Почему нужно знать физиологию головного мозга психологу? ДАУ СЭЭСавтоматизирует техническое использование СЭЭС в целях улучшения условий труда обслуживающего персонала при одновременном сокращении его численности
ДАУ СЭЭСавтоматизирует техническое использование СЭЭС в целях улучшения условий труда обслуживающего персонала при одновременном сокращении его численности. В его состав входят унифицированные устройства автоматизации различных операций управления и пульт (щит) централизованного управления. Уровень автоматизации управления определяется знаком автоматизации судна. В первую очередь автоматизируют непрерывные и быстротечные процессы и сложные операции управления с обязательным дублированием дистанционным управлением.
ДАУ СЭЭС выполняют на базе функциональных устройств, ЭВМ и микропроцессоров. На базе унифицированных функциональных устройств созданы системы «Ижора», «Истра», «Ингул» и др., осуществляющие ДАУ и контроль работы СЭЭС в следующем объеме: выдачу сигнала на автоматический пуск и подключение резервного ДГА при 90 % загрузки работающих ДГА; автоматическую и дистанционную точную синхронизацию генераторов с шинами ГРЩ; автоматическое распределение активной нагрузки после подключения резервного ДГА; автоматическую защиту ДГА; автоматическую защиту от неполнофазных режимов; автоматический контроль сопротивления изоляции; автоматическую сигнализацию о разгрузке любого параллельно работающего ДГА до 35 %; полуавтоматическую синхронизацию с береговой сетью; дистанционное автоматизированное управление ДГА; дистанционное управление генераторными автоматами; дистанционный централизованный контроль и АПС.
Введенная в систему ДАУ СЭЭС управляющая ЭВМ оптимизирует режимы работы СЭЭС; автоматизирует обработку результатов измерений, расчет и регистрацию технико-экономических показателей, накопление информационного материала, техническую диагностику; повышает оперативность, надежность и экономичность управления.
На рис. 4.6 показана структурная схема ДАУ СЭЭС на функциональных устройствах, состоящая из автономных подсистем. ДАУ режимами работы СЭЭС обеспечивается с дистанционного пульта управления ДПУ СЭЭС. ДАУ дизелями осуществляется с помощью систем ДАУ1 и ДАУ2(типа ДАУ СДГ-Т). Информационная система имеет машину централизованного контроля МЦК и мнемосхему МС.
Стабилизация параметров электроэнергии обеспечивается автоматическими регуляторами напряжения АРН1и АРН2и частоты АРЧ1и АРЧ2. Автоматы QF1 – QF8 управляются дистанционно. Автоматическую защиту генераторов осуществляют блоки комбинированной защиты БК31 и БК32. Для защиты СЭЭСот неполнофазных режимов и сигнализации о снижении напряжения при электроснабжении с берега используется устройство ЗОФН.
Рис. 4.6. Схема ДАУ СЭЭС на функциональных устройствах
Автоматический контроль изоляции выполняет устройство УКИ.Автоматическая точная синхронизация генераторов производится устройством УСГ. Распределение активной мощности при параллельной работе генераторов автоматизировано с помощью устройства УРМ.Разгрузка генераторов автоматизирована с помощью устройств УРГ1и УРГ2.Импульс на автоматический пуск и остановку генератора формируют устройства УВР1 и УВР2.
Накопленный опыт эксплуатации систем ДАУ СЭЭС показывает, что в структурном построении преимущество сохраняется за едиными системами с автономными каналами распределения нагрузки, синхронизации и защиты. Элементная база систем должна быть унифицированной и состоять из больших интегральных микросхем (БИС), микропроцессоров, мини- и микроЭВМ. В конструктивном отношении предпочтительна наборно-модульная система, смонтированная в шкафу.
Техническая эксплуатацияэлектрической и электронной части ДАУ возложена на электротехнический персонал и предусматривает техническое использование и систему ПТО.
Подготовка к действию систем ДАУ производится после их длительного перерыва в работе, проведения ПТО или ремонта, а также перед выходом судна в рейс (для резервных и аварийного ДГА) и заключается в проверке отсутствия повреждений и надежности крепления и заземления приборов, устройств и соединительных кабелей; наличия пломб и клейм и сроков действия поверок приборов; исправности органов управления и соответствия уставок регулирования требуемым значениям; надежности электроконтактных соединений; параметров основного и резервного питания; соответствия установленных предохранителей штатным и сопротивления изоляции электрических цепей.
