Культура Древнего Египта

 

Историко-географическая справка. Периодизация истории Древнего Египта. Религия и мировоззрение египтян. Заупокойный культ и представления о душе и мироздании. Искусство: архитектура и знание тайн «золотого сечения», скульптура, музыка. Политико-правовая система. Система образования. Сакральные знания египтян. «Книга мертвых». Влияние египетской культуры на развитие культурыругих народов.

На СЕВЕРО-ВОСТОКЕ Африки находится родина древнейшей в мире цивилизации — Египет. Кочевые племена Северной Африки в то время, когда уже закончился ледниковый период в Европе и количество дождей стало уменьшаться, переселились в многоводную и плодородную долину Нила. Это произошло в VI-V тыс. до н. э. С течением времени египтяне, ведя многолетние наблюдения, учились управлять рекой и предугадывать силу ее разлива.

IV-III тыс. до н. э., когда обитавшие в Средней Европе варварские племена еще носили звериные шкуры и жили в пещерах, Египет стал уже страной с высокоразвитым общественным и политическим устройством. В этой цивилизации процветали сельское хозяйство, ремесла, медицина, наука, архитектура и искусство. Строились города с удобными домами, с водостоками и канализацией, служебные и хозяйственные помещения, в жилых домах окна выходили в зеленый двор. Но больше всего поражают наших современников грандиозные инженерные работы и колоссальные архитектурные сооружения египтян — пирамиды, храмы, сфинксы. Загадкой остается знание жрецами законов гармонического единства мира, тайны законов психической энергии и «золотого сечения».


Главная особенность Египта — жаркий климат. Жара, доходящая до сорока градусов, редкие дожди сделали бы Египет не колыбелью цивилизации, а пустыней, если бы не ирригационная система регулирования воды, созданная и поддерживающаяся египтянами. Чтобы сохранять воду круглый год, они построили целую сеть каналов, воздвигли мощные плотины, сделали водохранилища, вдоль реки соорудили гидравлические приспособления для орошения полей, ежегодно очищали заплывшие илом каналы, чинили плотины и прокладывали высоко расположенные дороги для войск, совершавших походы в любое время года.

Такие грандиозные работы требовали наряду со знанием основ астрономии, межевания и строительства превосходной организации. Все работы должны были быть выполнены к определенному сроку. Поэтому огромная рабочая армия действовала строго по плану и под единым руководством. Она должна была иметь управляющих для выполнения конкретных задач. Она требовала огромных запасов продовольствия, а также вспомогательных сил и средств. Создали ее и управляли ею жрецы.

Будучи великими учеными, хранителями и продолжателями знаний магии, астрологии, естествознания, творцами духовной культуры, жрецы приобрели над народом значительную власть и впоследствии всегда занимали прочное положение и имели огромное влияние на общество. Им не мешала в дальнейшем узурпация власти фараонами. Легенды гласят, что великие магико-духовные знания жрецы и фараоны Древнего Египта приняли от магов исчезнувшей Атлантиды. Тайны гармонии мира на земле и в космосе, которыми владели жрецы, делали их неуязвимыми. Они были «настройщиками», знающими ключ, приводящий в единое созвучие работу людей и космоса. Согласно современным выводам египтологов, можно предположить, что жрецы Египта считали: общество живет подобно оркестру, каждый участник которого способствует либо согласованию, либо рассогласованию звучания. Целая система здесь подчинена отдельности, единичности. Жрецы понимали, что необходима работа в едином созвучии, чтобы целостность системы состоялась. Зная внутренние пружины согласованного общественного бытия, они намечали планы работ, которые затем выполнялись по указам царей-фараонов.

Благодаря жрецам египетский народ жил и трудился в государстве как единый организм, в котором фараон был волей, жрецы — мыслью, народ — телом. Связывало все эти элементы повиновение и преклонение перед мудрой высшей божественной властью, перед устроенным ею космическим порядком — божественным законом.

До конца XVIII в. Египет был для Европы экзотической страной. Ее знали по трудам древних писателей-историков. Путешественники рассказывали о стране с пирамидами, сфинксами, колоннами, покрытыми сверху донизу таинственными знаками.


Иероглифы, полукурсивныеи иератические знаки.Сравнительная таблица.

