Диагностика, дифференциальная диагностика, терапия
При отграничении психогений от других заболеваний принято ориентироваться на критерии хронологической связи начала болезни с психической травмой и окончания болезни после ее исчезновения, а также сохранения "понятной" связи между содержанием психотравмирующей ситуации и фабулой болезненных преживаний. В практической жизни этих критериев недостаточно, диагностика опирается также на современные этиопатогенетические признаки, характерную картину и клиническое содержание, присущие реактивным состояниям.
Психогении чаще всего приходится дифференцировать с расстройствами эндогенного круга (шизофрения, шизоаффективные расстройства, эндогенные депрессии и мании), реже — с психическими заболеваниями другого генеза (органические, в том числе атрофические, заболевания ЦНС, алкоголизм и др.).
При шизофрении психогенный фактор является лишь пусковым механизмом, а клиническая картина и течение заболевания формируются в соответствии с закономерностями, свойственными эндогенному заболеванию. Дифференциация психогений и проявлений вялотекущей шизофрении становится возможной на основании признаков реактивной лабильности ("ремитирующая реактивность"), связанных не столько с характером и интенсивностью психотравмирующего воздействия или условиями, предрасполагающими к формированию того или иного типа психогений, сколько со свойствами эндогенного процесса. Повторные реакции при шизофрении отличаются шаблонным характером или парадоксальностью, могут чередоваться с аутохтонными экзацербациями эндогенного заболевания.
В клинической картине шизофренических реакций доминируют нарушения мышления по шизофреническому типу, пароксизмально возникающие сенестоалгические расстройства, грубое психопатоподобное поведение с импульсивными поступками или чудаковатостью. При психогенно спровоцированном приступе параноидной шизофрении (в отличие от психогенных параноидов) обнаруживается тенденция к генерацизации бреда, "непонятность" и нелепость бредовых построений, далеко выходящих за рамки психогенного содержания. Даже после редуцирования бреда критическое отношение к перенесенному психозу полностью не восстанавливается.
При дифференциации психогенных и эндогенных депрессий следует указать на отсутствие связи динамики последних с особенностями психотравмирующей ситуации и ее последствий. Появление аффекта тоски при психогенных депрессиях отражает не беспричинную душевную боль, как при эндогенных аффективных расстройствах, а мотивированное чувство, отражающее реальные обстоятельства.
При дифференциации психогенных и алкогольных психозов (в частности, параноидов) следует учитывать преобладание обманов восприятия (галлюциноз с алкогольной тематикой, характерные зрительные галлюцинации), в то время как при психогенных психозах доминируют бредовые толкования.
Дата добавления: 2015-02-07; просмотров: 1019;