Влияние характеристик ситуации
Б. Латане и Дж. Дарли инсценировали различные ситуации (Latane, Darley, 1968) и обнаружили, что число очевидцев оказывает влияние на частоту проявления помогающего поведения: чем меньше очевидцев, тем чаще помощь. Эксперимент 1968 г. выглядел следующим образом. В комнату, где испытуемые поодиночке или в группах от 3 до 8 человек заполняли опросник, пускали дым, иногда очень сильный. Наблюдение велось через зеркальную стену. Если человек находился один в комнате, то он проявлял интерес к источнику дыма, вставал с места, сообщал о происходящем. Если же в комнате присутствовало несколько человек, они могли сидеть в дыму, кашлять, но никто не шел сообщать о возможном пожаре.
С. К. Нартова-Бочавер (Нартова-Бочавер, 1992) обнаружила, что переживание успеха увеличивает желание помочь другим людям, а переживание неудачи ослабляет.
Известно также, что обучение детей альтруистическому поведению с помощью картинок увеличивает их вербальный альтруизм, обучение же на реальных ситуациях формирует устойчивую альтруистическую мотивацию, которая тем выше, чем теплее и дружественнее отношения людей.
М. Снайдер и др. (1974; Snyder, 1984) обнаружили, что водители машин чаще берут путешествующих автостопом, если те, обращаясь с просьбой к водителю, смотрят ему в глаза. Генри и Линда Соломон (1981; Solomon, 1978) подтвердили, что уменьшение анонимности – упоминание имени, личный контакт, уверенность в повторной встрече – увеличивает вероятность оказания помощи.
2.3.4. Влияние черт личности
Набора альтруистических личностных черт не обнаружено. Однако существуют индивидуальные различия при оказании помощи. Эти различия сохраняются в течение определенного времени и наблюдаются у схожих лиц.
Берноф и др. (1991) показали, что чаще помогают высокоэмоциональные, эмпатические и склонные самостоятельно принимать решения люди, а также люди с высокоразвитым самоконтролем. Взаимосвязь личности и ситуации была обнаружена в 172 исследованиях помогающего поведения, в которых приняли участие более 50 тыс. чел.
Установлено, что по отношению к зависимому человеку проявляется больше альтруизма, милосердия, чем к независимому. То же касается людей приятных, привлекательных, знакомых, а также представителей одной с помогающим этнической группы.
Женщины и религиозные люди помогают чаще. Кроме того, чаще оказывают помощь счастливые люди (по: Майерс, 1997).
Моделирование альтруизма оказывает влияние на формирование соответствующих мотивов. Эксперименты А. Бимана и его коллег (Beaman et al., 1978) показали, что если в ходе эксперимента люди осознают, почему присутствие других удерживает их от оказания помощи, они становятся более отзывчивыми в любой групповой ситуации.
АЛЬТРУИЗМ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА
В. Н. Куницыной в 1994-1995 гг. проводилось исследование структуры самосознания в сфере социального интеллекта и социальной компетентности. В исследовании использовался метод самооценок 19 личностных свойств, объединенных в 3 блока по 6 свойств каждый.
1 блок свойств – «предприимчивость, хватка»;
2 блок объединил свойства собственно социального интеллекта;
3 блок – «компетентность, нормативность поведения» – включал альтруизм, который в опроснике был представлен (по толковому словарю В. И. Даля) как «готовность жертвовать для блага других своими личными интересами».
По программе исследования социального интеллекта было опрошено 204 чел.: студенты-психологи 2 курса (35 чел.) СПбГУ, студенты факультета менеджмента (24 чел.), студенты Педагогического университета (71 чел.), курсанты (35чел.), взрослые-предприниматели (27 чел.), художники (22 чел.).
Из всех опрошенных групп только студенты-психологи отметили высокое развитие у себя альтруизма и умения ладить с людьми.
Остановимся на наиболее любопытных корреляциях личностных свойств опрошенных. Все свойства, кроме организованности, умения владеть собой, предусмотрительности, безалаберности и альтруизма, значимо коррелируют с адаптивностью и, следовательно, выполняют основные функции оценивания, ориентации, приспособления, обеспечения успеха деятельности.
По результатам исследования альтруизм можно считать самостоятельным свойством, не имеющим прямого отношения к рассматриваемым явлениям. Отсутствие каких-либо корреляционных связей между мотивацией помощи, измеряемой с помощью специальной шкалы, и самооценкой своего альтруизма говорит о различном их осмыслении, о разных психологических корнях.
Обнаружена значимая положительная корреляция альтруизма и безалаберности и значимая отрицательная корреляция воспитанности, соблюдения приличий и мотивации помощи. Это означает, что в сознании опрошенных людей существует правило: помогать другим – ненормально, ненормативно, является признаком безалаберности.
Безалаберность, как и альтруизм, расценивается как достаточно противоречивое свойство: с одной стороны, многими воспринимается как широта души («душа нараспашку»), так как положительно коррелирует с общительностью и юмором; с другой стороны, осознание безалаберности как недостатка (и не только осознание, но и отражение реальной структуры личности опрошенных людей) подтверждается значимой отрицательной связью с ответственностью и автономностью, что означает несовместимость этих свойств на уровне осознания и поведения.
Таким образом, потребность в милосердии, помогающем поведении, отзывчивости и бескорыстности формируется в актах помогающего поведения и повышает самоуважение и самооценку человека, позволяет ему пережить возвышенные чувства причастности к добрым делам и чувства глубокого человеческого сопереживания.
Выводы
1. Потребность рассматривается как особое психическое состояние индивида, как ощущаемые или осознаваемые им «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт», как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Потребности – источники активности человека.
2. Под мотивационным кризисом понимается болезненная смена мотивов, к которой человек плохо подготовлен; ее могут вызвать изменение жизненной ситуации человека, перемена профессии, занятий или осложнение семейной ситуации и взаимоотношений, трудное прохождение возрастных этапов.
3. Потребность в милосердии, помогающем поведении, отзывчивости и бескорыстности формируется в актах помогающего поведения и повышает самоуважение и самооценку человека, позволяет ему пережить возвышенные чувства причастности к добрым делам и чувства глубокого человеческого сопереживания.
Основные понятия главы
Мотив
Фрустрация
Мотивационный кризис
Мотив аффилиации
Альтруизм
Вопросы для самопроверки
1. В чем отличие фрустрации от стресса, угрозы, опасности?
2. Каковы психологические последствия фрустрации и способы выхода из нее?
3. Приведите примеры фрустрации в сфере общения и межличностных отношений.
4. Назовите типы привязанностей и главные их отличия.
5. Может ли помогающее поведение быть эгоистическим?
6. Являются ли альтруизм и помогающее поведение синонимичными понятиями?
Дополнительная литература
Нартова-Бочавер С. К. Два типа нравственной самоактуализации личности (альтруистическое поведение) // Психологический журнал. – 1993. – № 4.
Обуховский К. Психология влечений человека. – М.,1972.
Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: МГУ, 1987.
Собчик Л. Н. Диагностика межличностных отношений (тест Лири): Методическое руководство. - М., 1990.
Субботский Е. В. Исследования проблем взаимопомощи и альтруизма в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1977. – № 1.
Дата добавления: 2015-02-13; просмотров: 762;