ЛЕКЦИИ ПО НАЛОГАМ И
Прочно став в XVIII в. на путь общественного развития, русское дворянство, как и аристократия всей Европы, во всем следовало французской моде. Иностранцы, приезжавшие в Москву и Санкт-Петербург, вынуждены были признать, что русские одевались с таким вкусом и изяществом, что в этом отношении уступали разве только самим парижанам.
Купец. Россия XIX в.
Журналы мод, которые с XIX в. регулярно выходят в России («Московский Меркурий», «Модный вестник», «Всеобщий модный журнал», «Модный магазин» и др.), а также художественно-литературные журналы («Библиотека для чтения», «Современник») помещают французские модели. Роскошные туалеты русской аристократии по-прежнему привозят из Парижа или шьют по европейским модным образцам. Вместе с тем XIX в., был периодом наивысшего расцвета творчества как неизвестных русских художников, модельеров, портных, ткачей, кружевниц, золотошвей, ювелиров, так и прославленных петербургских и московских фирм «Ломанов», «Г-жа Ольга», «Бризак», «Иванова» и других, создававших подлинные шедевры костюма.
Как и в Европе, в России в течение XIX в. стабилизируются и стандартизируются формы мужского костюма, приспосабливаясь к новым требованиям времени.
Россия XIX в. по социальному составу представляет собой исключительно пеструю картину. Развивающийся капитализм порождает буржуазию, которая по своему бытовому укладу и культурному уровню глубоко разнородна. Наиболее состоятельная ее верхушка - столичная буржуазия, крупные заводчики, финансисты, чей быт и обычаи подвергались реформации еще во времена Петра I и Екатерины II, - примыкает к дворянской аристократии. Подавляющее же большинство населения России составляют провинциальное купечество, мещане и крестьяне. Вкусы, манера oдeваться, формы костюма этой части общества коренным образом отличаются от вкусов и манер аристократии и продолжают еще долгое время носить сословный характер.
Главной особенностью костюма купцов и мещан является сочетание форм русского народного платья с элементами европейской моды, но, как правило, сильно отстающей во времени.
В мужском купеческом костюме сохраняются черты солидности, степенности, формирующиеся под влиянием сытой и однообразной жизни. Ассортимент мужского купеческого костюма включает русские зипуны (хотя и сшитые из дорогого французского сукна), кафтаны, разнообразные сибирки (кафтаны без воротника с застежкой слева направо), долгополые купеческие сюртуки, цилиндры, картузы, высокие сапоги. Из верхней одежды распространены шинель с пелериной и воротником, пальто, шуба, русский тулуп, меховая шапка.
В мещанское платье новый покрой переходит из купеческого примерно через 5-10 лет.
Купчиха. Россия XIX в.
Многокрасочность, пышность, перегруженность деталями отличают женский купеческий костюм. Безвкусица богатых купчих становится темой анекдотов. Многие из них, покупая платье в дорогих модных лавках или выписывая из Парижа, находят готовые изысканные туалеты чересчур простыми и «украшают» их перьями, кружевами, бантами, цветами по собственному вкусу.
Обязательными являются дорогие ковровые или кружевные шали яркого цвета, поверх которых часто, выпускают белый кружевной воротничок.
Кружевные и шелковые мантильи, яркие шелковые платья с широкими каркасными или нижними юбками, бархатные салопы (пальто свободного покроя с пелериной и широкими длинными рукавами), вышитые сутажем, стеклярусом, отделанные бахромой, зимой подбитые дорогим мехом, с собольими, куньими и лисьими воротниками - таков наиболее распространенный ассортимент женской купеческой одежды.
Начиная с середины XIX в. в России появляется критическое отношение определенной части общества к слепому подражанию западным обычаям и моде. Оно охватило широкие круги дворянства и интеллигенции.
Славянофилы, отрицавшие все европейское, широко пропагандировали возврат к допетровской русской одежде. Многие из них носили русские рубахи-косоворотки, поддевки, заправляли брюки в сапоги. Это бездумное подражательство внешним формам старины родило моду на "русский стиль» в одежде. Богатые помещики-славянофилы носили щегольские высокие дорогие сапоги с заправленными в них штанами, светлые, иногда красные чесучовые, шелковые рубахи-косоворотки, вышитые по воротнику, на груди и внизу рукавов, тонкосуконные или чесучовые поддевки, подпоясанные узким кожаным ремешком с серебряным набором, фуражку с красным околышем.
