ЗАВОЕВАНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ

Ребенок, у которого отсутствуют признаки регрессии, весьма оче­видным и энергичным образом демонстри­рует свое стремление к функциональной свободе. Его развитие становится толчком к обретению все большей и большей незави­симости. Оно подобно полету пущенной из лука стрелы, летящей прямо, быстро и точно в цель. Завоевание свободы начинается с самого рождения. Некая жизненная сила действует в индивидууме и ведет его по сту­пеням эволюции, покуда маленькое сущест­во растет, совершенствуется и преодолевает препятствия на своем пути. Эта жизненная сила – «орме» («horme»).

В психическом плане орме можно было бы сравнить с силой воли, хотя сходство между ними минимально. Сила воли слиш­ком незначительна и слишком связана с ин­дивидуальным сознанием, тогда как «орме» имеет отношение к жизни в целом, к тому, что мы можем назвать божественной силой всякой эволюции.

Именно эта жизненная сила эволюции побуждает ребенка к различным действиям, и если малыш развивается нормально, если его активность не наталкивается на препят­ствия, в нем возникает то, что мы зовем «ра­достью жизни». То есть ребенок постоянно находится в состоянии восторга и счастья.

Каждый новый успех в завоевании неза­висимости является, в принципе, ступенью так называемого «естественного развития». Другими словами, пристальный взгляд на ес­тественное развитие позволяет увидеть в нем последовательное обретение различных степеней свободы как в плане психическом, так и в плане физическом. Ведь тело тоже растет и развивается, а полученный им им­пульс так силен, что лишь смерть может ос­тановить его действие.

Попробуем проанализировать это разви­тие. В момент рождения ребенок высвобож­дается из плена материнской утробы и становится независимым от функций организма матери. У него имеется стимул и потреб­ность познать окружающий мир и вобрать его в себя. Можно сказать, что младенец рождается с «психологией завоевателя ми­ра». Он впитывает в себя окружение и тем самым строит собственную психику.

Это отличительная черта первого перио­да жизни. Если ребенок испытывает такой завоевательный импульс, значит, окружаю­щий мир кажется ему привлекательным. Ма­лыш «любит» мир, хотя это слово, конечно, не раскрывает сути.

Первыми в младенце начинают действо­вать органы чувств. Но они являются не чем иным, как инструментами «захвата», с помо­щью которых мы улавливаем впечатления. Эти впечатления и воплощает в себе ребенок.

Что мы видим, когда используем зре­ние? – То, что нас окружает. Точно так же, когда мы начинаем слышать, то восприни­маем все звуки в окружающем нас прост­ранстве. Мы захватываем органами чувств весьма широкую палитру ощущений. Пона­чалу мы слышим сразу все, а не каждый звук в отдельности, видим окружающую нас картину в целом, а не отдельные предметы. Способность различать предметы, выделять из общего фона звуки придет позже, она ста­нет следующим шагом в этой глобальной абсорбции мира, как со всей очевидностью было доказано гештальтпсихологией.

Таковы рамки психики нормального ре­бенка: сначала он впитывает в себя мир и только затем - анализирует его. А теперь возьмем другой пример, когда в силу пережитого страха ребенок не чувствует никако­го влечения к познанию внешнего мира.

Очевидно, что эти два типа детей будут развиваться по-разному. Исследования детей в возрасте шести месяцев позволяют вы­явить определенные особенности, которые можно считать признаками нормального раз­вития. В этот момент ребенок переживает известные физические изменения. Некото­рые из них не видны глазу, и их можно вы­явить только с помощью лабораторных ана­лизов, например начало выделения желуд­ком необходимой для пищеварения соляной кислоты. К шести месяцам у ребенка появля­ются и первые зубки. То есть мы наблюдаем дальнейшее совершенствование тела, кото­рое следует по определенным ступеням рос­та. Оно позволяет шестимесячному младен­цу обходиться без материнского кормления или по крайней мере дополнять молоко дру­гими продуктами. Если учитывать, что до этого возраста ребенок абсолютно зависел от материнского молока, поскольку не был в со­стоянии переварить иную пищу, станет оче­видным, что к шести месяцам им сделан важный шаг в завоевании свободы, словно малыш сказал себе: «Не стану больше жить за счет матери! Я живой человек и могу есть все, что захочу». Нечто подобное происхо­дит с подростками, которые в определенном возрасте начинают испытывать чувство уни­жения от того, что зависят от семьи, и отка­зываются жить за счет родителей.