 

 

В 1798 г. Наполеон готовил армию для похода в Египет, а также специальную комиссию из ученых и специалистов, которые должны были изучить культуру Египта. Они развернули в Египте бурную деятельность. Ученые измеряли, описывали, делали модели памятников культуры, собрали огромную коллекцию произведений искусства. Сенсацию вызвала находка «Ро-зеттского камня», на котором была выбита надпись на египетском и древнегреческом языках. Искусство чтения иероглифов исчезло 1500 лет назад, и «Розеттский камень» был бесценной вещью. Находка египетского текста с точным переводом на древнегреческий на «Розеттском камне» давала надежду на дешифровку египетских иероглифов. Расшифровал египетскую иероглифическую письменность Жан Франсуа Шампольон. Он установил, что египетские иероглифы являются не рисуночным, а фонетическим письмом, но сложность заключалась в том, что египетский алфавит не имел гласных.

 

 

Египетские иероглифы.


 

 


Благодаря ученым стало возможным проследить историю Древнего Египта и установить периодизацию:

1. Раннее царство (3200-2800 гг. до н. э.).

2. Древнее царство (2800-2250 гг. до н. э.).

3. Среднее царство (2050-1700 гг. до н. э.).

4. Новое царство (1580-1100 гг. до н. э.).
Известны и другие периодизации, но расхождения между ними несущественны.

Религиозные, медицинские, научные, литературные тексты, хроники, летописи хранились в скрипториях («Домах жизни») при храмах или наносились на стены храмов и гробниц.

Особенностью Египта было обожествленное поклонение и повиновение власти, что отражено в искусстве и архитектуре как основная черта. Понятие «власть» было наполнено духовным содержанием. Искусство пронизано идеей возвеличивания людей, причастных к власти. Величественные пирамиды также являются одним из символов царепоклонства. Почему в Египте, как нигде больше, существовало обожествление власти? Почему фараон воспринимался как Бог или наместник Бога на земле?

Можно привести три версии обожествления власти в Египте. Первая версия связана с тем, что жесткая организация сложных работ, необходимых для сооружения и поддержания в порядке ирригационной системы, привела к неукоснительному повиновению и пониманию необходимости жесткой иерархии и централизации власти.


 

Плита Нармера. Символическое изображение победы

Верхнего Египта над Нижним. Древнее царство.

Согласно второй версии, вера и преклонение перед властью — это результат массового верования в божественного царя, божественную власть. Предводитель-колдун первобытного племени со временем превратился в царя-жреца. Люди, способные овладеть тонкостями магии, приобретали власть не только над стихиями природы, но и над психикой людей. Совершение обрядов и заклинаний выделяло их из основной массы. Самый сильный из них затем стал называться царем-богом. Считалось, что фараон магически охранял границы страны, управлял ветром, водой, огнем. Он имел власть над Вселенной, над всеми стихиями и людьми. Вся жизнь фараонов была регламентирована магическими ритуалами. Первый фараон Нармер должен был совершать обряд, предохраняющий египтян от врагов. Для этого он совершал обход вокруг стен столицы. Фараон проводил первую полосу плугом, чтобы пробудить силы земли. Он бросал в Нил папирус с приказом, чтобы начинался разлив. Ему хорошо было известно, что уровень воды в реке повышается, когда солнце восходит над звездой Сириус, и начинает понижаться, когда солнце приближается к созвездию Весов.





 


Ра переходит с дневной ладьи на ночную.

Третья версия связана с утверждением, что власть в Египте вела свое происхождение от сверхчеловеческих космических существ. Хотя третья версия не имеет достаточных научных доказательств, реальное положение истории Египта было таково, что иерархия жрецов и власть фараона были частью космического строя и к ним относились как к естественному положению вещей.

Поскольку в Египте фараон не только царь, но и бог, то все хорошее и плохое, что происходило в стране, мистическим образом связывалось с его именем. Он лично ответствен за обрушившиеся несчастья. От фараона зависит идеология, а ее основной формой являются религиозные представления, которыми были проникнуты все стороны жизни египтян. Множество египетских божеств было подчинено определенной иерархии. Соответственно было много храмов, положение которых определялось значением бога, почитаемого в нем. Разные божества в различные времена отождествлялись с верховным и главным богом — Ра, солнцем. Но несмотря на то что центральным было солнцепоклонство, с древнейших времен каждое поселение чтило свое божество — покровителя и защитника. Божества представлялись в образе животных, растений, предметов, небесных светил. Сначала бог Ра отождествлялся с царем в виде Сокола — Гора. (Царь как бы был воплощением Гора.)


 

Рождение бога солнца Ра из лотоса.

