Государство жалаиров.
Жалаиры (джалаиры) ко времени подъема Чингисхана обитали по рекам Хилок и Селенга, а точнее, в верховьях Орхона, впадающего в Селенгу.
О существовании этого племени как самостоятельного государственного образования скупо упоминается лишь в монгольских летописях.
В этих летописях упоминалось, что из племени жалаиров самым близким Чингисхану человеком был знаменитый акын, оратор и батыр Мукали (Мукылай).
В монгольских летописях другой жалаир Жамука (Джамуха) фигурирует то как ближайший друг Чингисхана, то как лазутчик, то как его непримиримый враг. Письменные источники свидетельствуют, что Жамука в 1201 году, объединив многие роды и племена, на берегу реки Аргун (Аргын) созвал курултай и объявил себя гурханом
В «Тюркской летописи» историка хана Абулгази о жалаирах говорится как о покоренном Чингисханом племени. Они влились в состав монгольских племен и преданно служили Чингисхану.
Власть осуществлялась по улусной системе. Ханская ставка считалась высшим органом власти.
Повседневными внутренними делами в услугах управляли люди, носящие титул шерби (черби).
Найманы, кереи и жалаиры в основном занимались скотоводством. Выращивали преимущественно лошадей и овец.
Найманы, кереиты и жалаиры пользовались колесными телегами. Необходимость телег, телег-кибиток у кочевников вызывалась потребностью в быстром перемещении с места на место.
Производили кочевники только то, что было необходимо для нужд кочевого хозяйства. Хозяйство племен можно охарактеризовать как натуральное
В 30-е годы XII века владения восточных Караханидов в Семиречье и на юге Казахстана были завоеваны каракитайскими войсками, пришедшими с востока.
Таким образом, период VI – XIII вв. имеет огромное значение для истории казахского народа. Проказахские и другие тюркские племена впервые выходят на историческую арену под собственными именами, идет активный процесс образования современных языков и этносов. Часть населения Казахстана принимает мировые религиозные системы – ислам, христианство, буддизм. Впервые тюркский язык перелагается на арабскую графику, и появляются крупные литературные произведения на языках народов Казахстана. В этот период были заложены основы, которые определяли всю последующую историю нашей республики.
ТЕМА № 12: Материальная и духовная культура тюркской эпохи.
План:
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 4456;