Государство и право в решении проблемы международного общения

 

Пока существуют национальные правовые системы и суве­ренные национальные государства, решение проблем междуна­родного общения можно связывать с их совместными усилия­ми. Поэтому речь должна идти в первую очередь о роли между­народного права, международных правительственных и непра­вительственных организаций, различного рода союзах госу­дарств, соглашениях, пактах и т.д. Отсюда тенденция к образо­ванию мирового права, а в какой-то перспективе и мирового пра­вительства. Образование, в частности, ЕЭС и Совета Европы, пред­метная деятельность последнего подтверждают названную тен­денцию. Активизировались и некоторые органы ООН: Совет Без­опасности, ЮНЕСКО и др. Их вклад в разрешение проблем мира, социального и культурного развития народов стал более резуль­тативным.

Оптимизация самого процесса общения народов мира - это одна из глобальных проблем человечества. В ее решении перво­степенная роль отводитсяпроцедурным нормам и самим проце­дурам мирного разрешения конфликтов, согласования усилий по совместному достижению социально полезных целей.

Решение названной, а также и других глобальных проблем диктует примат международного права перед внутренним. Долгое время этого не хотели признавать в России. Конституция 1993 г. объявила общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации состав­ной частью ее правовой системы. Там же (ст. 15) установлено:

«Если международным договором Российской Федерации установ­лены иные правила, чем предусмотренные законом, то применя­ются правила международного договора».

Итак, решение проблем международного общения зависит от доброй волиотдельных государств (соответственно закрепляющих ее общепланетарную целостность как непреходящую ценность, частями которой выступают отдельно взятые государства). Про­блема в том, чтобы научиться ценить социальную гармонию, спо­койствие и безопасность в обществе, регионе, на планете как ус­ловия прогресса цивилизации. Мир нашей планеты един и в своем развитии подчиняется объективным законам системной органи­зации целого.

В прошлом целостность отдельно взятого государства обес­печивалась главным образом военно-политическими средства­ми: максимальное вооружение; создание крупных оборонительных систем и долговременных сооружений (Великая Китайская стена, линии Мажино, Маннергейма, Зигфрида, Сталина, Ат­лантический вал и т.д.); объединение в двусторонние и много­сторонние военно-политические союзы, пакты, блоки и т.п. Со­ответственно этому и разрабатывались концепции безопасности государств, военные доктрины, на основе которых шел передел мира, воспитывались целые поколения, формировались нацио­нализм, расизм, шовинизм. В XX в. глубокие противоречия меж­ду враждовавшими военно-политическими группировками при­вели к двум мировым войнам и неисчислимым локальным кон­фликтам.

К сожалению, и сегодня мы видим, что иррационализм в по­нимании целостности государства не только не потеснен, но и мощно проявляется на многих других направлениях. На смену глобальной, во многом одномерной, конфронтации пришла кон­фронтация многомерная, региональная, внутрирегиональная. Резко возросло количество кризисов, войн и вооруженных кон­фликтов. И все это один из косвенных результатов разрушения основ биполярной целостности мира, открывшего дорогу центро­бежным процессам. Очевидно,существует глубинная связь между национальной, региональной и глобальной социально-политичес­кой целостностью. Она не всегда видна, не сразу обнаруживается, но влияние ее на цивилизацию бесспорно. Причем характер этого влияния, по мере повышения уровня взаимозависимости и взаи­мообусловленности современного мира, нарастания интеграцион­ных процессов становится все более жестким. Страны и регионы постепенно обретают новый облик как части, элементы и компо­ненты единой социальной системы -цивилизации. И только во взаимодействии они способны создать общепланетарную социаль­но-политическую целостность как символ всеобщего союза наро­дов, проживающих на Земле.

