Виды наказаний
В кочевом обществе существовала система наказаний: высылка, айып, кун, дуре и казнь. Смертная казнь у казахов применялась редко. Применялся обычай выселения или изгнания из аула, когда от преступника отказывались родственники. Высланные из аула жили на окраинах степи.
Виновники преступлений, чья вина была доказана бийским судом, выплачивали айыпы и куны. Айып ― это штраф за совершенное преступление, откуп ― ат-шекпен, что дословно означает «конь-шуба». Это значит, что за незначительные проступки виновный мог выполнить все требования потерпевшего и возместить нанесенный ущерб: откупиться конем или шубой. За тяжкие преступления откупались «девяткой» (скотом): 3 верблюда, 3 коровы, 3 барана. За воровство платили трижды по 9 голов скота.
Как наказание применялся и кун ― штраф за убийство или увечье человека. За убийство виновный приговаривался к смерти, иногда смертный приговор могли заменить штрафом.
За некоторые проступки казахи наказывали виновного поркой плетью или прутьями ― дуре салу (25, 50, 100 ударов), например, за распространение вредных или ложных слухов.
Очень часто суд биев рассматривал дела, связанные с барымтой ― захватом чужого скота, чужой собственности или неуплаченным долгом. Барымта взималась, если судебный приговор не был приведен в исполнение. Царское правительство в XVIII-начале XX веков рассматривало барымту как обычное уголовное преступление.
Суд биев пользовался большим авторитетом среди степного населения. Известны случаи, когда русское население, проживающее в Казахстане, предпочитало имперскому суду суд казахских биев: в период с 1859 по 1865 годы в Кокчетавском внешнем округе было зафиксировано 117 обращений русского населения к суду биев. «Суд биев скор и производится на словах, он довольно справедлив и всегда бескорыстен, и потому пользуется уважением не только казахов, но и разночинцев и казаков, из которых многие идут в суд биев», ― писал А. Гейне, изучавший жизнь, быт и обычное право казахов.
Суд биев способствовал объединению казахского общества, отличался неподкупностью, справедливостью, доступностью и публичностью. Бесспорно, что суд, ориентированный на примирение сторон и полное возмещение причиненного правонарушителям ущерба, пользовался огромным уважением степняков. Но суд биев мешал царскому правительству устанавливать свою систему правления на территории Казахстана, поэтому в 20-90-е годы XIX века началось разрушение суда биев.
По имущественному положению казахи делились по следующим принципам:
1. Баи (богатые) - составляли многочисленную прослойку общества, но не были особым сословием (баями были и бии, и султаны, и рядовые кочевники). Имущественное положение не обеспечивало особые политические права.
2. Кедей (бедняки): жалшы - наемники, пастухи овец и лошадей, жатаки - обедневшие скотоводы и т. д.
Богатство давало огромные выгоды, общественный престиж и влияние, но не давало особых политических прав. Даже нищий представитель белой кости обладал всеми правами и привилегиями этого сословия, на которые не мог претендовать бай, обладавший огромным состоянием, но не имевший знатного происхождения. В казахском обществе важное место занимало мусульманское духовенство.
Юридическим лицом, обладающим личными и имущественными правами был лично свободный кочевник. Защита свободы личности и его прав обеспечивалось исключительно солидарностью членов рода, государственный аппарат таких функций не выполнял. Таким образом, личность имела смысл только как часть рода. Простолюдины составляли нижнюю ступень общественной лестницы.
Иерархия казахского общества имела место и среди родов (племен), между жузами ( Старший, Средний, Младший).
Постоянной армии не было. В периоды военной опасности собирали народное ополчение с каждого рода, улуса (во главе с султаном). Общенародное ополчение возглавлял хан. Каждое подразделение имело свое знамя, клич (уран). Сабля и лук - основное оружие (еще кистень, булава, секира). Огнестрельного оружия было мало (покупали в среднеазиатских городах), но умели делать порох. Каждый воин выходил в поход с 2-мя лошадьми, со своим снаряжением. Перед боем поднимали знамена, устраивали состязания батыров. Знамя - святыня, охранялось специальным отрядом. Падение, потеря знамени - знак поражения.
Постоянных судебных органов не было. Судебные функции выполняли ханы, султаны, бии. За исполнением судебных решений отвечала выигравшая сторона (например, барымта - насильственный угон скота, был актом исполнения судебного решения). В казахском обществе не было тюрем, полиции. Виды наказания: смертная казнь или избиение плетьми (камнями), штрафы, выкуп (кун). Происходит укрепление централизованной ханской власти, что позитивно отражается на состоянии государства в целом.
Таким образом, ханская власть – это первый вид руководства государством в странах кочевой цивилизации. Казахское общество ханского периода представляло собой иерархически организованную социальную структуру сословных групп и прослоек, находившихся между собой в тесных и неоднозначных связях.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 1613;