Тема № 3 Культура древнего Китая и Индии.

Каждая из великих классических культур востока уникальна. По своему духовному строю китайская культура разительно отличается от индийской. Ей присущи трезвость, рационализм, высокая оценка жизни и умения жить достойно в соответствии с эталонами высшей добродетели. В отличие от индийцев, китайцев живо интересовали этико-социальные проблемы: древнекитайские философские школы спорили о том, как лучше управлять государством - на основе добродетели или на основе закона. В отличие от индии, в китае не было сильной и влиятельной жреческой касты. Китайские жрецы были в первую очередь чиновниками на государственной службе, а ритуал мыслился как неизменная часть государственного порядка.

Своеобразие, уникальность китайской традиционной культуры сводится прежде всего к тому, что получило название “китайские церемонии”. Только в китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им формы поведения уже в древности были решительно выдвинуты на первый план, а со временем заменили идеи религиозно-мифологического восприятия мира, столь характерные почти для всех ранних обществ. Место культа великих богов, прежде всего обожествленного первопредка шанди, занял культ реальных клановых и семейных предков, а “живые боги” были вытеснены немногими абстрактными божествами-символами, первым и главным среди которых стало безличное небо.

Мифология и религия отступили под натиском этико-ритуальных норм на задний план. Этот процесс нашел свое наиболее полное и яркое завершение в учении конфуция. Самодостаточность, консерватизм, любовь к четкой организации и порядку - черты китайской культуры, прослеживающиеся в течение многих веков. Эти черты были если не порождены, то по крайней мере усилены и развиты конфуцианством. Конфуцианство - одна из основных религиозно-философских систем древнего китая, не столько религия, сколько национально-культурная традиция, образ жизни и социальный уклад китайцев.

 

Основатель системы - кун-цзы (конфуций) (551-479 гг. До н.э.), живший в эпоху кризисов, нестабильности и смут, панацею от всех бед и средство политического и культурного возрождения китая усматривал в строгом и неуклонном следовании обычаям старины. Сам он считал себя не новатором-творцом, а лишь передатчиком забытой древней мудрости. Преклонение конфуция перед идеализированной древностью, кропотливое собирание древних обычаев и ритуалов стараниями его учеников и последователей превратились в канонизированные нормы и стереотипы поведения, предусмотренные “на все случаи жизни” и строго обязательные для всех. Демонстрация преданности старине, уважения к старшим, нарочитые скромность и добродетель были сутью конфуцианской “модели поведения”. Основу конфуцианского учения составляют пять простых и великих добродетелей: 1) мудрость, 2) гуманность, 3) верность, 4) почитание старших, 5) мужество.

Конфуцианские стандарты включали и высокий уровень образованности: хорошего знания древних текстов, умения свободно оперировать изречениями мудрецов и писать сочинения в свободном стиле. Именно такое образование предлагала древнекитайская школа. Все дисциплины негуманитарного цикла, в особенности естественные науки, по мнению конфуцианцев, не заслуживали особого внимания.

В конфуцианстве понятие “ли” (“этика-ритуал”), включающее правила поведения, обряды, обычаи, стало высшим символом ритуализованной этики. “правитель руководит подданными посредством ли”. “преодоление себя и обращение к ли составляет гуманность. В тот день, когда люди преодолеют себя и обратятся к ли, поднебесная вернется к гуманности”. Конфуцианство, вначале чисто философское учение, постепенно овладело и религиозными функциями, эффективно используя в своей проповеди не только разум, но и веру. Конфуцианизированные этико-ритуальные нормы и ценности стали непререкаемо обязательными для всех членов общества, от императора до простолюдина. В этом и состояла главная сила “китайских церемоний”.

Итак, специфичные для китайской духовной культуры проблемы были связаны с житейской мудростью, нравственностью, соблюдением этических норм и ритуалов. Однако сильное влияние имела и школа даосов. Даосизм - другая существенная религиозно-философская

Система древнего китая. Ее основателем был легендарный лао-цзы (604 - ? До н.э.). В центре его учения - понятие дао, великого пути, верховного закона и абсолюта, господствующего везде, во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него: невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, безымянное и бесформенное. Оно дает начало, имя и форму всему на свете; даже великое небо следует дао. Познать дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни. Даосизм получил популярность в народе и благосклонность императоров благодаря проповеди долголетия и бессмертия.

