Тема 17. Социальные и религиозные конфликты XVII в. на Тамбовщине.

 

С 2002 года начинается новый период в истории Тамбовской епархии. 26 декабря 2002 года на Тамбовскую кафедру был назначен викарий Нижегородской епархии епископ Ветлужский Феодосий (Васнев).

В 2003 году в Тамбове был проведен Съезд православной молодежи Центрального Федерального округа, на который прибыли представители многих регионов России и ближнего зарубежья. Этот форум объединил в конструктивном диалоге усилия Церкви и государства в вопросах нравственного воспитания и просвещения подрастающего поколения. Съезд получил широкий резонанс в обществе и стал заметным явлением в церковной и общественной жизни области.

Освящение поклонного креста при въезде в Тамбов
Икона Всех святых, в Земле Тамбовской просиявших

С 2004 года началась работа по организации православной гимназии в областном центре. Учредителями нового учебного заведения стали Тамбовская епархия, администрация области и города Тамбова. Как и до революции 1917 года, гимназии присвоили имя святителя Питирима.

В деле развития духовного образования на Тамбовской земле значимым событием явилось возрождение в 2005 году Тамбовской Духовной семинарии. Она призвана обеспечить епархию кадрами пастырей, регентов, певцов и миссионеров, которые смогли бы содействовать духовному росту Тамбовского региона. Семинария вновь приобретает статус одного из главных духовно-просветительных центров Тамбовского края. С этой целью была создана общедоступная библиотека, которая в настоящее время насчитывает более 27 тысяч книг.

Реставрация Скорбященского храма в Вознесенском монастыре,2007 год

 

Установка купола на храм Святителя Николая в Свято-Никольской Мамонтовой пустыни,2006 год

 

Покровская церковь в селе Верхоценье,2006 год

 

Казанский собор Казанского монастыря после реставрации,2007 год

За последние два года Тамбовская Духовная семинария преобразилась: устроен домовый храм во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, оборудованы актовый зал, семинарская трапезная, компьютерный класс, организован семинарский хор, участвующий в богослужениях и различных церковно-общественных мероприятиях. Студентам семинарии предоставляется бесплатное обучение, проживание и питание.

В педагогический коллектив семинарии входят магистры и кандидаты богословия, филологии и истории, аспиранты высших учебных заведений. При Тамбовской Духовной семинарии действует регентское отделение для девушек с четырехлетним обучением.

Ко дню святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в семинарии проводится студенческая конференция, на которой семинаристы выступают с докладами по церковному краеведению, богословию, литургике.

Епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий
Фарфоровый иконостас Михаило-Архангельской церкви в поселке Мордово

В епархии действуют 65 воскресных школ с общим количеством обучающихся более двух тысяч человек. Кроме того, катехизаторская деятельность осуществляется на курсах повышения квалификации по предмету «основы православной культуры». Организаторы этой работы – отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии, Тамбовская Духовная семинария и Областной институт повышения квалификации работников образования. На курсах ежегодно повышают квалификацию от 50 до 100 преподавателей из разных районов Тамбовской области. В программу курсов включены лекции преподавателей Тамбовской Духовной семинарии, знакомство с работой воскресных школ, выездные семинары-практикумы, которые проводят педагоги, уже несколько лет ведущие данный курс в школах области. В конце учебного года работа курсов завершается проведением «круглого стола», на который приглашается целый ряд специалистов и где обсуждаются актуальные проблемы преподавания предмета. Все участники курсов получают документы государственного образца, которые позволяют им преподавать основы православной культуры в общеобразовательных школах.

Тема 17. Социальные и религиозные конфликты XVII в. на Тамбовщине.

План:

1. Соляной бунт на Тамбовщине.

2. Разинский бунт и Тамбовский край.

3. Противоцерковные движения.