Приблизительно к этому моменту (кото­рый, соответственно, считается критичес­ким моментом жизни ребенка) малыш начинает произносить первые слоги. Этот пер­вый камешек в основании огромного здания – собственной речи – еще один большой шаг в обретении независимости. Научившись говорить, ребенок уже может сам объяснить, что ему хочется, а не ждать, когда взрослые догадаются об этом. При помощи слов он вступает в общение, поскольку другого средства общения у человечества нет. Осво­ение речи и возможность разумного контак­та с людьми – это огромный шаг на пути к независимости. Малыш больше уже не по­хож на глухонемого, который не в состоянии ни объясниться сам, ни понять окружаю­щих. Овладев речью, он овладевает и спо­собностью слышать, и способностью произ­носить слова.

Через определенное время, приблизи­тельно к году, малыш начинает ходить, и это высвобождает его из еще одного плена. Те­перь он топает сам и даже убегает от нас, уверенный в том, что ножки уведут его, куда он захочет. Так, благодаря последовательно­му обретению независимости, постепенно, шаг за шагом человек развивается и стано­вится свободным. Здесь действует не созна­тельная воля личности, но природный фено­мен стремления к независимости. Действи­тельно, необходимость расти, независимость – все это дается ребенку природой, которая и ведет его к свободе.

«Завоевание возможности ходить» име­ет особую важность, если мы вспомним, что этот труднейший навык приходит к ребенку на первом году его жизни одновременно со способностью говорить, ориентироваться и т. д. Это капитальнейшее достижение физио­логического плана. У других млекопитаю­щих в нем нужды нет, только человек приоб­ретает возможность ходить благодаря про­должительному и особо сложному типу сво­его развития. Прежде чем ребенок физичес­ки окажется в состоянии передвигаться или просто держаться на ногах, он должен прой­ти три ступени роста. Животные, например телята, начинают ходить сразу, как только появились на свет, хотя по своему уровню они стоят гораздо ниже человека. Мы же по­началу выглядим довольно беспомощными, поскольку наш организм гораздо сложнее и ему требуется гораздо больше времени, что­бы овладеть навыками ходьбы. Возможность ходить и стоять требует высокого совершен­ства организма в целом, что достигается со­вокупностью развития отдельных его час­тей, в том числе и мозга. Особую роль здесь играет, в частности, функция мозжечка.

Бурное развитие мозжечка начинается у ребенка именно в возрасте шести месяцев. К четырнадцатому-пятнадцатому месяцу жизни этот процесс замедляется, но полностью он завершается только к четырем с половиной годам. Именно от развития мозжечка зависит наша способность стоять и ходить. Просле­дить это в ребенке довольно легко: одна за другой развиваются сразу две способности человеческого организма. Приблизительно в шесть месяцев малыш способен сидеть, к де­вяти он уже ползает, в десять месяцев встает, в одиннадцать-двенадцать – делает первые шаги, а в пятнадцать – уверенно ходит. Это одна составляющая комплексного процесса.

Второй является окончательное форми­рование некоторых нервных центров. Если спинномозговые нервы не будут достаточно развиты, они не смогут точно передавать мышцам команды головного мозга. Поэтому работа мышц требует, чтобы к определенно­му сроку нервная система была «построена». Таким образом, овладение навыками ходьбы предполагает гармоничное соотношение двух разных сторон развития. Здесь вмеши­вается еще и третий фактор – развитие ске­лета, еще одно завоевание данного периода жизни ребенка. Как мы знаем, кости ног мла­денца сразу после рождения еще не полно­стью окрепли. Они в значительной мере со­стоят из хрящевых тканей и поэтому весьма мягки. Выдержать вес тела они просто не смогли бы. Следовательно, прежде чем ребе­нок начнет ходить, кости его скелета должны окончательно сформироваться. Обратим внимание и ни такую особенность: к этому возрасту у ребенка срастаются кости черепа. Это уменьшает опасность повредить голо­вной мозг, когда, начав ходить, малыш неиз­бежно начинает падать.

Если бы мы захотели раньше времени научить ребенка ходить, у нас бы ничего не вышло, поскольку данная способность зави­сит от различных аспектов физического раз­вития, происходящих одновременно, то есть от достижения вполне определенного уровня зрелости. Попытка ускорить естественный процесс может только навредить ребенку. Им руководит природа, и он должен подчи­няться ее строгим законам. Точно так же нам не удастся сдержать ребенка, научившегося ходить, ибо если в человеке сформировались какие-то органы, то он непременно должен ими пользоваться. Для природы сотворить что-нибудь означает не просто «вылепить», но и запустить в действие это свое творение. Как только орган полностью подготовлен, он должен немедленно начать взаимодейство­вать с окружающим миром. Сегодня эту функцию принято называть «освоением ми­ра». Она и обусловливает окончательное совершенствование органа. Если же такого ос­воения не происходит, то орган развивается анормально.