 

Затем, с III тыс. до н. э., воплощением Ра считался Птах, бог творческой силы земли, единый творец. Он изображался в виде быка Аписа или человека, над головой которого возвышались рога быка. Все другие боги считались порождением или воплощением Птаха.

С 2700 г. до н. э. Ра отождествляется с Атумом, а затем с Осирисом, который почитался как властитель вечной жизни или бог воскресающей весенней природы. Гор же стал считаться сыном его и Исиды.


Среди других богов были бог мудрости — Тот (с головой ибиса), богиня правды и справедливости Маат (в виде женщины с пером в голове), бог Себек (в виде крокодила), бог смерти Анубис (в виде шакала), богиня войны и разрушения Сохмет (в виде женщины с головой львицы), бог хаоса Сет и другие.

Атум, фараон, Сешет и Тот у дерева Ишед.

 

Богиня Хатор и бог Гор..


Огромное число египетских божеств, их иерархия включаются в необычайно сложные философско-богословские, космогонические и мифологические концепции, без которых невозможно понять духовную культуру Древнего Египта. Идея бессмертия накладывает отпечаток на смысл жизни и людей, приверженных к власти, и простого народа, и в целом на смысл истории и на смысл творчества. Первоначально идея бессмертия имела отношение лишь к царю, а затем перешла на всех. Вместе с заупокойным культом и магией верования египтян превратились в необычайно мощную силу, через которую и осуществляли управление жрецы и фараоны.

Все духовные ценности формировались в храмах, а последние в свою очередь были не просто молельнями с идолами богов, а центрами духовной и политической жизни. Кроме того, храмы были развитыми хозяйственными единицами с большим количеством приписанной к ним земли, рабов, стад, верфей, кораблей и даже городов в Египте и вне его. Положение храма определялось значением бога, которому храм был посвящен, а это зависело от политической обстановки в стране. Так, в XXI в. до н. э. в процессе борьбы за объединение Египта выдвинулся в центр политической арены ранее провинциальный маленький город Фивы. В связи с этим увеличивается роль фиванского бога — Амона (Амон значит «сокровенный»). И если в Раннем царстве столицей был Гелиополь с поклонением богу Атум-Ра, то в эпоху Среднего царства столицей становятся Фивы, а с богом Солнца отождествляется Амон. Он превращается в общегосударственного бога и считается «царем богов», фараоны — родными и любимыми его сыновьями. До конца истории Древнего Египта Амон становится главенствующим в иерархии богов. Только Аменхотепу IV удалось на небольшой период изменить этот культ и сделать верховным божеством Атона. Но это произошло в конце Нового царства. До этого времени фараоны построили Амону храмы невиданной величины и роскоши, передавали в их владение десятки тысяч рабов и огромные ценности.

Культ Атона продолжался недолго. Фараон Тутанхамон уже полностью вернул величие Амону и сделал его имя частью своего. Вся мифология связана с культами Египта. В Древнем Царстве почитали основной культ — культ бога солнца Ра. Вторым по значению был культ Осириса, Исиды и Гора. Культ Осириса — умирающего и воскресающего бога — стал основой заупокойного культа Египта. Древние египтяне верили, что, кроме физического тела и души Ба, человек имеет еще жизненную силу Ка (астральное тело) — призрачного двойника, вторую душу, второе «Я». После смерти человека Ка вселяется в физическую оболочку мертвого тела, и тогда душа успокаивается. Тело сохранялось путем бальзамирования, или создавался скульптурный двойник. Для тела возводилось жилище — гробница, и тело снабжалось всем необходимым. На стенах гробницы изображались сцены из земной жизни умершего.


Пирамида и сфинкс в Гизе. Древнее царство.

Скарабей, олицетворение утреннего солнца, катит солнечный диск

 

 

Храм осевого типа. План.

Дом знатного египтянина. Новое царство.

 

В Египте было хорошо развито искусство мумифицирования. Мумии людей из разных социальных слоев делались различными способами. В Египте каждому городу живых сопутствовал город мертвых. Они строились по разным берегам Нила.

В «Текстах саркофагов» и «Книге мертвых» Ба и Ка считались воплощениями жизненной силы всех людей при жизни и продолжающими существовать после смерти. Жрецы-иерофанты знали об этих двух ипостасях человеческой сущности несколько больше. Они считали, что Ба и Ка — два энергетических потока, два начала — противоположных и единых, различных и однородных одновременно. Ба и Ка являются двумя источниками жизненной энергии. Пока они взаимодействуют между собой, поддерживается процесс жизнедеятельности и человек существует. Слияние Ба и Ка, их взаимодействие и эволюция рождает Ах. В ней есть триединство, являющееся основой жизни человека.

