Пифагорейский союз.
До нашего времени дошло очень мало подлинных источников о научной деятельности данной античной школы. Более того, имелась тенденция превратить Пифагора в легендарную личность - воплощение божества, связав с его именем все научные достижения союза. Зародившись в VI в. до н.э. в "Великой Элладе", пифагореизм просуществовал около двух столетий. Основная мировоззренческая посылка пифагорейцев сформулирована в тезисе:"Существует бытие и небытие".
С именем основателя одной из самых авторитетных школ античного мира Пифагора(571-497 до н.э.) связывают зарождение научного знания в современном его понимании. В отличие от ионийских мыслителей-одиночек: Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита, основатель союза выступил первым пропагандистом науки. Метод Пифагора есть познание; знание, по его оценке, - это часть искусства жить; а жизнь есть поиск спасения.
Значимым для психологического знания в эволюции пифагорейской школы является выделение медицины как науки из лечебной магии. Родоначальник анатомии врач-философ Алкмеоннашел причину болезней человека в нарушении равновесия - смещении качеств тела. Он первым открыл "две узкие дорожки", ведущие от мозга к глазным впадинам, сделав на этом основании гениальные выводы о том, что мозг - орган мышления и мыслит только человек.
Древнегреческого философа Гераклита Эфесского (ок. 520 -ок. 460 до н.э.) называют одним из основоположников диалектики. Основанием для этого являются представления мыслителя о преходящем, изменчивом и противоречивом характере всего существующего: "Все возникает по противоположности и всею цельностью течет, как река. Вселенная конечна, и мир один". В основе мироздания, человека и его души, по Гераклиту, лежит объективный закон - логос (разумное слово для ума и огонь для чувства). Основной посылкой теоретических построений является тезис: "Бытие тождественно небытию".
Данные идеи определили психологические воззрения ученого, суть которых сводится к следующим положениям:
- душа - единство противоположностей, сочетающее в себе влажное и огненное. Она имеет два аспекта: вещественно-материальный и психически-разумный. В вещественно-материальном аспекте душа - одна из метаморфоз огня, без которого она не существует: "Психеям смерть - стать водою, воде же смерть - стать землею; из земли же вода рождается, а из воды - психея";
- психически-разумный ("огненный","сухой") компонент - самовозрастающий логос, тесно увязывается с вещественно-материальным. Впервые после утверждения представителями милетской школы единства и неразрывной связи внешней природы и души разделяются психические и допсихические взаимопереходящие состояния в человеке. Утверждается зависимость качеств и этих состояний от физических изменений в организме: "Сухое сияние - психея мудрейшая и наилучшая", у "опьяневшего мужа психея его влажна". Тем самым высказывается идея материальной детерминации и дифференциации психики человека.
Особое место во взглядах Гераклита отводится познавательным процессам: "Всем людям свойственно познавать самих себя и мыслить". Он различает чувственное и рациональное познание, предполагает различие в органах восприятия и познавательных способностях человека: "Плохие свидетели для людей - глаза и уши тех, кто имеет грубые психеи".
Задачей познания определяется проникновение в сущность природы. В познании души мыслитель предлагает идти в глубь мироздания. Созвучной в этой связи является идея бесконечного душевного развития человека (субъективного логоса): "Идя к пределам души, их не найдешь, даже если пройдешь весь путь: таким глубоким она обладает логосом". Он ставит вопрос о богоподобии человека в познании: "Образ мыслей человека - его божество".
Внутри психического Гераклитом разделяются ступени познания, которые опираются одна на другую: чувственное познание,понимание и мышление. Во фрагментах текстов античного ученого намечается проблема достоверности чувственного познания и роли разума, т.е. теоретического мышления: "Скрытая гармония лучше явной"; "Я предпочитаю то, что можно увидеть, услышать и изучить". В этом отношении интересно одно древнее сообщение, согласно которому на вопрос Гераклиту, почему он разрезает зверей по членам их тела, прозвучал ответ: "Потому что моим учителем является природа существующего".
Связь чувственного познания и мышления проявляется в том, что "природа любит скрываться". На этом основании делается вывод: "Мышление – великое достоинство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать ей сообразно". Разумом люди наделены от природы: "Размышление всем свойственно".
От социально-психологических взглядов Гераклита до нас дошли довольно-таки максималистские суждения: "Своевластие следует гасить скорее, чем пожар"; "Один для меня - десять тысяч, если он наилучший". Тем не менее античным мыслителем утверждается идея о равенстве людей от природы и признание их фактического неравенства по причине неразумения (неравенства интересов). Потребности обыденных людей таковы, что "людям не стало бы лучше, если бы исполнились все их желания"; "если бы счастье заключалось в телесных удовольствиях, мы бы назвали счастливыми быков, когда они находят горох для еды". Афоризмы Гераклита (всего сохранилось около 150 фрагментов) отразили не только новую картину мира, но и новый взгляд на человека и его душу. Личность выводилась из-под власти и царства мифологических богов Олимпа - перед нею открывалась возможность познания посредством наблюдения и деятельности собственного ума.
Выводы Гераклита о производности души и ее проявлений от изменений космического "мирового огня", идеи "о процессуальном характере (течении, изменении) психических состояний в единстве с допсихическими, о различных, переходящих один в другой уровнях душевной жизни (зачатки генетического подхода), о подчиненности всех психических проявлений непреложным законам материального мира навсегда вплелись в ткань научно-психологического знания".
|
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 1158;