К ЧИТАТЕЛЮ. Применение воды с гигиенической, профилактической и лечебной целями восходит своими истоками к временам глубокой старины (Ассирия
Применение воды с гигиенической, профилактической и лечебной целями восходит своими истоками к временам глубокой старины (Ассирия, Вавилон, Древний Египет). Не будет преувеличением утверждение, что водолечение — один из самых древних методов лечения. В современной медицине бурное развитие инструментальной диагностики, удивительные достижения хирургии, медикаментозной терапии, изменившие основы лечебного процесса, характер и течение заболеваний, отодвинули водолечение на второй план: сегодня и больные, и, что еще прискорбнее, врачи используют и назначают лечение водой крайне ограниченно. Практически оно забыто. Между тем и тысячелетия эмпирического применения, и современные данные медицинской науки указывают на несомненную эффективность водолечения, чаще как одного из дополнительных видов терапии, но порой имеющего и самостоятельное значение.
Следствием невнимания к водолечению явилось отсутствие литературы по этому вопросу, что в свою очередь тормозило его применение. Поэтому издание книги С. Кнейп «Мое водолечение» следует только приветствовать. Несмотря на то, что написана она 100 лет тому назад, ее содержание актуально и сегодня. Живой язык, ясность, логичность изложения делают чтение книги весьма захватывающим. Разумеется, не все положения автора, особенно касающиеся механизма действия водолечения, можно принять безоговорочно. Тем не менее читатель найдет для себя немало ценных мыслей о здоровье и предложений, как закалить свое тело.
Книга написана не для врачей. Однако глубина освещения вопроса, описание оригинальных лечебных методик, своеобразный, порой неожиданный для нас, взгляд на сущность болезни, выздоровления, закаливания позволяют рекомендовать ее специалистам, медицинским работникам.
В. Я. Шварц, заведующий кафедрой курортологии и физиотерапии Ставропольского мединститута, доктор медицинских наук, профессор
Себастьян Кнейп
Родился в 1821 г, умер 1897 г, 5 (17) июня.
МОЕ ВОДОЛЕЧЕНИЕ испытанное в продолжении более 40 лет. и предлагаемое мною для излечения болезней поддержания здоровья.
СОСТАВИЛ
Себастьян Кнейп (Sebastian Kneipp)
Священник в Верисгофене (в Баварии).
С портретом автора И 228 рисунками.
Перевод под редакцией д-ра медицины И. Фдоринского
Издание второе исправленное и дополненное по последнему после смерти автора 62-му немецкому изданию.
С.-ПЕТЕРБУРГЪ Издание книжного склада Н. Аскарханова.6, Троицкая ул., в.1898.
Дозволено цензурою.— С.-Петербург, 15 сентября 1897 года
Предисловие к 1-му изданию
Как священник я принимаю ближе всего к сердцу благо бессмертной души. Для этого я живу и за это готов умереть. Но и смертные тела доставили мне в течение 30—40 лет немало забот и потребовали от меня самоотверженного труда. Я не искал этого труда. Приход больного был и остался для меня в тягость. И только взгляд на Того, Кто сошел с небес, чтобы исцелить все наши недуги, и воспоминание заповеди — «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» —могли подавить во мне искушение отвечать отказом на обращаемые ко мне просьбы. Это искушение было тем сильнее, что мои лечебные советы доставляли мне не выгоду, а скорее потерю драгоценного времени; не почести, а клевету и преследование; не благодарность, а во многих случаях насмешки и злорадство. Понятно каждому, что при таком отношении к моей деятельности у меня не могло появиться особой охоты писать, тем более, что тело мое, удрученное годами, и душа уже требуют покоя.
Только настоятельные, неотступные требования моих друзей, утверждавших, что грешно унести с собой в могилу столько познаний, приобретенных долгим опытом, бесчисленные письменные просьбы излеченных мною людей, в особенности же мольбы бедных, покинутых, больных жителей деревни, заставляют меня против воли взять перо в слабые уже руки.
К беднейшим классам, к заброшенным и забытым жителям деревни я всегда относился с особенной любовью и вниманием. Им-то главным образом я и посвящаю свою книжку. Изложение, сообразно цели, просто и ясно. Я намеренно пишу в форме беседы, что, по-моему, гораздо лучше, чем сухое, лишенное жизни, якобы научное изложение.
Далекий от борьбы против существующего направления в медицине, я не думаю также ни полемизировать с кем-либо в отдельности, ни нападать на чью-либо ученость и славу.
Я прекрасно знаю, что в сущности только специалисту прилично издавать такие книги; но мне все-таки кажется и что и специалисты должны быть благодарны профану, который делится с ними своими сведениями, приобретенными долгим опытом.
Всякое честное возражение, всякую правильную поправку я встречу с благодарностью. На легкую же критику, вытекающую из партийности, я не стану обращать внимания и спокойно снесу «шарлатана» и «недоучку».
Сильнейшее мое желание состоит в том, чтобы врач - человек призвания — снял с меня эту тяжесть, эту трудную работу, чтобы специалисты основательнее изучили метод лечения водой. Пусть при этом на мою работу смотрят как на малое вспомогательное средство.
Должен сказать, что я мог быть страшно богатым, если бы захотел брать хотя бы часть предлагавшихся мне пациентами денег. А этих пациентов, без преувеличения, у меня было тысячи, десятки тысяч. Многие пациенты приходили ко мне и говорили: «Я даю 100, 200 марок, если вы меня вылечите». Страждущий ищет повсюду помощи и охотно платит врачу, что ему следует, если тот его излечивает, все равно — последует ли исцеление от бутылки с лекарством или от кружки с водой.
Знаменитые врачи решительно и с большим успехом положили начало методу лечения водой, но вместе с ними сошли в могилу и их познания и советы. О, если бы, наконец, после зари наступило светлое долгое утро!
Прежде всего да благословит Господь Бог эту выходящую в свет книжку!
И когда друзья моего водолечения узнают, что я перешел в вечность, пусть помолятся они за меня, пусть пошлют свою молитву туда, где Врач врачей исцеляет огнем наши бедные души.
Верисгофен, 1 (13) октября 1886. Автор
Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 863;