Однако мировое сообщество еще не полностью отошло от про­пасти цивилизационной катастрофы, предпосылки которой фор­мируются новыми, в определенной степени еще не до конца осо­знанными источниками системной напряженности человечества. Причина же их видится в одном - в недооценке планетарной зна­чимости целостности отдельного государства как фактора стабиль­ности и упорядоченности общественных отношений, условия ре­формирования и эволюционирования социума. Налицо ситуация, которая несет в себе потенциальный взрывной заряд не только национальным, но и планетарным интересам. Пример тому - СССР, Югославия, распавшиеся как от разрушительного сепара­тизма, так и под воздействием нарастающего экономического и политического кризиса господствовавшей политической системы, оказавшейся неспособной к адаптации к новым условиям. Причем мировое сообщество также оказалось неспособным максимально «мягко» реформировать гибнувшие режимы. Проблема заключа­ется в постижении системной природы общества, государства, ци­вилизации и в понимании того, что экономический и культурный потенциал государства выступает частью экономического и куль­турного потенциала человечества.

Целостность отдельного государства как планетарная ценность представляет собой также и важный международно-правовой ин­ститут, основывающийся на принципе суверенного равенства го­сударств в международном общении. Таким образом, можно ут­верждать, что правовая природа целостности государства вытекает из общепринятого в международном праве принципа суверенного равенства.

О какой бы конкретной целостности государства ни шла речь, можно выделить несколько постоянно присутствующих компо­нентов. Прежде всего совокупность представлений о том, как уст­роен мир и каким законам он подчиняется и должен подчиняться. Затем взгляды на человека, общество, государство и цивилизацию в целом в таком мире. И наконец, указания на то, как должны вести себя человек, общество и. государство, выстраивая свои от­ношения с другими людьми, обществами и государствами.

Понятно, что элементы, составляющие содержание целостнос­ти государства, могут толковаться по-разному. Но неизменными остаются основные функции целостности государства как опреде­ленной социальной ценности. Они заключаются в том, что у че­ловека, обретшего разум, организуется сознание в нечто «целост­ное», что открывает возможность осознанного поведения, а не пси­хологических метаний; позволяет использовать любой запас жиз­ненного опыта и знаний. Отсюда целостность государства - это целая государственная и общепланетарная идеология, которая оп­равдывает и благословляет целенаправленные усилия человека и социально-политической организации, формы и методы решения тех или иных задач.

Изложенное позволяет сделать вывод: важно сделать все то, что позволит свести до минимума иррациональные, антигуман­ные, антидемократические тенденции в государственном и меж­государственном развитии, избавить жизнь от насилия, фанатиз­ма, идолопоклонства, презрения к разуму. Ведь государство может нести в себе и неценностные заряды, если господствующий режим служит различного рода социально-политическим аномалиям - утверждению классовых, националистических, расистских и им подобных идей и идеологий. Иными словами, власть способна быть не только созидательной, но и разрушительной для общественно­го организма силой. Она - как своеобразное обоюдоострое ору­жие - может быть одновременно и полезной и опасной для об­щества; способна направлять свою энергию как на праведные, так и на неправедные цели; как на защиту правовых законов, так и на их попрание; может злоупотреблять своей мощью, своим пра­вом (говоря словами Макса Вебера) «на законное насилие».

Само государство и право следует рассматривать в перспективе как планетарную ценность. Это есть отрицание Зла и утверждение Добра, границы и начала которых можно почерпнуть в древней­ших и вечных памятниках человеческой мудрости: Библии, Ко­ране, Талмуде и др. Универсальный гуманизм объективно, а по­тому и неуклонно ведет к сближению различных политических систем и измерений, к объединению народов и культур планеты, к провозглашению новых духовных, философских основ интегра­ции человечества.

Таким образом, от целостности отдельного государства можно идти к целостности цивилизации - объективной социальной цен­ности и потребности общественного прогресса. Учет названной ценности в политике, международной деятельности в качестве до­минанты современности - магистральное направление развития всего мирового сообщества, объективный императив совершенст­вования Человека и Человечества.

 








Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 510;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.