Два аспекта создания знания
Хотя о роли знания в менеджменте написано немало, вопросам создания знания и управления его созданием внимания почти не уделялось. В настоящем разделе мы предложим схему, в которой как традиционные, так и нетрадиционные взгляды на знание включены в теорию создания организационного знания. Как говорилось ранее, наш основной подход содержит два аспекта — эпистемологический и онтологический (см. рис.3.1).
Начнем с онтологического аспекта. Строго говоря, знание создается только отдельными людьми. Без индивидуумов организация знание создать не может. Организация всего лишь поддерживает создателей и обеспечивает им необходимые для создания знания условия. Таким образом, процесс создания организационного знания подразумевает развитие организационными методами знания, созданного индивидуумами, и выделение его в качестве части системы организационного знания. Этот процесс происходит в рамках «сообщества взаимодействия», которое пересекает внутри- и межорганизационные уровни и границы.
При анализе эпистемологического аспекта мы используем работу Майкла Полани, описавшего различия, существующие между знанием неформализованным (tacit knowledge) и формализованным (explicit knowledge). Неформализованное знание (или «неявное») — личное и зависящее от ситуации и поэтому с трудом поддающееся формализации и распространению. Формализованное, или кодифицируемое, знание может быть передано средствами формального, систематического языка. Полани придавал большое значение роли неформализованного знания в процессе познания. Это, возможно, соответствует аргументу гештальт-психологии: восприятие определяется способом интеграции в общую схему или гештальт. Тем не менее, хотя приверженцы гештальт-психологии считают интегрированными все образы, Полани уверен, что люди получают знание посредством активного создания и систематизации их собственного опыта. Таким образом, знание, поддающееся выражению словами и числами, — всего лишь верхушка айсберга всего знания. По словам Полани, «мы знаем больше, чем можем сказать».
В традиционной эпистемологии знание выводится из разделения субъекта и объекта восприятия: люди как субъекты восприятия получают знания посредством анализа внешних объектов. Полани же, напротив, считает, что люди получают знания, будучи причастными к объекту. Именно этот процесс, включающий установление связей с объектом и возникновение убежденности, Полани назвал «вживание». Узнать что-либо значит создать образ или схему на основе неформализованных интегрированных деталей. Таким образом, вживание опровергает традиционную дихотомию между сознанием и телом, разумом и эмоциями, субъектом и объектом, знанием и его носителем. Другими словами, научная объективность не единственный источник знания, большая его часть — продукт наших целенаправленных усилий в окружающем мире.
Хотя Полани рассматривает неформализованное знание скорее в философском контексте, его мыслям легко найти и практическое применение. Неформализованное знание включает когнитивные и технические элементы. Когнитивные сосредоточены в том, что Джонсон-Лейрд называл «интеллектуальными моделями», в рамках которых люди, создавая аналогии в сознании и манипулируя ими, получают рабочие модели мира. Интеллектуальные модели, например схемы, парадигмы, подходы, убеждения и точки зрения, помогают индивидуумам в постижении мира. Технические же элементы неформализованного знания — это ноу-хау, умения и навыки. Важно не забывать, что когнитивные элементы неформализованного знания связаны с индивидуальными образами реальности и прогнозами на будущее, т. е. «что есть» и «что должно быть». Как мы поясним ниже, выражение неформализованных интеллектуальных моделей заключается в «мобилизационном» процессе, ключевом факторе создания нового знания.
Некоторые черты неформализованного и формализованного знания приведены в таблице 3.1. Например, знание опыта — скорее неформализованное, физическое и субъективное, а знание рациональное — формализованное, метафизическое и объективное. Неформализованное знание создается «здесь и сейчас» в специфичном, практическом контексте и обладает свойствами, названными Бейтсоном аналоговыми. Распространение неформализованного знания среди индивидуумов посредством общения — процесс аналоговый, требующий определенной «одновременной обработки» сложностей, содержащихся в предмете обмена. Формализованное же знание относится к событиям прошлого или объектам («там и тогда») и не зависит от контекста. Его свойства названы Бейтсоном цифровыми.
Таблица 3.1. Два типа знания
Неформализованное знание (Субъективное) | Формализованное знание (Объективное) |
Полученное из опыта (тело) Одновременное (здесь и сейчас) Аналоговое (практика) | Полученное из рассуждения (душа) Последовательное (там и тогда) Цифровое (теория) |
Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 1283;