Возникновение, течение и последствия.
В сравнении с большим депрессивным расстройством, дистимическое расстройство развивается в относительно раннем возрасте, обычно в 11-12 лет (Kovacs et al., 1997). Дистимическое расстройство возникает приблизительно тремя годами ранее, по сравнению с большим депрессивным расстройством и может быть предвестником его развития, так как дистимия почти всегда предшествует тяжелой депрессии (Lewinsohn et al., 1991; Lewinsohn, Pops, et al., 1993).
Дистимическое расстройство, возникшее в детском возрасте, имеет пролонгированное течение со средней продолжительностью эпизода 2-5 лет (Lewinsohn et al., 1991). В одном клиническом исследовании примерно половине детей, страдающих этим расстройством, понадобилось больше 4-х лет для выздоровления. Продолжительность периода выздоровления зависела не от характера лечения, а от наличия сопутствующих поведенческих проблем. Дистимическое расстройство продолжалось примерно на два года дольше при условии сопутствующих поведенческих проблем (Kovacs et al., 1997).
Раннее возникновение и растянутое во времени течение делают Дистимическое расстройство серьезной проблемой. Подростки, у которых дистимическое расстройство развивается в возрасте около 9 лет, и которые выздоравливают четырьмя годами позднее, проведут больше 30% всей своей жизни и половину своих школьных лет в состоянии депрессии. Поскольку депрессия связана со многими учебными, когнитивными, семейными и социальными проблемами, такие длительные эпизоды дистимии могут оказать крайне пагубное воздействие на детское развитие (Renouf & Kovacs, 1995).
Почти все дети и подростки в конце концов выздоравливают от дистимии. Но появляется чрезвычайно высокая вероятность возникновения у них других расстройств, главным образом большого депрессивного расстройства, тревожных расстройств (особенно тревожного расстройства, связанного со страхом одиночества, и общего тревожного расстройства) и кондуктивного расстройства. У подростков, страдающих дистимией, к тому же наблюдается повышенный риск последующего развития биполярного расстройства и расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами (Kovacs et al., 1994). Из числа детей, госпитализированных по поводу дистимического расстройства, 40% будут снова госпитализированы в течение первого года после выписки (Asarnow, Goldstein, & Ben-Meir, 1988).
Дети и подростки с дистимическим расстройством сообщают о том, что они получают меньше социальной поддержки со стороны своих друзей, данная особенность характерна для детей с дистимией при сравнении их с детьми, страдающими большим депрессивном расстройством (D. N. Klein, Lewinsohn & Seeley, 1997). Дети, излечивающиеся от дистимического расстройства, ничем не отличаются от остальных в плане семейных взаимоотношений, по своим когнитивным способностям или способностям научения. После выздоровления остается только одна сфера деятельности ребенка, на которой лежит отпечаток болезни, — сфера социального взаимодействия (D. N. Klein et al., 1997). Однако до сих пор неизвестно, предшествуют ли нарушения в социальном взаимодействии дистимическому расстройству или возникают как следствие этого расстройства. Они могут служить фактором риска для развития дистимического расстройства или оставить глубокий продолжительный след перенесенного заболевания (Renouf & Kovacs, 1995).
Поскольку за дистимическим расстройством, возникшим в раннем возрасте, почти всегда следует развитие большого депрессивного расстройства, а иногда биполярного расстройства, диагностирование дистимии на ранних этапах заболевания может способствовать выявлению тех детей, кто подвержен риску расстройств настроения в более позднем возрасте, что может иметь важное значение для профилактики этих заболеваний.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 679;