Физические лица
Физическое лицо в римском праве называлось словом persona(«личность»). Правоспособность- способность лица иметь права, иначе говоря, быть субъектом права, обозначали словом caput(«голова»). Римское рабовладельческое право признавало способным иметь права отнюдь не всякого человека. Для обладания полным объемом правоспособности необходимо было обладать тремя статусами(состояниями), свободы, гражданства и семейным.
Обладание статусом свободы(status libertatis) обеспечивало положение свободного человека и было первейшим условием правоспособности. Статус свободы мог быть приобретен и утрачен. Приобретался он с рождением от свободной матери, а также при отпуске раба на свободу его господином либо государством; утрачивался при попадании в плен, по приговору суда. С утратой свободы обращенный в рабство человек лишался правоспособности полностью, превращался в вещь, в объект права - res («вещь», «имущество»).
Статус гражданства(status civitatis) обозначал принадлежность к римской общине. Обладание этим статусом в области публичного права давало человеку политические права: на участие в работе комиций, в выборах магистратов, на службу в легионах. Среди правомочий гражданина в частноправовой сфере были право заключения имущественных сделок (ius commercii) и право на законный римский брак (ius conubii), а также на защиту интересов в частных делах в соответствии с нормами квиритского и преторского права.
Третий, семейный статус(status familiae) обозначал положение главы семьи - домовладыки.Приобретался он взрослыми сыновьями после смерти отца, являвшегося домовлады-кой, утрачивался при усыновлении другим главой семьи. По римскому праву, только «отец семейства» (paterfamilias) - мужчина, возглавлявший большую патриархальную семью (фамилию), был правоспособным в сфере частного права. Ни его жена, ни дети, в том числе взрослые сыновья, уже получившие политические права, не могли вступать в брак без разрешения домовладыки и совершать имущественные сделки от собственного имени. Домовладыке принадлежало все имущество семьи, и он один мог им распоряжаться по своему усмотрению. Власть домовладыки распространялась на всех членов семьи, включая взрослых сыновей, их жен, детей и даже усыновленных. Лиц, состоявших под властью одного домовладыки, объединяли агнатские узы,своего рода «юридическое родство». Родство по крови называлось когнатским(когнаткой была, например, дочь, сестра по отношению к своим родителям, братьям, сестрам, после замужества вошедшая агнаткой в семью мужа).
Правоспособность могла быть утрачена полностью (при потере статуса свободы) либо частично, когда утрачивались другие статусы (утрата статуса гражданства была, в частности, сопряжена с утратой семейного статуса; потеря семейного статуса на другие состояния не влияла). Соответственно различались умаление правоспособности максимальное, среднее и минимальное:capitis deminutio maxima, capitis deminutio media, capitis deminutio minima.
В современном праве помимо понятия правоспособности существует еще и понятие дееспособности,понимаемой как способность совершать действия с соответствующими юридическими последствиями. Римские юристы еще не знали соответствующих категорий и не разработали вопросов, связанных с дееспособностью. Однако они уже не за каждым лицом признавали способность самостоятельно совершать действия с юридическими последствиями.
В первую очередь они ввели ограничения, связанные с возрастом лица, понимая, что способность принимать решения приходит лишь с жизненным опытом. В римском праве дети до 7 лет считались полностью недееспособными, дети от 7 до 14 лет - частично недееспособными (они могли совершать только такие сделки, которые вели к приобретению имущества). Если эти лица не состояли под властью домовладыки, над ними учреждалась опека (tutela). Опекуном обычно становился ближайший родственник по указанию в завещании отца несовершеннолетнего либо по назначению магистрата. Опекун(tutor) должен был заботиться о личности и имуществе подопечного. Если несовершеннолетний совершал сделку без разрешения опекуна, она юридически обязывала его только в пределах полученного от нее обогащения.
Молодые люди с 14 (а женщины - с 12 лет) до 25 лет были частично дееспособны. Они могли составлять завещания и вступать в брак, совершать имущественные сделки. Однако если последние оказывались убыточными для них, претор мог восстановить прежнее положение, аннулировать сделку в силу неопытности данного лица. Над людьми этого возраста могло быть установлено попечительство(сига). Лицо мужского пола, достигшее 25 лет, было полностью дееспособно.
В течение многих веков в римском праве существовали ограничения в правоспособности и дееспособности женщин. В республиканском Риме женщина до замужества находилась под властью своего домовладыки (отца, деда, старшего из братьев), после замужества поступала под власть мужа либо его домовладыки. Вдова подпадала под опеку деверя (брата мужа) либо другого ближайшего агната по семье мужа. Как гласили Законы ХII Таблиц, «даже совершеннолетние женщины вследствие присущего им легкомыслия должны состоять под опекою». Исключение допускалось только для дев-весталок, которых римляне в уважение к их жреческому сану освобождали от опеки (Т. V, § 1).
В конце классического периода взрослая женщина, не состоявшая ни под властью отца, ни под властью мужа, получила некоторую самостоятельность в управлении и распоряжении своим имуществом. Еще более сокращены были ограничения правоспособности и дееспособности женщины в праве юстиниановой эпохи, но равноправия полов все-таки не было и тогда.
Особыми обстоятельствами, влиявшими на ограничение дееспособности персоны, были также состояние психического здоровья, репутация либо занятие особой профессией, которая считалась недостойной римского гражданина, позорной, бесчестящей. В таких случаях над рядом лиц устанавливалось попечительство, посредством которого и велись деловые операции. Так, только через попечителя могли вести свои дела умалишенный, лицо, известное как заведомый мот, «расточитель», не пользующийся доверием в деловых кругах, либо человек, занимающийся сводничеством, поддерживать прямые контакты, с которым уважающий себя римский гражданин просто считал недопустимым. Бесчестным, подвергнутым бесчестию(infamia) считалось также лицо, участвовавшее в сделке в качестве свидетеля, а потом отказавшееся дать показания в суде по поводу этой сделки.
Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 847;