Великое дао порождает инь и янь - два уравновешивающих друг друга противоположных начала, символизирующие противоборство и союз света и тьмы (темное - светлое; женское - мужское; тяжелое -легкое и т.п.). Вместе они образуют “великий предел” (тай-цзи). Даже в китайской медицине здоровье человека объяснялось гармонией между инь и янь в его организме. Лао–цзы приписывается авторство книги “дао дэ цзин”(“ книга о дао и да”), трактата о пути и добродетели, который является наиболее часто переводимым на иностранные языки произведением китайской литературы. Философские принципы даосизма легли в основу ряда древнекитайских единоборств (у-шу, цигун, тай-цзи-цюань). Даосский идеал - в пассивном следовании дао, природе и недеянии. Правитель ни во что не должен вмешиваться, предоставляя всему идти своим чередом: "лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует...когда правительство деятельно, народ становится несчастным”, - полагал лао-цзы.

 

Довольно скоро даосизм превратился в религиозное течение. Одной из забот даосов было достижение бессмертия, к чему даосы подошли практично и деятельно. Подготовка “кандидата в бессмертные” проходила с явным использованием элементов системы йогов: она включала в себя воздержание в пище (в идеале даос должен был научиться питаться собственной слюной), физические и дыхательные упражнения. Особый упор делался на моральные факторы: кандидат должен был совершить не менее 1200 добродетельных акций, причем одно безнравственное деяние перечеркивало все былые труды. Достижению заветной цели служили и особые препараты, порошки и микстуры, изготовлявшиеся даосами. Увлечение волшебными эликсирами вызвало бурное развитие алхимии. Китайской алхимией в ходе бесчисленных экспериментов совершались и действительно ценные открытия, в частности, был изобретен порох.

В круг даосских наук входила и астрология; при этом упор делался не на астрономически-календарный, а на гадательно-предсказательный аспект. Без учета гороскопа китаец не начинал ни одного серьезного дела, а женитьба начиналась с присылки гороскопа невесты в дом жениха. Не менее популярной была геомантия, наука о связи небесных явлений, космических сил и земного рельефа. Только при благоприятном сочетании всех факторов участок земли считался пригодным для

Сельского хозяйства или строительства. В недрах геомантии появился компас - одно из величайших изобретений китайцев.

В китае же был произведен и первый удручающий “социальный эксперимент”. Императором цинь ши-хуаном был введен единый свод законов, единая письменность, создана имущественная и социальная градация, а также проведена реформа культуры. В первую очередь было запрещено существование разнообразных философских школ. Большинство книг было сожжено, сотни философов утоплены в нужниках. За утайку книг кастрировали и направляли на строительство великой китайской стены.

Стену, ставшую символом культурной изоляции китая, строили более 2 миллионов заключенных. Она простирается более чем на 4 тысячи километров: как и все тоталитарные режимы, диктатура цинь ши-хуана тяготела к архитектурному гигантизму. Известный психоаналитик эрих фромм отмечал, что система абсолютной власти имеет параноидальный характер. Вспомним наполеона, бисмарка, сталина, гитлера и др. Эта же участь постигла и цинь ши-хуана. Император заболел манией преследования.

Тоталитаризм, враждебный любой культуре и любой традиции, исторически обречен: империя цинь просуществовала всего пятнадцать лет. Новая династия хань возобновила прерванную традицию: уничтоженные книги были восстановлены по памяти. Конфуцианство с его идеалом высокоморального человека вновь стало господствующей идеологией, одной из основ, на которых зиждилась гигантская централизованная империя с ее мощным бюрократическим аппаратом. Однако пятнадцать лет террора и подавления культуры не прошли бесследно: плюрализм мнений, расцвет и борьба школ, невмешательство властей в духовную жизнь и мировоззренческие споры так и не были восстановлены. Любопытно, что цинь ши-хуан стал одним из любимых героев мао цзэ-дуна, а в 1973 году “женьминь жи-бао” дословно повторила лозунг: “книги - в огонь, ученых - в яму”.