Ах считалась духовной силой и посредником между богом и людьми, или низшим божеством, способным трактовать послания богов. Ах — это уже больше чем человек. Это человек со способностями в определенные моменты прозревать будущее и предсказывать его («Ах» в переводе с древнеегипетского значит «блаженный, просветленный»).

В период Древнего царства обладание Ба и Ка приписывалось лишь фараонам и богам. Это отражено в «Текстах пирамид». Бог Ра, к примеру, имел 14 Ка, фараон — 12 Ка.

Искусству в заупокойном культе отводилась первостепенная роль: оно обеспечивало продолжение жизни после смерти, а значит, и бессмертие. Поэтому и труд художников считался священнодействием. Ведущие архитекторы, скульпторы, живописцы были высокопоставленными лицами, они же были жрецами и всегда окружены почетом.

Проявление индивидуальной свободы творчества не допускалось, и искусство Древнего Египта оставалось каноническим на протяжении тысячелетий. Каноны сохраняли следование режиму «золотого сечения», т. е. гармоническому пропорционированию. Искусство в любом его проявлении должно было учитывать божественное соотношение гармонического единства космического и земного. Архитектура в первую очередь должна была подчиняться этому требованию.

Основными типами культовых сооружений были гробницы и заупокойные храмы при них.

Мастаба («каменная скамья ») была самой ранней формой усыпальницы вождей Египта; прямоугольная, она представляла собой саркофаг, внутри которого располагалась погребальная камера. Мастаба послужила конструктивной основой для возведения монументальных гробниц — ступенчатых пирамид. Такова пирамида фараона Джосера в Саккара — она достигает в высоту 60 метров. Завершающим этапом в создании пирамид были усыпальницы фараонов. Таковы усыпальницы Хеопса, Хефрена, Микерина в Гизе. Самая высокая из них — пирамида Хеопса (147 м) — считалась в древности одним из семи чудес света (возводилась в течение 20 лет).

Пирамида точно ориентирована по сторонам света север — юг. Вход располагался на северной стороне. Внутри пирамиды находились погребальная камера и разгрузочные камеры, предназначенные для равномерного распределения давления.

Пирамиды, волнующие воображение человечества уже не одно столетие, строились не только в Египте, но и в других местах земного шара, формируя особые системы. «Пирамида, будучи одновременно антенной и резонатором, является ретранслятором определенных энергетических потоков, связанных с процессами, протекающими в космосе, и фокусируемых, в свою очередь, на „энергетическом источнике" внутри пирамиды. При воздействии этого комплекса и при правильном взаимодействии с человеческим сознанием наступал эффект „Общения с Богами"».*

*Уваров В. Цилиндры фараона или Закон гармонического резонанса. СПб., 1998. С.17.

 

Заупокойные храмы при гробницах строились по одному плану. Это были вытянутые по одной линии помещения, следующие друг за другом. Вход в храм фланкировался двумя башнями — пилонами. Сначала верующие попадали во двор — перистиль (обнесенный по периметру колоннами), затем во второй двор — гипостиль (сплошь заставленный колоннами). За двором-гипостилем следовало святилище, в котором находилась статуя божества. За святилищем помещалось хранилище, в котором находилась казна храма и скрипторий, т. е. собрание свитков папируса со священными текстами.

Перед храмом устанавливался каменный обелиск («окаменевший луч Ра»), к храму вела аллея сфинксов. Все храмы Древнего Египта отличались декоративностью, пышностью, украшались скульптурой, барельефами и росписью.

Фараоны Среднего Царства отказались от сооружения пирамид, и возник новый ансамбль, в котором скальная гробница сочеталась с заупокойным храмом.

Схемадля наблюдения за заездами.Новое царство.

 

Древнейшая из дошедших до нас географических карт - план золотых рудников в Восточной пустыне при Сети I.


Ансамбль представлял собой несколько террас, поддерживаемых колоннами, на верхней террасе устанавливалась небольшая пирамида. Такие заупокойные храмы возводились в Дейр-аль-Бахри. Самые знаменитые из них — храмы Ментухотепа I и царицы Хатшепсут. Скальный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле был целиком вырублен в скалах, вход в храм фланкировали 20-метровые скульптурные изображения Рамсеса II.