Итак, ребенок может развиваться только посредством освоения окружающего мира. Мы называем эту его деятельность «рабо­той». Как только малыш осваивает речь, он начинает безудержно болтать, и ничто не принудит его к молчанию. Заставить ребенка умолкнуть – одна из сложнейших вещей в жизни. Но если бы дети не ходили и не гово­рили, они не смогли бы расти нормально и стали бы отставать в развитии. Ходьбой, бе­гом, прыжками и прочими упражнениями малыш развивает свои ножки. Природа сна­чала создает инструменты, а затем совер­шенствует их, заставляя функционировать и осваивать окружающий мир. Овладевший новыми способностями и тем самым укре­пивший собственную независимость ребе­нок может развиваться нормально, только если он имеет свободу действий. Он станет использовать завоеванную им независи­мость. Психологи подчеркивают, что разви­тие не происходит само по себе: «Особенно­сти поведения индивида формируются в зависимости от опыта, полученного при осво­ении окружающего мира». Если трактовать обучение как помощь в развитии жизни ре­бенка, то мы должны испытывать счастье всякий раз, когда наши дети делают очеред­ной шаг к обретению независимости. Мы должны радоваться, когда наш малыш про­износит первые слова, тем более что знаем: это – его личное достижение. Однако про­блема обучения встает со всей остротой, ес­ли мы отдадим себе отчет в следующем: пол­ностью остановить рост ребенка невозмож­но, но если мы лишим его возможности ос­ваивать мир, то его развитие будет непол­ным, несовершенным.

Первой проблемой обучения является создание вокруг ребенка такого пространст­ва, которое способствовало бы развитию функций, данных ему природой. Это подра­зумевает не только необходимость удовле­творять потребности малыша и разрешение делать то, что ему нравится. Нет, прежде всего мы должны вступить в сотрудничест­во с природой, подчиниться одному из ее за­конов, гласящему: развитие ребенка осуще­ствляется посредством освоения окружаю­щего мира.

Первый шаг ребенка – важная ступень в приобретении опыта. Если мы понаблюдаем за ним в этот период, то увидим, что малыш стремится добиться все большей независи­мости. Он хочет поступать по-своему, то есть брать то, что ему нравится, самостоя­тельно одеваться и раздеваться, есть и т. д. И не мы толкаем его к этой самостоятельнос­ти. В нем происходит жизненный толчок такой силы, что нам, напротив, приходится удерживать его от некоторых действий. Но тем самым мы сопротивляемся не ребенку – мы противостоим природе, поскольку имен­но она командует маленьким человечком, шаг за шагом подчиняющимся ее законам. Следуя сначала одному велению природы, потом другому, ребенок все больше расши­ряет границы своей независимости от тех, кто его окружает, и постепенно наступает момент, когда он захочет не только действо­вать, но и мыслить независимо. Тогда он станет развивать свои умственные способ­ности сквозь призму собственного – не чу­жого – опыта. Начнутся поиски смысла ве­щей, которые будут свидетельствовать о развитии в ребенке человеческой индивиду­альности. Это не теория, не точка зрения, но очевидный факт, заслуживающий внимания. Когда мы утверждаем, что необходимо дать ребенку полную свободу, что общество должно обеспечить ему независимость и нормальное развитие, мы имеем в виду не расплывчатый идеал. Это утверждение ос­новано на наших наблюдениях за жизнью, за природой. Только свобода и собственный опыт освоения окружающего мира позволя­ют человеку развиваться.

Говоря о независимости и о свободе ре­бенка, мы не переносим в эти понятия смысл, вкладываемый в идеалы взрослых людей. Если мы посмотрим на себя и попы­таемся определить, что же такое независи­мость и свобода, то не найдем точного опре­деления, ибо представления о свободе у взрослых весьма убоги. В них нет безбрежной природной шири. Только дети несут в себе отпечаток величия природы, которая да­рует им жизнь, вручая свободу и независи­мость. Она вручает их детям в строго опре­деленное время и в соответствии с потребно­стями ребенка. Свобода становится, таким образом, законом жизни: «Быть свободным или умереть!» Полагаю, что та же природа оказывает людям помощь и в освоении об­щественной жизни. Но если ребенок воспри­нимает общество как целостную картину, то мы, взрослые, выхватываем только отдель­ные его детали. И во взгляде малыша, кото­рый открывает в себе путь к реальности, путь к истине, больше справедливости, чем во взгляде взрослого. Истина, данная нам природой, не может быть поставлена под со­мнение, и потому детская свобода, завоевы­ваемая в процессе роста и развития, служит почвой для интересных наблюдений.