Во 2-3 вв. В китай проникает буддизм. На основе синтеза идей и представлений, извлеченных из философских глубин буддизма, с традиционной китайской мыслью и конфуцианским прагматизмом возникло в китае одно из наиболее глубоких и интересных направлений мировой религиозной мысли - чань-буддизм (в японии - дзэн-буддизм). Буддизм оказал огромное воздействие на традиционную китайскую культуру, что наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно в архитектуре (изящные пагоды стали традиционным типом древнекитайского храма). В целом можно сказать, что классическая китайская культура представляет собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма.

 

Своеобразно и изобразительное искусство китая. Уже в 1 тыс. До н.э. Китайцы умели строить здания в два-три и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела

Поднятые вверх края и четко обозначенный карниз. Такого типа здания стали называться пагодами и использовались как храмовые постройки. Распространены были резьба по камню, лаковые миниатюры, известна была и фресковая живопись.

Интересно и то, что поэзия, живопись и каллиграфия в китае были неразрывно связаны. В основе всех трех видов лежит специфика иероглифического китайского письма, а произведения всех трех направлений искусства создаются с помощью одного и того же инструмента - кисти. Главная цель китайской эстетики - в отражении гармонии жизни, а единение трех видов художественного творчества отражает реализацию этой цели. Считается, что китайская каллиграфия - искусство написания иероглифов - отражает состояние души через искусно воспроизведенные знаки. Графическая красота иероглифов соответствует красоте поэтического текста. Текст же в свою очередь сопровождается живописным эквивалентом. Живопись как бы объединяет все три вида искусства. Поэзия же в свою очередь неразрывно связана с музыкой. Уже в начале 1 тыс. До н.э. Были созданы наиболее ранние памятники древнекитайской литературы - “книга песен”, содержащая более 300 песен и стихов, и “книга перемен”. Ярким выражением утопических представлений о счастливой стране является “персиковый источник” тао юань мина, ставший воплощением мечты о прекрасном, радостном, безбедном обществе.

Конфуцианство наложило глубокую печать на все стороны жизни китайского общества, в том числе и на функционирование семьи. Семья считалась сердцевиной общества, ее интересы намного превосходили интересы отдельного человека, который рассматривался лишь в аспекте семьи, сквозь призму ее вечных интересов. Подрастающего сына женили, дочь отдавали замуж по выбору и решению родителей, причем это считалось настолько нормальным и естественным, что проблема любви при этом не вставала.

Многие важнейшие изобретения, на которых зиждется сегодня наша жизнь, пришли из китая. Не придумай древние китайские ученые таких мореходных и навигационных приборов и устройств, как румпель, компас и многоярусные мачты, не было бы великих географических открытий. В китае были изобретены пушки, порох, бумага и приспособления для печати, в том числе и подвижной шрифт. Китайские целители открыли кровообращение. Там в vii веке были изобретены механические часы. Совершенствуя художественную керамику, в iv веке н.э. Китайцы изобрели фарфор. Не представляется возможным перечислить все значительные открытия катайских ученых в области математики, механики, биологии, медицины, астрономии.

Существенную роль в культурных контактах китая с внешним миром сыграл великий шелковый путь, который был проложен во 2 в. До н.э. Посольством чжан няня. Китай стал известен в европе как “serica” (“страна шелка”). Но по торговым путям из китая в европу шли не только рулоны шелка, ящики с фарфором и чаем. Распространялись различные нравственные, философские, эстетические, экономические и педагогические идеи, которым суждено было оказать воздействие на запад.

Древнеиндийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. В настоящее время известны два древнейших центра высокоразвитой культуры. Это хараппа (ныне в западном пакистане) и мохенджо-даро на берегу реки инд. Мохенджо-даро являлся одним из центров хараппской цивилизации.