Проверка работоспособности производится в тех же случаях, что и подготовка к действию. Для ДАУ ДГА судовой электростанции проверяют правильность выполнения алгоритмов пуска, остановки и поддержания во включаемом резерве; правильность срабатывания АПС и защиты путем фактического изменения контролируемых параметров (при неработающем дизеле); возможность использования любого ДГА в качестве резервного; возможность функционирования ДАУ при питании от резервного (аварийного) источника напряжения; работу дистанционного управления частотой вращения; устойчивость частоты вращения и распределения нагрузки при параллельной работе ДГА и изменении нагрузки электростанции в установленных пределах; возможность перераспределения нагрузки между ДГА; поддержание установленных значений температуры масла и воды и частоты вращения при XX и нагрузке. Перед выходом судна в рейс допускается производить контроль срабатывания АПС и защиты имитацией изменения параметров. При проверке работоспособности ДАУ АДГ контролируют правильность выполнения алгоритма пуска АДГ при недопустимом снижении параметров силовой сети (напряжения и частоты); функционирование сигнализации; время до момента приема нагрузок; переключение нагрузки на шины ГРЩ после восстановления напряжения и подготовку ДАУ к очередному пуску.
Объемы и сроки проведения ПТО №1—ПТО № 3 являются общими для средств автоматизации.
Почему нужно знать физиологию головного мозга психологу?
Психология — одна из древнейших наук в современной системе научного знания. Она возникла как результат осознания человеком самого себя. Само название этой науки — психология (рsусhе — душа, 1оgos — учение) — указывает, что основное ее предназначение — познание своей души и ее проявлений — воли, восприятия, внимания, памяти и т. д. Нейрофизиология — специальный раздел физиологии, изучающий деятельность нервной системы, возникла намного позже. Практически до второй половины ХIХ века нейрофизиология развивалась как экспериментальная наука, базирующаяся на изучении животных, действительно, «низшие» (базовые) проявления деятельности нервной системы одинаковы у животных и человека. К таким функциям нервной системы относятся проведение возбуждения по нервному волок ну, переход возбуждения с одной нервной клетки на другую (на пример, нервную, мышечную, железистую), простые рефлексы (например, сгибания или разгибания конечности), восприятие относительно простых световых, звуковых, тактильных и других раздражителей и многие другие. Только в конце Х столетия ученые перешли к исследованию некоторых сложных функций — дыхания, поддержания в организме постоянства состава крови, тканевой жидкости и некоторых других. При проведении всех этих исследований ученые не находили существенных различий в функционировании нервной системы как в целом, так и ее частей у человека и животных, даже очень примитивных. Например, на заре современной экспериментальной физиологии излюбленным объектом была лягушка. Только с открытием новых методов исследования (в первую очередь электрических проявлений деятельности нервной системы) наступил новый этап в изучении функций головного мозга, когда стало возможным исследовать эти функции, не разрушая мозг, не вмешиваясь в его функционирование, и вместе с тем изучать высшие проявления его деятельности восприятие сигналов, функции памяти, сознания и многие другие.
Как уже указывалось, психология как наука намного старше, чем физиология, и на протяжении многих веков психологи в своих исследованиях обходились без знаний физиологии. Конечно, это связано прежде всего с тем, что знания, которыми располагала физиология 50—100 лет тому назад, касались только процессов функционирования органов нашего тела (почек, сердца, желудка и др.), но не головного мозга. Представления ученых древности о функционировании головного мозга ограничивались только внешними наблюдениями: они считали, что в головном мозге — три желудочка, и в каждый из них древние врачи «помещали» одну из психических функций (рис. 1).
