Тема № 10 Западноевропейская философия в контексте культуры XX в. канун XXI в.
2. Цель – показать русскую философию как квинтэссенцию культуры России на рубеже двух столетий. Отменить её гуманистический характер, актуальность её проблем – будущее России, проблема человека и общества. В то же время эта философия испытывает влияние немецкой классической философии, в том числе и марксистской. Особое место занимает религиозная философия. Характерный чертой является космизм, послуживший прообразом космических полетов человека в XX веке.
3. Тезисы лекции – в русской философии выделяются три направления – западничество, славянофильство, евразийство. Основные черты русской философии XIX в. проблем будущего России, человека и общества, влияние немецкой классической философии. Основные направления – материализм и религиозная философия. Первое представлено материализмом русских революционных демократов и материализмом Плеханова и Ленина. Религиозная философия – Соловьев В., Достоевский Ф.М., Толстой Л.Н.
В XX веке основные направления – религиозная философия (Бердяев., Федоров Н., Флоренский П., Ильин И. др), символизм (Белый, Блок , Иванов В.). Особое место занимает русский космизм выступающий в двух формах – философской и естественнонаучной.
4.Иллюстративный материал – используются схемы по чертам русской философии XIX века, по религиозной философии XX века, по русскому космизму.
5. Литература:
1. Бердяев Н.А. Русская идея /вопросы философии/ 1999 г. № 1-2.
2. Введение в философию М. 1990 г. ч 1
3. Спиркин А.Г. Основы философии. М 2000 г.
4. Философия . ростов н/Д 2001 г.
6. Контрольные вопросы:
1) В чем особенность русской философии XIX в.
2) Каковы основные направления русской культуры и философии, в частности.?
3) В чем состоит материализм русских революционных демократов XIXвека?
4) В чем сущность философии всеединства В.Соловьева
В. Соловьева?
5)Что такое эсхатология?
6) Кто представители русского космизма?
2. Цель: показать триумф и трагедию философии Маркса и Энгельса в реалиях XX века. Восточный или советский марксизм развивался в направлении разработки проблем диалектики как логика и методологии научного познания. Однако партийный, классовый характер этого философии привел в конечном итоге к антигуманизму данной философии.
Западная марксистская философия развивалась как поливариантная, что позволило ей сохранить гуманистически , антропологический характер данной философии.
3. Тезисы лекции – выделяют две разновидности данной философии: восточную и западную. Восточная марксистская философия проходит этапы своего становления (с 20годов по XXI в.) имеет ярко выраженный партийный характер – материализм, мировоззрение рабочего класса. Достижением этого этапа было создание диалектики как логики и методологии научного познания. “трагедией” выступает антигуманизм данной философии.
Западная философия имела многовариантный характер, имелись направления, связанные с наукой (технологическое течение, историзм и др. ) и гуманистические – философия, связанная с журналом “Праксис”, Фрейдо – Марксизм Э.Фромма
4. Иллюстративный материал – схемы по эволюции марксистской философии в Советском Союзе, варианты западной марксистской философии.
5. Литература:
1. Диалектическая логика, в 5 томах. Алматы 1976 г. Под.ред. Абдильдина Ж.М.
2. Введение в философию. М 1990 ч.1.
3. Спиркин А.Г. Основы философии М 2000 г.
6. Контрольные вопросы:
1. В чем состоит “триумф” марксистской философии?
2. В чем состоит “трагедия” марксистской философии
3. Как развивается марксистская философия в XXI веке?
4. Что такое Фрейдо- марксизм Э.Фромма?
5. Диалектика Маркса и современность.
1.12. Западная философия в контексте культуры XX – кануна XXI веков.
2. Цель– показать, что философия этого периода по –своему смыливает социо-культурной кризис в Западной Европе и США. Такие направления, как феноменология, экзистенциализм, структурализм, главное внимание уделяют проблемам драматизма и трагизма существования человека, абсурдности его бытия, “несчастного сознания”. Обратить внимание на постмодернизм как сущностное понимание мира и
человека XXI века и желание “спасти этот мир”.
3. Тезисы лекции – культура XX-XXI веков обнаружила сложности бытия людей в мире. Кризис охватывает все стороны социокультурной и духовной жизни. Э.Гуссерль как родоначальник феноменологии анализирует кризис европейской науки и культуры. Экзистенциальная философия (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю) как философско- психологический анализ жизни и экзистенции человека.
Психоанализ (Фрейд, Юнг, Адлер) как философия “несчастного сознания” анализ проблем массового общества и одномерного сознания (Ортега- и- Гассет Маркузе). Постмодернизм как постнекласическая философия.
4. Иллюстративный материал – используется схемы по типологии философии XX-XXI веков.
5. Литература:
1 Философия. Ростов н/Д 2001 г.
2. Соловьева Г.Г. Современная западная философия. Алматы 2002 г.
3. Спиркин А.Г. Основы философии. М 2000г.
6. Контрольные вопросы:
1. В чем особенность социокультурных основании XX века.
2. Что такое экзистенциализм?
3. Что такое психоанализ?
4. Что такое одномерный человек в философии Маркузе
5. Почему постмодернизм называют постнеклассической философиеи ?
Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 1161;