ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛСД В РАЗВИТИИ ПАРАНОРМАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Многие исторические и антропологические данные и многочисленные анекдотичные наблюдения из клинических исследований говорят о том, что психоделические вещества иногда могут способствовать экстрасенсорному восприятию. Во многих культурах визионерские растения принимались в контексте церемоний духовного целительства в качестве способа диагностировать и лечить болезни. Таким же частым было их использование в других магических целях, а именно, поиск потерянных объектов или людей, астральные проекции, восприятие удаленных событий, предвидение и ясновидение. Большинство использовавшихся в этих целях веществ было упомянуто раньше в связи с религиозными ритуалами. Сюда входят смола или листья конопли (Cannabis indica или sativa) в Африке и Азии; мухомор у разных сибирских племен и североамериканских индейцев; растение Tabernanthe iboga у определенных африканских этнических групп; нюхательные порошки кохоба (Anadenanthera peregrina) и epena (Virola theidora) в Южной Америке и на Карибах; и три основных психоделика доколумбовых культур: кактус пейот (Lophophora Williamsii), священные грибы теонанакатль (Psilosybe Mexicana) и ololiuqui или семена утренней славы (ipomoea violacea). Особо интересной выглядит яге, напиток, изготавливаемый из лианы Banisteriopsis caapi и других «лоз мертвых», используемый южноамериканскими индейцами в долине Амазонки. Гармин, также называемый ягеин или банистерин, один из активных алкалоидов, выделенных из растения Banisteriopsis, по праву называли телепатином. Психоделические состояния, вызываемые экстрактом этих растений, кажутся особенно мощными усилителями паранормальных явлений. Самый известный пример необычных свойств яге можно найти в записях МакГоверна, одного из описывавших это растение антропологов. Согласно его описанию, местный врач очень детально увидел смерть вождя далекого племени в момент, когда она происходила; много недель спустя точность этого сообщения подтвердилась. Похожий опыт сообщил Мануэль Кордова-Риос, который четко увидел на сеансе яге смерть своей матери и позже смог проверить все детали. Все психоделические культуры, похоже, разделяют мнение, что экстрасенсорное восприятие возрастает не только во время интоксикации священными растениями—систематическое использование этих веществ способствует развитию паранормальных способностей в повседневной жизни.
Гораздо более анекдотичный материал, на протяжении многих лет собиравшийся психоделическими исследователями, подтверждает данные верования. Мастерс и Хьюстон описали случай домохозяйки, которая в своем ЛСД сеансе увидела свою дочь на кухне их дома ищущей банку с печеньем. Она также сообщила, что видела, как ребенок уронил с полки сахарницу и рассыпал сахар по полу. Этот эпизод в дальнейшем подтвердил её муж. Некоторые авторы также сообщали о субъекте, который видел «корабль, застрявший в льдинах где-то в северных морях». Согласно субъекту, на борту корабля было название «France». Позже подтвердилось, что France действительно застрял во льду возле Гренландии во время ЛСД сеанса субъекта. Известный психолог и парапсихологический исследователь Стэнли Криппнер во время псилоцибинового сеанса в 1962 визуализировал убийство Джона Кеннеди, которое произошло годом позже. Похожие наблюдения сообщали Хамфри Осмонд, Дункан Блюэтт, Абрам Хоффер и другие исследователи. Литература на эту тему была критически рассмотрена в синоптической работе Криппнера и Дэвидсона.
В моем собственном клиническом опыте разные феномены, предполагающие экстрасенсорное восприятие, относительно часты в ЛСД психотерапии, особенно на продвинутых сеансах. Они простираются от более-менее смутного ожидания будущих событий или знания об удаленных событиях до сложных и детальных сцен яркого ясновидения. Это может быть связано с соответствующими звуками вроде сказанных слов и предложений, шумов, производимых автомобильными двигателями, звуков пожарной и скорой помощи или звучания рога. Некоторые из этих переживаний позже в разной степени могут соответствовать фактическим событиям. Объективная проверка в этой области может быть особенно трудной. Если эти случаи не сообщались и четко не документировались во время психоделических сеансов, есть большая опасность искажения данных. Одни из главных ловушек здесь это неопределенная интерпретация событий, искажения воспоминаний и возможность явления дежа вю во время восприятия последующих событий.
