Почему вопрос об управлении знаниями возникает именно сейчас?
Одной из причин повышения интереса к управлению знаниями является развитие коммуникационных и информационных технологий. Эти технологии позволяют обмениваться огромными массивами информации независимо от географического положения участников процесса и реального времени. Поток информации, захлестывающий любую организацию, похож на наводнение, и поэтому люди начинают интересоваться, действительно ли им нужна вся эта информация и существуют ли другие, более удобные способы ее получения. Ответы на эти вопросы скорее всего утвердительные, так как, хотя эти технологии и меняют способы создания, передачи и использования знаний, они не могут полностью заменить непосредственные контакты и менее технологичные методы·. Действительно, определенные знания можно развивать и передавать другим исключительно с использованием традиционных подходов.
Сама мысль о существовании различных форм знаний была высказана Икуджиро Нонакой (Ikujiro Nonaka) и Хиротакой Такеу-чи {Hirotaka Takeuchi), одними из наиболее влиятельных мыслителей в области управления интеллектуальными ресурсами. В 1991 г. в журнале Harvard Business Review появилась статья Нонаки. В 1995 г. в содружестве с Такеучи он выпустил книгу Knowledge Creating Company («Компания, создающая знания»), в которой развил выдвинутые ранее теории. Эту книгу, безусловно, воспринять не просто, но в ней было дано определение многих новых понятий, и, возможно, важнейшим из них является различие между «явным» {explicit) и «скрытым» (tacit) неявным знанием.
Явные знания - это знания, которыми люди могут свободно обмениваться с помощью слов или других способов общения -изображений, звуков и жестов. В «Руководстве» мы рассматриваем явные знания в качестве эквивалента информации. «Неявные» знания не могут быть четко выражены индивидумом и поэтому не могут быть преобразованы в информацию. В то же время ценность «скрытых» знаний для организации тем выше, чем большее число людей сможет их воспринять. Передача явных знаний не сопряжена с особенными сложностями. Передачу же «скрытых» знаний также можно осуществить, во-первых, сначала преобразовав их в явные знания и затем распространив, а, во-вторых, использовав такие подходы, которые позволят избежать подобного преобразования. В некоторых случаях организации может оказаться полезной иная классификация знаний, а не деление их на явные и «скрытые» ресурсы. Например:
1. Осознанные знания - знания, про которые индивиду известно, что они у него есть.
2. Неосознанные знания — знания, обладание которыми не осознается индивидуумом в силу того, что они являются неотделимой частью его трудовой деятельности.
Знания и того и другого вида имеют критическое значение для организации, и задачей управления знаниями является создание условий для осуществления обмена этими видами знаний. Вот некоторые из этих условий:
Способствовать обмену осознанными знаниями. Например, некто может знать все о фармацевтической промышленности, но если он не напишет об этом, не проведет презентацию, не будет консультировать других или не выступит публично с докладом по какому-то вопросу, этими знаниями не удастся воспользоваться никому, кроме него самого. В то же время существует множество подходов, как на основе использования технологий, так и на основе создания определенной системы взаимоотношений между людьми, которые позволяют организации преобразовать осознанные знания в информацию.
В целом, управление интеллектуальными ресурсами, особенно если информация основана на технологии, имеет дело прежде всего с осознанными знаниями. То, что многие компании именуют процессом «преобразования скрытых знаний в явные», на самом деле не является таковым. Чаще всего компании занимаются тем, что заставляют своих сотрудников обмениваться осознанными знаниями, что в принципе легко, но сотрудники тем не менее не торопились ранее это делать. Помимо недостатка времени, есть и более глубокие причины того, почему специалисты не обмениваются информацией. Найти и удалить эти преграды -важный фактор успеха управления знаниями в целом.
Помимо недостатка времени, есть и более глубокие причины того, почему специалисты не обмениваются информацией.
Способствовать формулировке и обмену неосознанными знаниями. Рассмотрим следующий пример. Работник компании на протяжении нескольких лет напрямую работал с конкретным клиентом. Он достиг такого совершенства в этом виде бизнеса, что некоторые приемы стали для него настолько привычными и будничными, что он выполняет их «автоматически» подобно тому, как водители постоянно следующие одним и тем же маршрутом, уже не помнят деталей очередной поездки, когда прибывают в пункт назначения. Перевод такого рода знаний на более осознанный уровень, чтобы они могли стать доступными для других, чаще всего будет для такого человека с автоматическим навыком очень непростым шагом. Так же непросто и группам сотрудников уяснить для себя, что же они почерпнули для собственного развития из очередного проекта.