В мохенджо-даро археологи обнаружили правильной прямоугольной формы кварталы, широкие улицы, перекрытые каналы, в домах - комнаты для омовений. Строительство велось из обожженного кирпича, а дома были многоэтажными. Появилась здесь и своеобразная, до сих пор не расшифрованная письменность. Высокого совершенства

Достигло искусство малых форм - гравюры на печатях, статуэтки, а также различные виды ремесел.

Во 2 тысячелетии до н.э. В индию пришли племена индоариев, жрецы которых создали великое собрание священных гимнов, заклинаний и жертвенных формул “ригведу”. Этот сборник до сих пор почитается как самый важный из многочисленных текстов индуизма. Позднее появились и другие веды - “самаведа”, “яджурведа” и “атхарваведа”. Со временем вокруг вед стала складываться так называемая ведическая литература, представляющая собой толкования и комментарии к ведам. Наиболее значительные из них получили название упанишады (от упа-ни-шад - “сидеть около ног учителя”).

Героическую эпопею борьбы арийцев с природой страны и с подобными себе можно проследить не только по ведам, но и по законам ману. В них собраны все постановления, определявшие правила религиозной, политической и общественной жизни индусов. Первоначальной единицей арийского общества, как и всех других древних патриархальных обществ, была семья. Семья находилась под абсолютной властью отца - отец был ее царем, судьей и жрецом. Доблести и подвиги каждого отдельного члена семьи распространялись на всю семью, за все его проступки и обязательства отвечала также вся семья. Семья была неделима, и как бы ни была многочисленна, она тем не менее оставалась одним юридическим лицом, а ее имущество -земля и прочее- являлось общим и нераздельным. Уже издавна из среды арийского общества стали выделяться семьи, на которых лежали известные обязанности. Исполнение этих обязанностей переходило от отца к сыну и считалось наследственным. Вследствие этого арийское общество постепенно разделилось на четыре сословия. Их санскритское наименование - “варна” (неточно переводимое как “каста”, а буквально означающее “цвет”). В определённой мере и по сей день существуют каста жрецов, или брахманов (чистых), каста воинов, или кшатриев, каста вайшьев, или ремесленников, купцов и земледельцев, и каста шудр (слуг). Последняя каста образовалась из покоренных народов и составляла самую многочисленную часть народонаселения индии.

В древнеиндийском обществе каждая из четырех варн (сословий) состояла из нескольких каст с четко сформулированными нормами социального поведения. Отношения между сословиями и кастами определялись правилами эндогамии (считался законным только брак в пределах единой группы), сотрапезничества (пищу можно было принимать от членов той же или высшей группы и есть в присутствии таких же) и предписанного рода занятий (каждый человек обязан был добывать средства к существованию, как это принято для членов его группы, и не имел права заниматься ничем иным).

Науки были неотъемлемой частью образовательного стандарта высших варн, но читать и изучать веды и комментарии к ним могли лишь мужчины из первых трех варн; женщинам и шудрам путь знаний был заказан. Образованный индус времен упанишад заявлял, что помимо

Собственно вед и законов ману он знает “правила почитания предков, науку чисел, искусство предсказаний, хронологию, логику, правила поведения, этимологию, науку о священном знании, науку о демонах, военную науку, астрономию, науку о змеях и низших божествах”.

Записывались веды на древнеиндийском, ведийском языке. В v веке до н.э. Ученый брахман паниш осуществил обработку языка поздневедической литературы, создав его новый вариант, названный санскритом. Санскрит - это литературная форма древнеиндийского языка, на которой написаны многие памятники древнеиндийской литературы. На санскрите были записаны великие эпические поэмы “махабхарата” и “рамаяна”.

Интереснейшим документом, содержащим информацию о культуре индии 3 века до н.э., являются высеченные на камне многочисленные надписи царя (раджи) ашоки (так называемые эдикты). Эдикты ашоки посвящены изложению правил благочестия, разработанных царем, которым должны были следовать и сам государь, и все подданные. Надписи ашоки - официальные государственные эдикты, но в них содержится и много чисто личных моментов, позволяющих судить о характере самого царя. Ашока покровительствовал нетрадиционным религиям, главным образом буддизму, и призывал население почитать не только жрецов-брахманов, но и бродячих проповедников новых учений. Индийский правитель провозглашал своей целью завоевание всего мира, но не войной, а “праведностью”. Он рассылал во все страны специальные миссии, которые должны были проповедовать истинность учения будды и рассказывать о благочестии ашоки. Ашока, видимо, полагал, что, подавая пример праведного правления, сможет убедить соседей в достоинствах своей политики и таким образом добиться морального главенства над всем цивилизованным миром.