Служители храмов жрецы-иерофанты, посвященные в знание принципов, лежащих в основе построения храма, миропорядка и мировой гармонии, основывались прежде всего на знании, а не на вере. Принято считать, что научные представления о гармонических основах мироздания впервые в истории человечества начали формироваться в школе Пифагора. Но сегодня мы можем утверждать, что уже древнеегипетские жрецы владели теорией гармонического единства мира. Один из папирусов Древнего Египта сообщает, что имеются «Скрижали», в которых зашифрованы эти знания. Предполагается, что жрецы владели знанием системы норм пропорционирования в режиме «золотого сечения».

 



Богиня неба Нут и бог земли Геб.

 


Но системное изложение основ теории гармонии, отражающей принципы мироустройства, не изложены иероглифическим текстом. Целостная система гармонии зашифрована, и, как считает петербургский архитектор И. П. Шмелев, методом шифра для египтян является язык геометрии, а скрижалями являются доски, найденные в склепе писца-архитектора Хеси-Ра, строившего пирамиды во времена фараона Джосера.*

*См.. :Шмелев И. П. Архитектор фараона. СПб., 1993.; Шмелев И. П. Тайны Древнего Египта. СПб., 1992.

 

«Доски, о которых мы говорим, — отмечает другой исследователь пирамид, — оказались уникальными. На них прослеживается несколько пластов информации, дающих ключ к осознанию того, что древние египтяне в совершенстве знали золотое сечение задолго до Пифагора.

Сегодня известно из проведенных обмеров, что все великие пирамиды построены с использованием принципа золотого сечения».*

* Уваров В. Цилиндры фараона, или закон гармонического резонанса. СПб., 1998. С. 8.

 

Знание законов гармонии давало жрецам возможность создавать такое микропространство Вселенной, которое способно находиться в едином ритме с целостным организмом космоса. Биоритмично структурированное пространство или среда, параметры которой подчинены гармоническим закономерностям, способно влиять на психику людей таким образом, что она делается более открытой к связи единичного человека с всеобщим единством мироздания. Ей становятся доступными чувства единения, покоя, целостности.

Причиной строгого соблюдения тайны законов гармонии жрецами могло быть опасение, что люди, не способные к восприятию положительного, но знающие эти законы, могли бы найти методы искажения нормы пропорционирования в разрушительных целях. «Сегодня точно установлено, что золотое сечение пронизывает собой все системные организации естественного происхождения».*

* Шмелев И. П. Тайны Древнего Египта. С.12.

 

 


 

 

Пахота и сев. Новое царство.


 

Скульптура Египта строго канонична. В Древнем царстве сложились определенные типы статуй: стоящей — фигура напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу; сидящей — руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте. Эти типы статуй неизменно повторялись и в Среднем, и в Новом царстве, и в Поздний период.

Таким образом, скульптуры выражают покой, власть, связь с космосом. Но поскольку скульптура была тесно связана с заупокойным культом, для нее характерна еще одна особенность — она портретна. Портреты отличают максимальное сходство и предельная обобщенность. Они передают вневременные образы людей, достигших зрелости, пребывающих в расцвете жизненных сил, воплощающих в себе властность, отрешенность от мирской суеты, высокий дух.


Полив сада перед храмом с помощью шадуфа водоподъемного журавля. Новое царство.


 


Варанов прогоняют по засеянному полю, чтобы они втоли зрна в почву. Древнее царство.


 

Рельефные композиции занимали большое место в оформлении гробниц и храмов. Еще в Древнем царстве сложилась система их размещения. При входе в гробницу помещалась по бокам фигура покойного во весь рост, затем вдоль стен коридоров развертывалось шествие носителей даров. В погребальной камере изображались сцены из жизни умершего. Все фигуры выполнялись по определенным канонам. Фигура фараона всегда была выше ростом, чем остальные, чуть пониже фигуры сановников и вельмож. Лица, торс и ноги передавались в профиль, глаза и плечи в фас. Рельефы всегда раскрашивались без градаций оттенков, фигуры обводились контурами.

Изменения коснулись искусства, которое пыталось разрушить тысячелетние каноны и правила во времена Эхнатона (Аменхотепа IV). Оно обратилось прежде всего к изображению душевного состояния человека, его переживаний и чувств.


 

Сбор винограда и Игры.


Новое царство.

 


 


 

Кожевникм, плотники, плавильщики, литейщики.Среднее царство.

