Лабораторная работа 49
Стеки и очереди
Цель работы: изучить создание и работу с очередями и стеками, научиться решать задачи с использованием очередей и стеков на языке C++.
Теоретические сведения
Очередь и стек – это частные случаи однонаправленного списка.
Стеки
В списках доступ к элементам происходит посредством адресации, при этом доступ к отдельным элементам не ограничен. Но существуют также и такие списковые структуры данных, в которых доступ к элементам ограничен, наиболее важная из них – стековый список или просто стек.
Стек (англ. stack – стопка) – структура данных с методом доступа к элементам LIFO (Last In – First Out, «последним пришел – первым вышел»). Чаще всего принцип работы стека сравнивают со стопкой тарелок: чтобы взять вторую сверху, нужно взять верхнюю.
Стек – это список, у которого доступен один элемент (одна позиция). Этот элемент называется вершиной стека. Взять элемент можно только из вершины стека, добавить элемент можно только в вершину стека. Например, если записаны в стек числа 1, 2, 3, то при последующем извлечении получим 3,2,1.
Рис. Стек
Описание стека выглядит следующим образом:
struct имя_типа {
информационное поле;
адресное поле;
};
где информационное поле – это поле любого ранее объявленного или стандартного типа;
адресное поле – это указатель на объект того же типа, что и определяемая структура, в него записывается адрес следующего элемента стека.
Например:
struct list {
type pole1;
list *pole2 ;
} stack;
В стеке добавление и удаление элементов осуществляется с одного конца, который называется вершиной стека. Поэтому для стека можно определять функции:
· доступ к вершине;
· добавление элемента в вершину;
· удаление элемента из вершины.
Пример 1. Рассмотрим задачу. Пусть требуется ввести некоторую последовательность символов, заканчивающуюся точкой, и напечатать ее в обратном порядке. Представленная ниже программа сначала вводит все символы последовательности, записывая их в стек, а затем содержимое стека печатается в обратном порядке. Реализация стека выполнена в связанном хранении при помощи указателей p и q на тип, именованный как STACK.
#include <stdio.h>
#include <stdlib.h>
typedef struct st {// объявление типа STACK
char ch;//информационное поле
struct st *ps;
//указатель на структуру типа st
} STACK;
void main() {
STACK *p,*q;
char a;
p=NULL;
do {// заполнение стека
scanf("%c",&a);
q=(STACK*)malloc(sizeof(STACK));
q->ps=p; p=q; q->ch=a;
}
while(a!='.');
do {// печать стека
p=q->ps;
free(q);q=p;
printf("%c",p->ch);
}
while(p->ps!=NULL);
}
Пример 2. Дана строка символов. Проверьте правильность расстановки в ней круглых скобок.
#include <stdio.h>
#include <string.h>
#include <stdlib.h>
//объявление структуры стека
struct node {
struct node *next;
char ch;
};
//Объявление вершины стека
struct node *VER=NULL;
struct node *steak;
void AddToSteak(char ch) { //Добавление элемента в стек
steak =(node*)malloc(sizeof(node));
steak->next=VER;
steak->ch=ch;
VER=steak;
}
int DelNode() {//Удаление элемента из стека
if(VER==NULL) return 0;
VER=steak->next;
free(steak);
steak=VER;
return 1;
}
void DestroySteak() {//Удалить весь стек
printf("Error!");
while(steak!=NULL) {
VER=steak->next;
free(steak);
steak=VER;
}
}
void main() {
char text[255];
int i;
int flag=1;
//идентификатор при удалении верхнего элемента стека
printf("Input line of text with \"(\" and \")\" ->");
gets(text);
for(i=0;i<strlen(text); i++) {
if(text[i]==')' ) {
if(steak==NULL) {
//Попытка удалить нулевой элемент стека
flag=0;;
break;
}
if(steak->ch=='(') {
flag=DelNode();
if(flag==0) {//Попытка удалить нулевой элемент стека
break;
}
}
}
if(text[i]=='(')AddToSteak(text[i]);
}
if(flag!=0 && steak==NULL) printf("All right!");
else DestroySteak();
printf("\n");
}
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 742;