Зарождение психологических идей в Древней Греции

Рассматриваемый период охватывает по хронологическим рамкам относи­тельно небольшой временной отрезок - VI в. до н.э. Однако по значимости в оформлении и развитии психологических идей он превосходит целые эпохи.

Сочинения ученых этого времени, как правило, носили одно и то же название: "О природе". Их проблематика также была единой: начало, бог, мир, животные и т.д. Об их содержании, в большинстве своем, мы можем судить лишь по "извлечениям" позднейших античных мыслителей и "отцов церкви", по комментариям историков науки. Но и эти безвозвратно ушедшие от нашего современника труды были далеко не первыми попытками в объяснении душев­ных явлений человека. Свидетельство тому - "Илиада" и "Одиссея" Гомера, "Теогония" Гесиода, памятники героического эпоса VII - VIII веков до н.э.

В древнегреческих мистериях и ритуалах видны восточные мотивы: переживание непосредственной связи с божеством, проявляющимся в природе. Но дистанция между людьми и богами уже существенно преуменьшена - человек "приближался" к ним, являясь их бессмертной частицей. Однородность их существования проявлялась в том, что они имели общих предков, более того, женщины имели любовниками богов, а мужчины пытались овладев богинями. Вместе с тем олимпийские боги не создавали Вселенную и не могли распоряжаться человеком как своим творением. Поэтому, в отличие от восточного прецедента, описываемые боги и Вселенная интересуют древнегреческого мыслителя как частного человека (что было неслыханно на Ближнем Востоке).

Более того, именно в мифологическом мировоззрении в хаотичности и постоянном изменении мира подмечены константы - бинарные оппозиции: свет и тьма, правое и левое, мужское и женское, внешнее и внутреннее. Древние греки расширили список противоположностей, положив их в основу решения психологических проблем: божественное и природное, телесное и духовное, биологическое и социальное и т.д.

Реализуя научные потенции мифологии, ионийские мыслители (купцы, государственные деятели, географы) не искали "начала" (божественного предка). Оно имело для них не временной смысл, а "онтологический принцип - первопричину", непреходящую основу бытия. Проблемы, с которыми человек сталкивается в познании природы, переносятся из веры и поэтики в интеллектуальную сферу:

- появилась возможность переосмысления и критической оценки взгляда на душу человека;

- вместо безоговорочного признания мифа о духе утверждается постепенный и кумулятивный рост психологических знаний;

- онтологический принцип бытия, в том числе "первопричина" души, должен быть рационально постижим, даже если он открыт во вспышке озарения. У античного мыслителя уже не было проблемы выбора: принять их или отвергнуть - они (принципы) могли быть только проанализированы, видоизменены или исправлены как предмет интеллектуального действия.

Вывод:

 


Перечислим возникшие в данную эпоху философские направления, в рамках которых рассматривались те или иные психологические взгляды (Схема 1).

 








Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 1039;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.