 

На протяжении нескольких веков Тамбовский край неоднократно становился местом острых столкновений местного населения и государственной власти. Окраинное положение Тамбовщины, преобладание беглого населения из центральных уездов России, близость вольного Дона накладывали свой отпечаток на вольнолюбивую натуру местного населения. Любые проявления несправедливости, отсутствие четкого законодательства, высокие налоги, злоупотребления местной администрации в лице воевод приводили к восстаниям и мятежам.

В 1648 г. по целому ряду городов России прокатилась волна народных выступлений. Поводом для восстания стало принятие правительственного решения о восстановлении прежних налогов вместо неудавшегося соляного налога, введенного в 1646 г. Попытки сбора недоимок сразу за три года привели к массовым формам протеста. В июне крупное восстание вспыхнуло в Москве, а из столицы перебросилось в Устюг Великий, Курск, Воронеж, Соль Вычегодскую. Одним из первых на это восстание откликнулся Козлов.

Гарнизон города был недоволен деятельностью воеводы Р.Ф. Боборыкина, который присвоил себе несколько житниц с хлебом, пригородные покосы, завел табун лошадей, заставлял служилых людей регулярно работать на ремонте городских и уездных укреплений. В 1647 г. местные жители направили «челобитную» в Москву на действия Козловского воеводы. Его обвинили еще и в гибели челнавского стрельца, наказанного батогами в Козлове, а затем отправленного в Челнавский острожек. Здесь стрельца еще раз подвергли экзекуции, после чего подследственный умер.

Комиссия из Москвы под руководством князя Лобанова-Ростовского расследовала эти обвинения. Часть жалоб подтвердилась, и Р.Ф. Боборыкину пришлось уплатить вдове стрельца и его детям 50 рублей, но самих жалобщиков заковали в кандалы и посадили в тюрьму. В мае 1648 г. другая группа жалобщиков из Козлова поехала в Москву. В нее входили казак Софон Кобозев и стрельцы Осип Дружинин и Григорий Самандаков. Они стали свидетелями и, возможно, участниками событий в Москве, известных как «Соляной бунт», в начале июня 1648 г.

11 июня 1648 г. челобитчики вернулись в Козлов и рассказали землякам о московских волнениях. В городе вспыхнуло восстание против воеводы и его сторонников. Сам Р.Ф. Боборыкин, вместе с группой козловских детей боярских бежал из Козлова. Восставшие горожане выпустили из тюрьмы колодников, разгромили лавки. Движение перекинулось в уезд, охватив Челнавский городок и с. Дубовое. Получив помощь от городов Сокольска и Доброго, Боборыкин попытался вернуь Козлов, но был отбит и бежал под Ряжск. В начале июля 1648 г. восстание в Козловском уезде было подавлено московскими стрельцами. Часть восставших казнили, других бросили втюрьму. Некоторые бунтовщики бежали от преследований на Дон.

Главные события разинского бунта на Тамбовщине были связаны с именами двух его соратников. Один из них – местный служилый человек, казачий атаман Тимофей Мещеряков. В 1670 г. его вместе с группой казаков отправили подавлять волнения крестьян и служилых людей в северную часть Тамбовского края. В с. Алгасово Тамбовского уезда Т. Мещеряков вместе со своими товарищами заявил о поддержке восставших. 23 октября под Алгасово разгорелся бой. Тамбовский воевода Я. Хитрово с правительственными войсками подошел к селу. Восставшие сдались только когда воевода приказал поджечь село. Воевода Хитрово приказал привести повстанцев к «крестному целованию» и отпусти их в Тамбов. Столь мягкое отношение к бунтовщикам было направлено на то, чтобы впредь они «...ни на какую воровскую прелесть не прельщались». Но многоопытный воевода обманулся в своих ожиданиях. Под Тамбовом Т. Мещеряков вновь собрал большой отряд численностью в пять тысяч человек и осадил город. Известие о приближении правительственных войск заставило восставших снять осаду. Однако с 11 по 16 ноября разницы вторично осадили Тамбов. Был предпринят штурм города, от которого сильно пострадали его деревянные укрепления.