 

В надписях ашоки говорится о дхарме как “праведности”, которой должны придерживаться все. Возлагаемая на царя обязанность охраны подданных относилась прежде всего к охране дхармы. Начиная с ашоки, правители принимали титул дхармараджи. Царь обязан был поддерживать дхарму, “священный закон”, карая злодеев и вознаграждая праведных. Ашока заявлял, что все подданные - его дети, энергично поддерживал учение об ахимсе (непричинение вреда людям и животным), которое тогда быстро распространилось среди верующих всех направлений.

Арии были буйным и жизнерадостным народом. Они очень любили музыку, играли на флейте, лютне и арфе, сопровождая это аккомпанементом ударных - цимбал и барабанов. В гимнах встречаются упоминания о пении, танцах и об искусстве танцовщиц. В древней индии сложилась особая танцевальная культура, в которой каждый жест и положение тела имеет свой смысл. Таким образом, танец был превращен в повествование средствами пластики, близкое к пантомиме, но более эмоциональное и красочное. Популярнейшим развлечением древних индусов были представления театра сангит. Сангит- это разновидность

Ранней формы театрального искусства, существовавшая в древней индии, которая включала элементы пения, инструментальной музыки, пантомимы и танца. Были широко распространены азартные игры -во все времена и среди всех слоев населения, за исключением наиболее благочестивых людей. Одной из таких игр были шахматы.

Самым высоким из всех законных видов наслаждения древние индусы считали эротические действа. Вся индуистская литература, и религиозная, и светская, изобилует сексуальной символикой и откровенными эротическими моментами. Сам процесс сотворения мира изображался как брачный союз бога и богини, и фигуры тесно обнявшихся пар повсеместно высекались на стенах храмов.

Священные предания, сутры - руководства по жертвенным ритуалам, законодательству и правилам домашней жизни - уделяли большое внимание любовным отношениям. До сих пор хорошо известен древнеиндийский трактат о любви “кама сутра”. Среди многочисленных праздников, которые следовали один за другим, наиболее широко отмечался праздник в честь камы - бога любви.

Характерной чертой культуры индии является наличие множества взаимодействующих между собой религий. Среди них прежде всего следует выделить брахманизм с его позднейшими формами -индуизмом и джайнизмом.

Для древнего египтянина и шумера жизнь была единократной и неповторимой. Ее продление до бесконечности - бессмертие - было сокровенной мечтой шумеров и вавилонян. Арьи же, напротив, понимали жизнь как бесконечную цепь перерождений, как странствие душ по все новым и новым телам. Это странствие получило названиесансары. Вечно вращается колесо сансары; но каждое новое перерождение определяется накопленной в предыдущей жизни кармой - суммой добрых и злых дел человека, осуществляющей своего рода “закон возмездия”. Дурная карма обеспечивала переселение в низшие сословия или в животных, средняя - возрождение на том же самом социальном уровне, хорошая карма была гарантом рождения в высшей варне. Вера в сансару на века обезопасила индию от всех социальных потрясений: рождение среди обездоленных, нужда, нищета и тяжелый труд осознавались как дурная карма и наказание за предыдущую греховную жизнь, в чем обвинять человек мог только себя самого.

Позже внутри брахманизма сформировалось нетрадиционное этическое направление - джайнизм, сыгравшее немалую роль в истории культуры индии. Джайнизм сделал явственный акцент на этику, на социально-нравственные формы поведения человека. Последователи джайнизма свято следуют принципу “ахинсы”, непричинения вреда всему живому: ведь в каждом звере и птице, в каждой былинке и мошке сокрыта душа, “отрабатывающая” прежнюю карму. Джайнисты даже закрывали рот белой повязкой, дабы не проглотить случайно какое-либо насекомое и тем самым не нарушить принцип ахинсы. Передвигались они только при свете, разметая перед собой дорогу, чтобы опять же не повредить

Что-либо живое.

