ИСТОРИЯ МАКЕТИРОВАНИЯ

       
   
 
 

История изготовления архитектурных макетов зданий началась почти одновременно с возникновением монументального строительства: именно в тот момент, когда впервые потребовалось объемно-пространственное изображение проектируемого здания. Еще в гробницах Египта находили миниатюры домов и храмов, роль которых была использована в религии для погребальных обрядов. В античной Греции макеты использовали для более понятных для нас целей – модели из воска или дерева служили для оценки архитектурного проекта. Широко макеты начали использоваться в эпоху Возрождения – тогда создавались миниатюры церквей, соборов. Очень сложный, детализированный макет собора св. Петра в Риме был более 7 метров в длину. В это время макет постепенно превратился в инструмент привлечения, шедевр мастерства исполнения. Изображение макетов зданий, моделей судов, карет и других объектов часто фигурируют в шедеврах живописи. На многих портретах и памятниках прошлых веков запечатлены схожие сцены – в руках у исторически значимой фигуры макет города. Это, своего рода, символ покровительства городу какого-либо святого или знаменитого человека. К примеру, в Киеве у Золотых ворот установлен памятник Ярославу Мудрому, который держит в руках макет Киева (рис. 1).

 

Рис. 1. Ярослав Мудрый, держа- Рис. 2. Макет Камерино в руках

щий макет Киева покровителя города св. Венециано



А венецианский живописец Карло Кривели написал картину «Макет Камерино в руках покровителя города св. Венециано» (рис. 2).

Грандиозные замыслы – постройка корабля, собора, крепости – редко обходились без макетов. В России во времена Екатерины существовали придворные ювелирные мастерские, которые изготавливали потрясающие вещи – макеты каретных экипажей, кораблей, дворцов. Петр Первый был отличным макетчиком и очень ценил это искусство. В Санкт-Петербурге в музее военно-морского флота стоит отменно сделанная царем модель линейного корабля (это самый сложный вид моделирования). Миниатюры зданий, кораблей и карет вызывали восторг у царственных особ, изготавливались придворными ювелирными мастерскими и были достойным, оригинальным и желанным подарком. К примеру, через год после коронации Николай Второй подарил Александре Фёдоровне «коронационное» пасхальное яйцо Фаберже. Внутри ─ маленькая карета, точная копия той, на которой императрица ехала на церемонию (рис. 3). Кукольные домики, которые были популярны в Германии и во Франции были очень искусно изготовлены известными мастерами, включая мебель, живописные миниатюры, роспись стен (рис. 4).

Использование макетов в строительстве в нашей стране имеет многовековые традиции. Еще в Древней Руси при строительстве храмов широко применялись макеты. Это подтверждается изображениями на фресках древних храмов (изображения Ярослава Мудрого - строителя, держащего макет Софийского собора в Киеве XIв.

(см. рис. 1), на стенописи Нередицкой церкви, построенной в 1198 г., и др.) и древними рукописями (например, псковской рукописью начала XII в). При строительстве сложных и значительных зданий и сооружений на Руси также пользовались их макетами (так называемыми образцами), которые в то время служили источником передачи информации строителям о замысле зодчего (рис. 5).

Русские зодчие XVIII─XIX вв. придавали большое значение изготовлению макетов при разработке проектов. Широко применялись разрезные сборно-разборные макеты для наглядности экстерьера и

интерьера здания. Пример макет Исаакиевского собора (рис. 6), храма Спаса на Крови Санкт-Петербург (рис. 7).

 


 

 
 

Рис. 3. Пасхальное яйцо Рис. 4. Кукольные

работы К. Фаберже домики

 

 
 

Рис. 5. Архитектор Огюст Монферран с макетом собора

 
 

Рис. 6. Макет Исаакиевского собора

 
 

 

Рис. 7. Макет храма Спаса на Крови

Выдающийся пример использования макета в инженерно-конструкторской практике ─ макет моста через р. Неву, выполненный великим русским изобретателем-самоучкой Кулибиным.

 

На сегодняшний день архитектурный макет не утратил своей ценности и актуальности наряду с применением компьютерных трехмерных изображений архитектурных объектов.