Самый интересный паранормальный феномен, происходящий на психоделических сеансах, это переживания вне-тела и случаи путешествий с ясновидением и яснослышанием. Ощущение покидания своего тела довольно часто в состояниях, вызываемых препаратом, и может принимать разные формы и иметь разные уровни. Некоторые люди чувствуют себя совершенно отделенными от своих физических тел, парящими над ним или наблюдающими их из другой части комнаты. Порой субъекты могут совсем перестать воспринимать физическую обстановку, и их сознание перемещается в эмпирические области и субъективные реальности, которые кажутся совершенно независимыми от материального мира. Тогда они могут полностью отождествляться с образами тел протагонистов этих сцен, становиться людьми, животными или архетипическими сущностями. В исключительных случаях у индивида может быть сложное и живописное переживание перемещения в конкретное место в физическом мире, и он дает детальное описание отдаленной местности или события. Попытки проверить такие экстрасенсорные восприятия иногда могут привести к поразительным подтверждениям. В редких случаях субъект может активно контролировать такой процесс и «путешествовать» по собственной воле в любое место или момент времени, которое выберет. Детальное описание переживания такого рода, иллюстрирующее природу и сложность связанных с этим проблем, опубликовано в моей книге «Области человеческого бессознательного», стр. 187.
Объективное тестирование стандартными лабораторными техниками, используемыми в парапсихологических исследованиях, было довольно разочаровывающим и не продемонстрировало, что повышение экстрасенсорного восприятия это предсказуемый и постоянный аспект действия ЛСД. Мастерс и Хьюстон тестировали ЛСД субъектов, используя специальную колоду карт, разработанную в парапсихологической лаборатории в Университете Дьюка. Колода состоит из 25 карт, на каждой из которых есть геометрический знак: звезда, круг, крест, квадрат или волнистые линии. Результаты экспериментов, в которых ЛСД субъекты пытались угадать идентичность этих карт, статистически не были особенными. Похожее исследование, проведенное Уиттлеси, и эксперимент с угадыванием карт псилоцибиновыми субъектами, опубликованный ван Асперен де Боер, Баркема и Капперсом, были такими же неудачными, хотя интересной находкой первого из этих исследований было поразительное уменьшение несоответствий; угадывание было ближе к средней ожидаемой вероятности, чем это предсказывалось математически. Неопубликованные находки парапсихологического исследования Уолтера Панке в Мерилендском Центре Психиатрических Исследований показывают, что статистический подход к этой проблеме может быть ошибочным. В этом проекте Уолтер Панке использовал усовершенствованную версию карт Университета Дюка в форме электронной клавиатурной панели. ЛСД субъект должен был угадать клавишу, которая горела на панели в соседней комнате, либо вручную, либо через компьютер. Хотя результаты для всей группы ЛСД субъектов были статистически непримечательными, определенные индивиды достигли поразительно высоких показателей в некоторых измерениях.
Некоторые исследователи высказали возражения против неинтересного и прозаического подхода к исследованию парапсихологических явлений в виде постоянного угадывания карт. Вообще, у такой процедуры немного шансов привлечь внимание субъекта относительно происходящих субъективных переживаний, которыми характеризуется психоделическое состояние. В попытке сделать задачу более привлекательной Каванна и Сервадио использовали эмоционально-заряженный материал, а не карточки; для испытуемых были сделаны цветные фотографии нелепых картин. Хотя один из субъектов справился довольно хорошо, общие результаты не были примечательными. Карлис Озис дал ЛСД ряду «медиумов», которым вручили предметы и попросили описать их обладателей. Один медиум был необычайно успешен, но большинство других были так заинтересованы эстетическими и философскими аспектами переживания, либо так захвачены своими личными проблемами, что для них оказалось трудно оставаться сосредоточенными на задаче.