Основателем буддизма - одной из великих мировых религий -был царевич Сиддхартха Гаутама, известный также под именем шакьямуни, что переводится как “мудрец из рода шакьев” ( ок.560 - 480 гг.до н.э.). Слово будда обозначало человека, превосходящего всех остальных людей своими нравственными, умственными и физическими качествами. До будды гаутамы в индии насчитывалось не менее 94-х таких будд. Но только гаутаме удалось создать свою философско-религиозную доктрину, выделившуюся из брахманизма и завоевавшую умы множества людей. Основы его учения изложены в бенаресской проповеди. С точки зрения буддизма жизнь есть страдание. Причина его - в изобилии переполняющих человека желаний, в жажде наслаждений, богатства, власти, вечной жизни и т.п. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суетности - вот путь к уничтожению страдания. Именно за этим лежит полное освобождение от всех земных желаний - нирвана.

Древнеиндийская культура вообще отличалась многообразием философских воззрений. Уже в древнейшем индийском эпосе “махабхарата” говорится о существовании множества мудрецов, чьи философские воззрения противоречат друг другу. Значительное место принадлежит наиболее радикальной из древних материалистических систем -локаяте. Популярным философским направлением в древней индии была йога, повсеместно нашедшая себе немало поклонников в связи с теми конкретными правилами психофизической тренировки, которые она предлагает для достижения освобождения от оков материального мира. В настоящее время йога прочно вошла в область интеллектуальной и культурной моды. Однако нельзя не учитывать того, на что обращает внимание в книге “архетип и символ” к. Г. Юнг; “...йога представляет собой не просто механику, но имеет и философское содержание.... Практика йоги немыслима - да и неэффективна - без тех идей, на которых она базируется. В ней удивительно совершенным образом сливаются воедино физическое и духовное. ...раскол западного ума с самого начала делает невозможным сколько-нибудь адекватное использование возможностей йоги”.

В конечном счете, все формы древнеиндийского художественного творчества тоже выражают стремление вырваться за пределы обыденной человеческой жизни и, пройдя через соответствующие этапы, достичь духовной просветленности, которую определяют такими понятиями, как нирвана, мокша и др. Индийское искусство - наглядное воплощение этой главной темы, и потому его художественные образы несут мудрость божественного откровения.

Ключом к пониманию искусства индии принято считать фрески пещер аджанты и скальные храмы эллоры. По фрескам аджанты можно изучать архитектуру древних городов, старинные костюмы, ювелирные изделия, образцы оружия. Это декоративное богатство - поистине энциклопедия индийского национального искусства. Вся человеческая жизнь, от рождения до смерти, все слои общества, от царя до раба, от святого до грешника, все человеческие чувства: любовь и ненависть, радость и горе, все это нашло отражение в пещерных храмах аджанты. Они поистине стали зеркалом жизни далеких веков.

Скальные храмы эллоры вырублены из скального монолита, например, храм кайласа в эллоре хочется назвать одним из чудес света: ведь весь храм - от высокого цоколя, украшенного фигурами слонов и львов в натуральную величину, до пирамидальных башен - все это было высечено из одного цельного куска камня. Работа велась на протяжении 150 лет. Храм представляет собой не строение, а огромную многофигурную скульптуру.

Культура индии не только вобрала в себя достижения других культур, но и сама внесла огромный вклад в мировую культуру. Необходимо отметить, что вся юго-восточная азия восприняла значительную часть своей культуры из индии. Весь дальний восток обязан индии буддизмом, который способствовал формированию своеобразных культур китая, кореи, непала, таиланда, японии и тибета. Сильное влияние культура индии оказала на запад, особенно на германию конца 18 - начала 19 вв. Гете, гегель и многие другие писатели и философы начала 19 в. С увлечением читали все переведенные к тому времени произведения древнеиндийской литературы.

 








Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 1807;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.