Макет необходим :

─ для прохождения градостроительного совета, чтобы лучше раскрыть задумку архитектора;

─ рекламных целей (строительных и архитектурных выставок, выставок недвижимости, для демонстрации построеных зданий и сооружений);

─ как инструмент продаж (разборные макеты строящихся жилых домов с планировкой и прилегающей территорией);

─ как элемент интерьера в офисе архитектора, инвестора;

─ как необычный подарок (макеты «фэнтези» ─ сооружений из фильмов и мультфильмов).

 

Если говорить об истоках макетирования в процессе обучения архитектурной науке, необходимо отметить, что впервые форма композиционного творчества в макетах родилась на Западе в пропедевческих курсах Баухауза. Особенно перспективной оказалась работа с бумагой. Свободное экспериментирование с бумажной формой в пространстве позволило зафиксировать много больших и малых открытий в области нового стилеобразования, позднее проявившихся в реализованных архитектурных и дизайнерских разработках. Еще до Баухауза имелся некоторый опыт опробывания отдельных формальных упражнений в макетной форме (Беренс, Ван де Вельде, Тижик Итте и др.). Однако макетная (объемно-пространственная) форма решения композиционной задачи и ее представления была разработана Йозефом Альберсом. Это произошло в третьем, последнем периоде формирования пропедевческого курса в Баухаузе. С 1925 года он подключается к преподаванию вводного курса, а с 1928 года после ухода Моголь-Надя из Баухауза берет на себя его в полном объеме и руководит им вплоть до закрытия школы в 1933 году.

Альберс в своей методической разработке делал главный упор на развитие творческой фантазии учащихся с помощью экспериментальной, поисковой работы. Свободная, не отягощенная практической целью «игра» в материал, рождает смелость, инициативу и интерес. Изучение же конкретных технических приемов обработки материала с упором на их эстетические характеристики, наоборот, ограничивает развитие творческих потенций. Таким образом, Альберс реализовал ряд блестящих методических находок, которые позднее были восприняты многими художественными школами мира.

Работу с материалом он построил как поиск формообразования в отношении к конструкции. Чтобы наиболее полно почувствовать возможности материала в организации пространственной композиции, макеты выполнялись без использования обрабатывающего инструмента, преимущественно только одними руками. Материалом, как правило, была бумага, солома, фольга. Альберс видел в этом особый смысл. Так, бумага используется в композиции не в своем обычном назначении – как поле для письма, а как материал для построения пространственной формы, обладающей конструктивной прочностью. Приобретают значение ее края, форма и направление складок, положение в пространстве отдельных элементов, вид ее соединения между собой: врезание, скручивание и прочее. Склеивать бумагу не рекомендуется. Применяется главным образом сшивание и скалывание с помощью булавок. В процессе работы учащиеся открывают для себя новые возможности бумаги в гибкости, жёсткости, сжатии, растяжении.

Следует отметить, что Альберс требовал не просто продемонстрировать некий технический прием, но решить композицию, добившись определенной ее выразительности. К технологической стороне предъявлялись строгие формальные ограничения. Например, обязательно использовать определенный формат бумаги, при раскрое исключить отходы и прочее. Альберс считал, что такие упражнения являются отличной тренировкой в развитии пространственного и конструктивного мышления. В учебных композициях из курса Альберса отмечается, прежде всего, единство формы и конструктивной логики. Много внимания уделялось и комбинаторному мышлению, умению находить разнообразные вариации из ограниченного числа заданных элементов. Высокую оценку методики Альберса дает Клод Шнайдт – влиятельный исследователь наследия Баухауза. Он утверждает, что Альберс, унаследовав положения пропедевтики Иттена и Моголь-Надя, сумел развить ее в направлении большей объективности содержания, подчеркивая эмпирический характер . В подтверждение он приводит следующее высказывание Альберса: «Именно свободное экспериментирование, не отягощенное предварительной теорией, а не выполнение специального задания, требующего определенной подготовки, дает желаемые результаты, придает уверенность себе. Вот почему мы никогда не начинали занятия (пропедевческого курса) с теоретического введения, действуя по принципу: «Вот тебе для начала материал и покажи, на что ты способен…».

До сегодняшнего дня в архитектурном образовании при изготовлении учебных макетов и упражнений в качестве основных материалов используют бумагу и картон.

 









Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 19585;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.