Самые интересные данные были получены в пилотном исследовании, созданном Мастерсом и Хьюстон, которые использовали эмоционально-заряженные картинки с 62 ЛСД субъектами. Эксперименты проводились в завершающие периоды сеансов, когда относительно легко сосредоточиться на конкретных задачах. 48 тестируемых индивидов примерно описывали целевую картинку, по меньшей мере, 2 раза из 10, а пятеро субъектов успешно угадывали, по меньшей мере, 7 раз из 10. Например, один субъект визуализировал «беспокойные моря», когда верное изображение было кораблем викингов в шторме. Тот же субъект назвал «буйную растительность», когда картинкой были дождевые леса Амазонки, «верблюда», когда на картинке был араб на верблюде, «Альпы», когда была картинка Гималаев, и «негра, собирающего хлопчатник в поле», когда на картинке была южная плантация.
Исследование паранормальных явлений на психоделических сеансах имеет множество технических проблем. Вдобавок к проблемам вызова интереса у субъекта и удержания его или её внимания на задаче, Блюэт также подчеркнул быстрый поток эйдетических образов, который мешает субъекту установить и выбрать ответ, который мог быть вызван целью. Методологические трудности в изучении эффекта психоделических препаратов на экстрасенсорное восприятие или другие паранормальные способности и отсутствие доказательств в существующих исследованиях всё же не могут перечеркнуть некоторые весьма выдающиеся наблюдения в этой области. Каждый ЛСД терапевт с достаточным клиническим опытом накопил достаточно наблюдений, чтобы воспринимать эту проблему серьезно. Я сам не сомневаюсь в том, что психоделики иногда могут вызвать элементы подлинного экстрасенсорного восприятия во время их фармакологического действия. Порой появление определенных паранормальных способностей и феноменов может выходить за пределы дня сеанса. Занимательное наблюдение, которое здесь очень уместно и заслуживает внимания, это частое появление необычайных совпадений в жизнях людей, которые на своих психоделических сеансах испытывали трансперсональные явления. Такие совпадения являются объективными фактами, а не только субъективными интерпретациями воспринимаемых данных; они похожи на наблюдения, которые Карл Густав Юнг описал в своем эссе как синхроничность.
Несоответствие между появлением парапсихологических явлений на ЛСД сеансах и негативными результатами лабораторных исследований, видимо, отражает тот факт, что ЭСВ это не стандартный и постоянный аспект действия ЛСД. Психологические состояния, ведущие к разным паранормальным явлениям и характеризуемые необычайно высокой частотой ЭСВ, находятся среди многих других состояний разума, которые могут вызываться препаратом; в других типах ЛСД переживаний способности к ЭСВ, видимо, находятся на том же уровне, как и в повседневном состоянии сознания, или даже значительно ниже. Будущее исследование должно будет выяснить, можно ли использовать и систематически культивировать иначе непредсказуемое и стихийное появление паранормальных способностей психоделических состояний, как указано в шаманской литературе.
СНОСКИ
1. Заинтересованный читатель найдет исчерпывающее обсуждение этой темы в прекрасной книге Роберта Мастерса и Джин Хьюстон «Психоделическое искусство». Влияние ЛСД и псилоцибина на творчество профессиональных художников также уникально задокументировано в книге «Экспериментальные психозы» чешским психиатром Ж. Рубичеком. В этом контексте стоит упоминания также неопубликованная коллекция Оскара Янигера профессиональных картин, сделанных под воздействием ЛСД.
2. Некоторые конкретные примеры важных инсайтов такого рода описаны в моей книге «Области человеческого бессознательного».
3. Много дополнительных примеров этого феномена можно найти в книге Артура Кёстлера «Акт творения».
4. Заинтересованный читатель найдет больше информации по этой теме в синоптической работе Стэнли Криппнера «Исследования творчества и психоделических препаратов»
5. Самым интересным исследованием такого рода был эксперимент Страстной Пятницы, проведенный Уолтером Панке в 1964 в гарвардской церкви в Кембридже, Массачусетс. В этом исследовании десяти христианским студентам-теологам дали 30 мг псилоцибина, а другие десять, которые были контрольной группой, получили 200 мг никотиновой кислоты в качестве плацебо. Разделение на две группы было двойным слепым. Все прослушивали в течение двух с половиной часов религиозную службу, состоявшую из органной музыки, вокальных соло, чтений, молитв и личных медитаций. Субъекты, получившие псилоцибин, показали очень высокие результаты по опроснику мистических переживаний, разработанному Панке, а реакция контрольной группы была минимальной.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 858;