Чтобы эксперты смогли перевести неосознанные, скрытые знания в явную форму, требуются профессиональные наблюдения, фасилитация, специальные методики проведения интервью, так же как и умения кодировать знания в форме, приемлемой для широкого использования. Тем не менее преобразование неосознанных знаний в информацию может быть не лучшим способом передачи этих знаний. Некоторые виды знаний теряют при «переводе», т.е. при попытке представить их в виде информации. Вместо того чтобы тратить энергию на преобразование скрытых знаний в явные, орга низации целесообразно сосредоточить усилия на переводе одного вида скрытых знаний в другой вид скрытых знаний. Перевод «скрытый - скрытый» предполагает использование таких методов, как наставничество, производственная практика и ученичество. Единственным недостатком подобных методов является передача знаний узкому числу специалистов.
Некоторые виды знаний теряют при «переводе», т.е. при попытке представить их в виде информации.
Теперь стоит вновь вернуться к тому воздействию, которое оказывают на управление знаниями информационные и коммуникационные технологии. Наиболее распространенные стандартные информационные технологии, такие, как электронные базы данных и внутрикорпорационные информационные сети (Интернет) ускоряют распространение осознанных знаний внутри организации. В то же время наиболее передовые технологии, которые только начинают получать распространение, позволяют осуществлять передачу в том числе и неосознанных знаний. Например, проведение видеоконференций через спутники позволяет людям наблюдать за демонстрацией процессов и участвовать в непосредственном общении, в процессе которого можно перенимать навыки, трудно поддающиеся четкому описанию. Эти технологии позволяют смягчить потери вследствие доступности информации, ее полноты или различий в уровне знаний, возможности рассеивания знаний, поскольку позволяют создавать такую информационную среду, которая одновременно является и высокоинформативной (high-tech), и легкодоступной (high-touch). Они позволяют нам продолжать двигаться в направлении создания такого мира, в котором можно получить сразу и все, а не стоять перед дилеммой выбора (рис. 1.1). Эта несложная модель была предложена Эвансом (Evans) и Вурстсром (Wurster) в качестве иллюстрации перемен, происходящих в информационной экономике под воздействием новых технологий. Мы несколько адаптировали эту модель, чтобы показать, как постепенно стираются границы между видами знаний, которые раньше требовали абсолютно различных подходов к их созданию, передаче и использованию, по мере того как мы двигаемся к рабочей среде, которая одновременно является и высокоинформативной (high-tech), и легкодоступной (high-touch).
Управление знаниями становится актуальным еще и потому, что во многих организациях в последнее время проведены реинжиниринг (reengineering) и сокращение масштабов компаний. Это означает, что компании покидают многие ведущие работники. «Утечка мозгов» обычно выражается в одной из двух форм:
1. Работники покидают организацию по своей воле.
2. Опытные работники подпадают под широкомасштабное сокращение штата.
Рис. 1.1 Новые технологии стирают границы между разными типами знаний. Источник: адаптированный график из Evans Ph. and Wurstcr T. Strategy and the New Economics of information. © The Boston Consulting Group, 1997.
Многие люди уходят со своей работы по собственному желанию или польстившись на выгодное предложение другой компании. Проблема заключается в том, что наиболее предрасположены к таким действиям — часто это лучшие работники компании - тс, кто уверен в том, что смогут найти себе новую работу или начать собственное дело. Это как раз те люди, которые получают от этих программ наибольшие преимущества. Вместе с ними компания часто теряет и критически важные для развития опыт и знания.
