка или дюжины разнообразных кистей во многом будет содействовать целесообразной, живой технике акварелиста.

 








Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 1006;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.