 

В портретных статуях самого Эхнатона создается образ не идеального фараона, а прежде всего человека с характерными индивидуальными особенностями: удлиненным овалом лица, своеобразной посадкой головы на тонкой шее, округлыми бедрами, выступающим животом, тонкими руками и ногами. Скульптурные портреты его жены Нефертити поражают сочетанием царственности и женственности.

Религиозно-политические реформы Эхнатона были слишком смелыми и разрушительными для сложившихся традиций, чтобы быть долговечными. Имя его было со временем проклято. В искусстве снова стал культивироваться торжественно-монументальный стиль.

Египтяне, как и в других видах искусства, в музыке применяли теорию мировой гармонии. Их музыкальная гармония подчиняется числовым отношениям, отражающим пропорционирование в режиме золотого сечения, свойственного явлениям природы. В музыке египтяне также достигли высокого уровня мастерства. Об этом свидетельствуют сохранившиеся музыкальные инструменты, художественные росписи, барельефы и памятники литературы. Слава о красоте народных песен Египта распространилась далеко за пределы страны.


 

Гончарная мастерская. Новое царство.


Отдаленность времени позволяет лишь косвенно характеризовать музыку Древнего Египта, поэтому о мелодике и звуковом строе музыки судить сложно. Возможно, звуки инструментов отождествлялись египтянами со звучанием тех или иных предметов и явлений. Звуку приписывалась священная магическая сила. Особенно ярко это проявлялось в жанре массового народного действа с музыкой и танцами. Египтяне были страстными танцорами. Ни один праздник не обходился без зажигательных групповых танцев и плясок, сопровождавшихся игрой на музыкальных инструментах. Музыка играла большую роль в «страстях»: песни с хором, шествия и пляски чередовались с драматическими сценами, нередко воссоздававшими реальные картины жизни и быта.

 

Ткацкая и столярная мастерские

Арфисты. Новое царство.

 


Любимыми были песни-плачи над мертвым Осирисом.

Музыка считалась также и развлечением, что подтверждает ее древнеегипетское название: хи — удовольствие. Профессия музыканта нередко предавалась из поколения в поколение. Наиболее известной династией музыкантов была семья Снефрунофер. Начиная с 2400 г. до н. э. из нее происходили придворные хейрономы, руководители вокальных и инструментальных ансамблей.

В эпоху Среднего царства появляются песни разнообразного характера — философские размышления, песни-танцы, песни-гимны, исполняемые в сопровождении арфы.

Таким образом, в Древнем Египте духовные ценности формировались на основе представлений о красоте, добре и истине. Представления о красоте складывались в рамках канонического искусства. Каноны зависели от понимания пропорционирования в режиме золотого сечения и устанавливались знающими его жрецами. В свою очередь искусство духотворно, и оно через каноны настраивало человека на единство и резонирование с гармоническим ритмом Вселенной.

Все виды искусств в своих произведениях выражали преклонение, восхищение перед высшей космической властью мировой гармонии. Поэтому оно монументально, величественно, канонично. В них мы видим опредмечивание покоя, стабильности, тишины и святости.

Отличаясь высоким мастерством, изобразительное искусство Позднего периода отмечено холодной официальностью, из него ушла жизненность, творческая энергия.

В Древнем Египте была развита законодательная система. Большинство дошедшей до нас информации о ней относится ко времени от начала эпохи Нового царства. Египетские законы отражали едва ли не каждый аспект жизни. Велись записи каждого судебного решения, принятого в прежних случаях согласно этому закону. Древнеегипетские законы пользовались высоким авторитетом в Древнем мире. Персидский царь Дарий попросил сделать для него перевод египетского законодательства.

Повседневный контроль за порядком и исполнением законов входил в обязанности судов. Правосудие было обязано защищать интересы всех жителей, а отнюдь не только богатых, и египтяне часто вызывали друг друга на суд. Каждый человек должен был защищать себя сам, быть для себя адвокатом. В каждом городе имелся свой собственный суд, называвшийся кенбет.

Судьи, выбранные из влиятельных горожан, совершали поездки в сельские районы. Затем появились суды верхней ступени, получившие название Суды слушателей, находившиеся под надзором губернатора округа. Выше их были два Верховных суда (по одному для Верхнего и Нижнего Египта), председательствовали в которых визири.