Часто потерю интеллектуальных ресурсов не удается заметить сразу, поскольку при реструктуризации обычно не учитываются потоки знаний и всегда делается предположение об эффективности реструктуризации. Это означает, что теряются менее заметные, но от этого не являющиеся второстепенными знания, связанные с покидающими компанию менеджерами среднего звена. Ряды менеджеров среднего звена большинства организаций часто оказываются наиболее подвержены сокращениям. Существует мнение, что менеджеры среднего звена представляют собой излишне распухшую прослойку между непосредственными исполнителями и высшим руководством, которую следует сокращать всеми доступными способами. Однако следует сказать, что ключевая роль менеджеров среднего звена заключается в создании смысла, или знаний, создаваемых на основе информации, которую они получают от непосредственных исполнителей, - эта деятельность, для которой у высшего руководства нет ни времени, ни достаточной осведомленности.
Часто потерю интеллектуальных ресурсов не удается заметить сразу, поскольку при реструктуризации обычно не учитываются потоки знаний, и всегда делается предположение об эффективности реструктуризации.
В книге The Knowledge-Creating Company («Компания, создающая знания»), Нонака и Такеучи {Nonaka and Takeuchi) также затронули проблему исчезновения менеджеров среднего звена. Они считают этих работников в качестве стратегического «узла», связывающего рядовых работников компании и высшее руководство. «Они – мост между сияющими идеалами на вершине и подчас хаотичными реалиями, с которыми сталкиваются рядовые работники компании... Именно они - настоящие «инженеры знаний» в компании, цель деятельности которой - создание новых знаний». Профессор менеджмента Генри Минтцберг {Henry Minlzberg) также считает, что менеджеры среднего звена играют важную роль при изменении организационной структуры компании. Минтцберг полагает, что правильнее было бы рассматривать любую организацию, как концентрические круги, а не как пирамиду, где каждый подотчетен стоящему выше и сам надзирает за своими подчиненными. Стиснутые между высшим руководством компании и ее рядовыми работниками, менеджеры среднего звена играют гораздо более важную роль, чем простого связующего механизма между уровнями иерархии или внешними и внутренними ее слоями. Они связывают воедино всю компанию по горизонтали, находя возможности для более эффективного применения навыков людей, методологии и способностей, или, другими словами, используют организационные знания. Находясь гораздо ближе к рынку, чем высшие управляющие, и в то же время обладая гораздо большей стратегической перспективой, чем рядовые работники, менеджеры среднего звена реализуют весь потенциал рыночной стратегии компании, находя наилучшие тактические возможности для се воплощения (рис. 1.2).
Ключевая роль менеджеров среднего звена заключается в создании смысла, или знаний на основе информации, которую они получают от непосредственных исполнителей.
Управление знаниями представляет собой усилия, направленные на восстановление ущерба, понесенного компаниями, и обеспечение гарантий, которые помогут предотвратить потери организационных навыков в будущем.
Неудивительно, что как только компаниям стало недоставать менеджеров среднего звена, их заинтересовало управление знаниями. Задача управления знаниями заключается в компенсации ущерба, понесенного компаниями, и обеспечение гарантий, которые смогут предотвратить потери организационных навыков в будущем. Вообще-то, смысл управления знаниями заключается в создании условий для восстановления организационных связей, нарушенных ре инжинирингом. Эти связи могут быть между различными типами информации, между информацией и работниками или просто между работниками на разных уровнях организации. Управление знаниями затрагивает как известные ранее, так и новые связи, как знакомые, так и необычные отношения. Принять решение, с чего начать, очень непросто, но такая дилемма неизбежно встает перед каждым, кто занимается управлением знаниями.
Е - высший эшелон управления. В его задачу входит определение «обшей картины». Эти люди отвечают за создание «общей картины». Они обладают широким видением проблем, стоящих перед компанией, но им не хватает детальной информации обо всех нюансах внешнего рынка.
М - менеджер среднего звена. Организует взаимодействие рядовых работников компании с высшим менеджментом.
F — рядовой работник компании. Несуг ответственность за разработку новых продуктов, производство и доставку на рынок продукции и услуг компании. Эти люди очень хорошо представляют себе сегмент рынка, с которым они работают.
Рис. 1.2.Менеджер среднего звена - стратегический «узел» и звено в горизонтальной цепи. Источник: адаптировано из статьи Musings on Management: ten ideas designed to rile everyone who cares about management («Проблемы менеджмента: десять идей, которые заставят задуматься всех, кто интересуется вопросами управления»), Нету Mintzberg // Harvard Business Review. 1996. July-August. P. 61-67.
Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 1278;