В начале декабря 1670 г. к Тамбову подошли крупные правительственные силы под командованием И. Бутурлина. Восставших разбили, а Т. Мещеряков и А. Серебряченко попали в плен и были казнены.

Другим видным соратником С. Разина под Тамбовом был его родной дядя Никифор Черток, родом из воронежских служилых людей, бежавший затем на Дон. К концу осени 1670 г. он с 400 казаками вышел к Кузьминой Гати и двинулся к Козлову. За счет местных жителей его отряд быстро вырос до 3-4 тыс. человек. 17 октября в сражении с царскими ратными людьми из Козлова под командой воеводы С. Хрущева под Челнавским городком разницы одолели противника, захватив две пушки.

Временной базой восставших стали сёла Бокино и Кузьмина Гать. Здесь 1 декабря 1670 г. произошло еще одно крупное сражение. Царский воевода А. Еропкин с отрядом дворян и московских стрельцов численностью более тысячи человек внезапно напал на Бокино. Вытеснив оттуда разинцев, он зажег село и затем пытался отойти в сторону Тамбова. Подоспевший на выручку Н. Черток наголову разбил противника. Многие были убиты или попали в плен, сам Еропкин получил четыре ранения в голову и плечо.

Встревоженное успехами Н. Чертка в Тамбовском уезде правительство спешно двинуло сюда войска. 14 января крупные силы карателей под командованием воевод Б. Мышецкого и И. Бутурлина вновь подошли к Бокино. Снова приступ был отбит с тяжелыми потерями для нападавших. Это заставило власть действовать решительно. В Тамбовский уезд двинулись значительные силы. Под Кузьмино-Гатью разгорелось новое сражение. Хорошо обученные и вооруженные регулярные войска полностью разгромили восставших, захватив 150 пленных, 15 знамен, все пушки. Оплоты восставших – села Кузьмина Гать и Бокино – подверглись полному разорению, их полностью выжгли. Сам Черток с верными сподвижниками сумел уйти от преследователей и укрыться на Дону.

Восстание в Тамбовском уезде было безжалостно подавлено, но его отголоски были еще долго слышны. Так, в июне 1671 г. отряд атамана Серика в 700 человек появился под Тамбовом. В 1682 г. волна казачьих выступлений прокатилась по 14 южным уездам, в том числе Тамбовском, Козловском и Шацком. Но оно было быстро подавлено. Власть не могла полностью снять причины народного недовольства, поэтому край в дальнейшем увидел еще немало мятежей и бунтов.

Одной из форм социального протеста были противоцерковные движения. Со второй половины XVII в. на Тамбовщине распространились раскольничество и сектантство.

Как отмечал И.И. Дубасов, «в Тамбовском крае не одни крестьяне и им подобные простые люди увлекались борьбою против господствующей церкви. В конце XVII столетия во главе местного противоцерковного движения стояли первые тамбовские епископы, Леонтий и Игнатий, оба фанатики старообрядства…». В 1688 г. восстали донские казаки. Группа в 500 человек проникла на Тамбовщину и укрепилась между Тамбовом и Козловом. К ним стекались местные раскольники. Но вооружённых действий они не предпринимали.

Литература:

1. Двухжилова, И.В. История Тамбовского края: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009.

2. Мизис Ю.А. Заселение Тамбовского края в XVII-XVIII веках: Учебное пособие. Тамбов, 1990.

3. Тамбовская энциклопедия. Тамбов, 2004.

4. Черменский П.Н. Прошлое Тамбовского края. Тамбов, 1961.

5. Швецова Е.А. Колонизация Тамбовского уезда в XVII веке / Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. Кишинев, 1966.

6. Швецова Е.А. Крестьянская война под предводительством Степана Разина на территории Тамбовского уезда / Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. Вильнюс, 1964.

7. Швецова Е.А. Социально-экономические отношения в тамбовском уезде в 70-х годах XVII в. / Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. Минск, 1964.








Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 921;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.