У женщин Древнего Египта во многих отношениях было более привилегированное в правовом отношении положение, чем в других странах Древнего Востока. Хотя женщины не занимали официальных государственных постов, они пользовались большой личной свободой и имели те же права и обязанности перед законом, что и мужчины. Они могли заниматься торговлей, заключать контракты, выступать в суде в качестве свидетелей и самостоятельно представлять свои интересы. Женщины также были обязаны давать клятву и подвергались наказаниям наравне с мужчинами. В истории Древнего Египта случилось так, что женщина в начале II тыс. до н. э. смогла появиться на престоле, это «первая и единственная в истории страны женщина-фараон Хатшепсут».* Она была женой Тутмоса I, сына Аменхотепа I. Будучи регентшей семилетнего пасынка, Хатшепсут получила реальную власть над всей страной. «Фараон-царица приняла полный титул властителей Египта, откинула от своего имени окончание женского рода, стала носить мужское одеяние и накладную бороду».** Хатшепсут вернулась к грандиозности и величию древних захоронений фараонов в новой форме, не жалея средств на монументальные сооружения. Она приблизила к своей особе талантливых живописцев и архитекторов. Хатшепсут не стала продолжать завоевательную политику предшествующих ей фараонов, а внешнеполитические конфликты стремилась решать путем переговоров и иными дипломатическими средствами. При ней процветали искусство, образование и наука. После ее смерти политические противники спешно вычеркнули ее имя из истории страны, но содеянное во время правления Хатшепсут невозможно было искоренить, поскольку, предвидя это, она постаралась оставить после себя многочисленные памятники в свою честь, монументальность которых не позволила исчезнуть ее имени бесследно.

* Женщины –легенды. Минск, 1993. С.11.

** Там же. С. 12.

 

В Древнем Египте существенную роль играло образование. Следует отметить, что в эпоху Древнего царства сыновья знатных египтян получали домашнее образование. Когда они становились юношами, их интеллектуальные и духовные способности, а также общественные воззрения развивали опытные наставники, пользовавшиеся репутацией мудрецов.

Как правило, школы существовали при храмах. Возможно, они были связаны с «Домом жизни» (комплексом сооружений, где хранились и переписывались священные тексты). Египетские школы предназначались только для мальчиков. Их обучение начиналось с семи лет и в основном состояло в переписывании священных текстов.

В возрасте девяти или десяти лет мальчик мог перейти в школу второй ступени. На этом этапе его учили, как правильно составлять письма и другие официальные документы. Он изучал целый ряд предметов, в том числе историю, литературу, географию, религию, языки, земельное дело, строительное искусство, делопроизводство и учет, астрономию, математику и медицину. Есть сведения о том, что в школах ученики сдавали экзамены, но неизвестно, на какой ступени обучения они проводились.

Мальчики из бедных семей могли попытаться найти себе богатого патрона, который вносил вместо них плату за учение. Большинство образованных юношей становились писцами. Это была одна из наиболее уважаемых профессий в Египте. Некоторые писцы поступали на государственную службу и становились крупными чиновниками.

Духовные знания в Египте постигали двумя способами. Сакральные знания были изложены в египетской «Книге мертвых», а духовные знания для всех — в мифах. Духовные знания в мифологической форме выполняли двойную функцию. Миф служил элитарному восприятию глубоких идеи, заключающихся в нем, и, с другой стороны, отвечал вкусу простых людей, которые видели в нем чудо, вымысел. В мифе жрецы использовали двойное кодирование, обращенное к массам и к профессионалам. Например, миф об Осирисе и Исиде несет в себе идею важности единства, это миф о едином Египте, о единстве человека. А сам рассказ повествует о том, как Сет (символ разрушения и мести) убил своего брата Осириса. Но его жена Исида, несмотря на все трудности, собрала разбросанное по кусочкам тело мужа во всех сорока номах Египта и похоронила как целое. С тех пор Осирис стал богом загробного мира.

Миф о суде Осириса истолковывался жрецами следующим образом: в суде без вмешательства третьей стороны нельзя достичь согласия, так как спорящие стороны изначально на него не настроены. Но судье для объективного решения требуется апелляция к объективному источнику, который исключал субъективность, предвзятость суждений и отражал справедливость отношения к обеим сторонам. Таким беспристрастным «объектом» оказался закон, выражающий естественный закон гармонии-равновесия природы, присущий всему, в том числе и человеческим отношениям.