Перелом в понимании функций головного мозга наступил в ХVIII столетии, когда стали изготавливать очень сложные часовые механизмы. Например, музыкальные шкатулки исполняли музыку, куклы танцевали, играли на музыкальных инструментах. Все это приводило ученых к мысли, что наш головной мозг чем-то очень похож на такой механизм. Только в ХIХ веке окончательно было установлено, что функции головного мозга осуществляются по рефлекторному (геf1есto — отражаю) принципу. Однако первые представления о рефлекторном принципе действия нервной системы человека были сформулированы еще в ХУIII столетии философом и математиком Рене Декартом. Он полагал, что нервы представляют собой полые трубки, по которым от головного мозга, вместилища души, передаются животные духи к мышцам. На рис. 2 видно, что мальчик обжег ногу, и этот стимул запустил всю цепь реакций: вначале «животный дух» направляется к головному мозгу, отражается от него и по соответствующим нервам (трубкам) направляется к мышцам, раздувая их. Здесь без труда можно увидеть простую аналогию с гидравлическими машинами, которые во времена Р. Декарта были вершиной достижения инженерной мысли. Проведение аналогии между действием искусственных механизмов и деятельностью головного мозга — излюбленный прием при описании функций мозга. Например, наш великий соотечественник И. П. Павлов сравнивал функцию коры больших полушарий головного мозга с телефонным узлом, на котором барышня-телефонистка соединяет абонентов между собой. В наше время головной мозг и его деятельность чаще всего сравнивают с мощным компьютером. Однако любая аналогия весьма условна. Не вызывает сомнений, что головной мозг действительно выполняет огромный объем вычислений, но принцип его деятельности отличен от принципов действия компьютера. Но вернемся к вопросу: зачем психологу знать физиологию головного мозга?
Вспомним идею рефлекса, высказанную еще в ХVIII веке Р. Декартом. Собственно зерном этой идеи было признание того, что реакции живых организмов обусловлены внешними раздражения ми благодаря деятельности головного мозга, а не «по воле Божьей». В России эта идея была с воодушевлением воспринята научной и литературной общественностью. Вершиной этого был выход в свет знаменитого труда Ивана Михайловича Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863), оставившего глубокий след в мировой культуре. Свидетельством служит тот факт, что в 1965 г., когда исполнилось столетие со дня выхода этой книги в свет, в Москве под патронажем ЮНЕСКО прошла международная конференция, на которой присутствовали многие ведущие нейрофизиологи мира. И. М. Сеченов впервые полно и убедительно доказал, что психическая деятельность человека должна стать объектом изучения физиологами.
И. П. Павлов развил эту мысль в виде «учения о физиологии условных рефлексов». Ему принадлежит заслуга в создании метода экспериментального исследования «высшего этажа» головного мозга — коры больших полушарий. Этот метод назван «методом условных рефлексов». Он установил фундаментальную закономерность — предъявление животному (И. П. Павлов проводил исследования на собаках, но это верно и для человека) двух стимулов — вначале условного (например, звук зуммера), а затем безусловного (например, подкармливание собаки кусочками мяса). После некоторого числа сочетаний это приводит к тому, что при действии только звука зуммера (условного сигнала) у собаки развивается пищевая реакция (выделяется слюна, собака облизывается, скулит, смотрит в сторону миски), т. е. образовался пищевой условный рефлекс (рис. 3). Собственно этот прием при дрессировке был давно известен, но И. П. Павлов сделал его мощным инструментом научного исследования функций головного мозга.
Физиологические исследования в сочетании с изучением анатомии и морфологии головного мозга привели к однозначному заключению - именно головной мозг является инструментом нашего сознания, мышления, восприятия, памяти и других психических функций.
Основная трудность исследования заключается в том, что психические функции чрезвычайно сложны. Психологи исследуют эти функции своими методами (например, при помощи специальных тестов изучают эмоциональную устойчивость человека, уровень умственного развития и другие свойства психики). Характеристики психики исследуются психологом без «привязки» к мозговым структурам, т. е. психолога интересуют вопросы организации самой психической функции, но не то, как работают отдельные части головного мозга при осуществлении этой функции. Только относительно недавно, несколько десятилетий назад, появились технические возможности для исследования методами физиологии (регистрация биоэлектрической активности головного мозга, исследование распределения тока крови и др., подробнее см. далее) некоторых характеристик психических функций — восприятия, внимания, памяти, сознания и др. Совокупность новых подходов к исследованию головного мозга человека, сфера научных интересов физиологов в области психологии и привели к появлению в пограничной области этих наук новой науки — психофизиологии. Это обусловило взаимопроникновение двух областей знаний — психологии и физиологии. Поэтому физиологу, который исследует функции головного мозга человека, необходимы знания психологии и применение этих знаний в своей практической работе. Но и психолог не может обойтись без регистрации и исследования объективных процессов головного мозга с помощью электроэнцефалограмм, вызванных потенциалов, томографических исследований и пр. Какие же подходы к исследованию физиологии головного мозга человека привели ученых к современной сумме знаний?
Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 740;