Элементы «русского стиля» в одежде использовали и различные круги интеллигенции как средство выделиться, подчеркнуть свои отличительные черты. Например, нигилисты, известные своими резко отрицательными суждениями о буржуазии и дворянстве, не желали походить на них и внешне. Они носили темные косоворотки под пиджаком или серые и синие блузы, подпоясанные ремнем, заправленные в сапоги брюки, широкополые черные шляпы, длинные волосы, бороду и усы, темные очки. Женщины-нигилистки одевались в блузы или красные косоворотки, длинные черные юбки и черные шляпы с небольшими полями и прямой тульей.
Демократически настроенная интеллигенция относилась к своей внешности и костюму строго, их одежда была скромной, непритязательной, а иногда почти аскетической.
В мужском костюме темные ситцевые или полотняные косоворотки с поясом, надеваемые поверх брюк, холщевые блузы-толстовки утверждали новые эстетические принципы костюма: простоту, удобство, скромность.
«Русский стиль» в одежде городского щеголя XIX в.
Этими же качествами отличается и женский костюм. Особенно скромным и непритязательным был костюм курсисток - слушательниц Высших женских курсов, открытых в России в 1872 г. - и их учительниц. Они обычно носили темные строгие платья с белым воротником, состоявшие из юбки до щиколоток и длинного лифа. Курсистки считали совершенно недопустимыми шелковые платья или блузы, заменив их шерстяными, льняными или хлопчатобумажными. Быстрое развитие капитализма в России в последней трети XIX в. способствовало более резкой дифференциации общества, увеличению городского населения преимущественно за счет фабричных рабочих. Разорившиеся крестьяне и ремесленники пополняли ряды потомственных фабричных рабочих.
Именно в эти годы складывается и традиционная форма фабричного костюма, который, с одной стороны, сохраняет элементы народного костюма (в покрое, деталях и дополнениях), а с другой - тяготеет к новым формам, утверждающим практичность, целесообразность, удобство.
Мужской костюм рабочих состоял из ситцевой рубашки-косоворотки, надетой поверх брюк и опоясанной ремнем или кушаком, темных брюк, заправленных в сапоги, жилета и пиджака. Для изготовления этой одежды использовали фабричные ткани. Наряду с пиджачными костюмами носили длинные (до колен) суконные сюртуки и поддевки (полукафтаны или безрукавные кафтаны поддеваемые под верхний кафтан). Вместо жилетов иногда надевали короткие куртки с рукавами. В качестве верхней одежды прочно вошло в быт суконное, драповое или бобриковoe полупальто на ватной прокладке - так называемый ватный пиджак. Продолжают носить традиционные крытые полушубки, обычные городские пальто, сибирки.
Большое значение в костюме, особенно праздничном, имеют головной убор и обувь: картуз с лакированным козырьком, меховые шапки, высокие сапоги - черные кожаные или лакированные.
В конце XIX в. значительно увеличивается число работающих женщин. Костюм работниц в еще большей степени, чем мужской,
Женский и мужской костюмы в фабричном стиле. Конец XIX в.
сочетает традиции народной одежды, требования моды и стандарта. Наиболее характерным в этом отношении видом одежды была так называемая парочка - сарафан и кофта из одной ткани. Иногда сарафан заменяли юбкой - длинной прямой, отделанной понизу. Костюм дополнялся платком на голову, платком или шалью на плечи и фартуком.
Кроме парочки, работницы носили платья с прилегающим лифом и присборенной юбкой. Детали платья (рукава, воротники, декольте), их отделка следовали общепринятой моде, хотя и с определенным отставанием. Но в отличие от модных эти платья были без турнюров и драпировок на юбке.
Для будничной одежды применялись ситец и другие фабричные хлопчатобумажные ткани, для праздничной - недорогой шелк, полушелковые и полушерстяные ткани.
Новым видом верхней одежды было полупальто длиной до колен. Модные детали, небольшой отложной воротник и неширокие манжеты могли быть из меха. Для полупальто использовались темные или яркие (синие, зеленые) плис, сукно, полушерсть. Наряду с полупальто носили полушубки, салопы. Головной убор - платок, обувь - башмаки и коты - полусапоги, край которых отделан цветным кожаным кантом.
После петровских указов русский дворянский и городской костюмы подверглись европеизации. Изменились и эстетические представления о красоте человека. Хранителем же народного идеала и костюма еще долго оставалось русское крестьянство, но во второй половине XIX - начале ХХ вв. и крестьянская одежда начинает испытывать влияние общей моды, выразившееся сначала в использовании фабричных тканей, отделки, головных уборов, обуви, а затем уже в изменении самих форм одежды.
ЛЕКЦИИ ПО НАЛОГАМ И
Дата добавления: 2015-02-07; просмотров: 897;