Для определения объективности решения в мифе использовались весы. Суд Осириса вершится на основе взвешивания сердца умершего человека. Причем именно равновесие должно установиться между двумя чашами весов: сердцем человека и статуэткой богини справедливости Маат. Оно было объективным критерием решения Осириса, жить душе вечно или быть съеденной чудовищем. Тяжесть греха нарушает гармонию-равновесие в природе в целом. И каждому человеку из этого мифа понятно, что его будущее зависит от выполнения нравственных принципов в « городе живых », сердце человека не должно перейти грань — меру равновесия поступков.

Осирис на троне, установленном на поверженном


Сете.

Исида.


 

Исида и Нефтида воскрешают Осириса.

 


 

 

Анубис взвешивает сердце покойного.

Этот миф говорит еще и о том, что в Древнем Египте главный герой является страдающим, оплакиваемым и воскрешенным. Кроме того, в нем через аллегорию проводится мысль о том, что необходима единая вера, нужно, чтобы в это единство верили многие и ради этого само единое сначала должно быть разъединено, чтобы соединиться в памяти многих. Здесь же прослеживается и та мысль, которая вошла в поговорку: время разбрасывать камни, и время собирать их. В истории всегда наступает время, когда мифы обретают реальность: время «собирать камни», подобно тому как Исида отправилась в путь собирать разрозненные останки Осириса, потому что его тело было символом знания и мудрости.

Древнеегипетские предания о потустороннем мире известны с III тыс. до н. э. — со времен Древнего царства. Они даны в «Текстах пирамид», начертанных на стенах гробниц фараонов. В них говорится, что усопший царь в лодке ночного солнца совершает путь в глубинах подземного царства, возрождаясь вместе с солнцем к новой жизни. В середине II тыс. до н. э., в эпоху Нового царства, более подробные тексты появляются уже в гробницах средних людей. Эти творения египетской религиозной мысли и называют «Книгой мертвых ».

 

Загробный суд.

В ней загробный мир египтян — «царство Дат» — находится не в географическом пространстве. Это пространство мифа. В нем одновременно, в одном и том же месте, происходят смерть и рождение человека, закат и восход солнца, гибель и новое рождение Вселенной. В этом же реально-ирреальном пространстве свершалось и посвящение в мистерии, которое воспринималось как второе рождение человека. Познавая законы ночного пути Солнца, египтянин проникал в тайну рождения и созидания всего, что он видел вокруг, поскольку единство мира было главным принципом мироустройства в мифологической системе мышления «Книги мертвых».

«Книга мертвых» разделяется на 12 частей — «часов ночи», 12 ступеней посвящения. Их можно понять только в единстве текста и символических изображений. Мифологическое мышление в «Книге мертвых» синтетично и многопланово одновременно.

Основной идеей египетской «Книги мертвых» является идея спасения душ.

Души бессмертны только тогда, когда они очистятся и из тьмы пробьются в зону света. Свет — это свет знания — знания особенностей всех ступеней пути, по которому движется солнце в пространстве темной ночи. Оно движется в темноте и освещает дорогу душам, которые увлекаются за ним, за светом божественного знания. Солнце преодолевает пространство ночи, чтобы вывести души в чистое, лучезарное утро. Ночь очищает, дает острее почувствовать прелесть свежести утра. Идея бессмертия в Египте — это путешествие из тьмы к свету. «Смертью смерть поправ» —эта египетская идея затем вошла как одна из центральных в христианство.


Иерофанты путь достижения истины разделили на ступени познания и подчинили этому процесс образования. Высшая ступень открывала знание законов психической энергии, законов всеобщей гармонии. Высшей духовной ценностью в познании было достижение этой истины, выражающейся в символах. Хранители знаний передавали законы, скрытые в специальных символах, только способным их воспринять.

Рождение фараона. Новое царство

 


Амон-Ра и супруга фараона. Новое царство.

Уже со времен глубочайшей древности — Древнего Египта — высшая мудрость заключалась в сути триединства, была отмечена и закреплена контуром геометрического треугольника как неизменяемой пространственной конфигурации, наделенной глубинным функциональным значением. Определенный треугольник был ключом к любому архитектурному сооружению в режиме золотого сечения. Он стал символом Древнего Египта и в нем заключен глаз бога Гора, как знак мудрости и света божественного знания.

Культура Древнего Египта оказала сильное влияние на арабские и европейские народы. Не случайно ученые, философы, медики, астрономы, математики, жрецы и астрологи позднее будут подчеркивать, что они учились у египетских мудрецов.

 








Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1548;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.063 сек.