В чем цель этой постоянно растущей тяги к независимости? Где кроются ее при­чины? Она рождается в недрах формирую­щейся индивидуальности и начинает дейст­вовать сама по себе. Но природа устроила так, что всякое живое существо стремится к независимости: каждый организм действует самостоятельно, и даже в этом ребенок под­чиняется общему плану природы. Завоевывая свободу, он выполняет первое жизнен­ное правило природы. Как именно ребенок обретает независимость? – Через постоян­ные активные действия. Как он реализует свою свободу? – Через постоянные усилия. Единственное, что невозможно сделать на жизненном пути, это остановиться и замереть. Независимость не может быть статич­ной, она все время требует действий. Непрерывная работа дает человеку не только освобождение, но и силы для самоусовершенствования.

Первый инстинкт ребенка – действовать самостоятельно, без помощи окружающих, поэтому его первый сознательный шаг к об­ретению независимости – защититься от тех, кто пытается ему помочь. Чтобы быть самостоятельным, ему все время приходит­ся предпринимать большие усилия. Многие взрослые полагают, что лучше всего на све­те сидеть, ничего не делать, и пусть другие работают за нас. Для таких людей идеал – это жизнь ребенка до его рождения. Они как бы стремятся вернуться в тепло материн­ской утробы и препоручить матери заботу об остальном. Взять, например, освоение речевых навыков как средства общения между людьми: если идеалом жизни был бы бесконечный покой, то ребенок просто не захотел бы прилагать усилий к тому, чтобы заговорить. Он бы не стал переходить на обычную пищу, утомлять себя ходьбой, не стал бы заставлять работать свой разум, ко­торый все время возбуждает в нем любопыт­ство, подталкивает его к познанию окружа­ющих вещей.

К счастью, дети устроены иначе. Они позволяют нам увидеть, что наставления природы весьма отличаются от тех идеалов, которые выработало человеческое общест­во. Свою независимость – телесную и ду­ховную – ребенок ищет в труде. Его не вол­нует, что знают другие: он хочет до всего дойти сам, хочет самостоятельно освоить и познать мир. Мы должны ясно понять, что, предоставляя ребенку свободу и независи­мость, мы даем свободу трудоголику, который живет только своей работой, только своей активностью. Деятельность – это фор­ма существования жизни. И если мы попы­таемся остановить ее в человеке, то станем причиной дегенерации личности.

Все, что сотворено природой, есть ре­зультат деятельности. Сама жизнь есть дея­тельность, и только посредством деятельно­сти она может совершенствоваться. Общест­венные устремления, приобретенные нами через опыт предшествующих поколений (со­кращение времени, затрачиваемого на труд; использование наемной силы; стремление увеличить время досуга), природа позволяет нам увидеть лишь в недоразвитых детях. По­добные устремления – признак регрессии ребенка, которому мы не помогли адаптиро­ваться к окружающему миру в первые дни после рождения и который получил отвра­щение ко всякого рода деятельности. Такой малыш будет постоянно требовать, чтобы ему во всем помогали, носили на руках или возили в коляске; он будет избегать компа­нии других детей; его сон будет долог. Все перечисленные черты указывают на вырож­дение. Это признаки того, что ребенок стре­мится к возвращению в эмбриональное со­стояние, они хорошо изучены и описаны. Нормально развивающийся ребенок стре­мится к свободе, тот же, кто избегает незави­симости, – дегенеративен.

Обучение таких детей должно быть построено особым образом. Как воспрепятст­вовать регрессии, которая задерживает нор­мальное развитие? Ведь ребенок с отклоне­ниями не любит окружающий его мир, по­скольку в нем слишком много трудностей и препятствий. Изучение отсталых детей при­вело к созданию специального направления в психологии – психопатологии. Возникает все больше детских диспансеров, выработа­ны новые методы обучения, в частности «игровая терапия». Все это важно, учитывая все возрастающее число детей с отклонениями в развитии. Педагоги считают, что такой ребе­нок должен меньше чувствовать сопротивле­ние окружающей среды. Поэтому они стара­ются уменьшить число препятствий, встре­чающихся ребенку, а по возможности – уст­ранить их полностью. Сегодня взрослые ста­раются сделать привлекательным все, что окружает ребенка, и особенно – ребенка, ко­торый испытывает неприязнь к внешнему миру. Они пытаются помочь ему, пробуждая в малыше чувства симпатии и расположения и преодолевая недоверие и неприязнь. Ре­бенку создаются особые условия для прият­ных ему занятий, поскольку активная дея­тельность необходима для развития. Прост­ранство, в котором находится ребенок, долж­но предлагать ему богатый выбор мотивиро­вок, которые подталкивают его к деятельно­сти и побуждают к обретению собственного опыта. Таковы вполне ясные принципы, ко­торые могут помочь отсталому ребенку ос­вободиться от признаков регрессии и осуще­ствить переход от безделья к труду, от пас­сивности к активности, от состояния страха, который заставляет малыша цепляться за близких, к радостной свободе, ведущей его завоевывать мир.

От бездеятельности – к труду! Вот как следует строить нашу заботу о детях, по­скольку именно так происходит развитие здорового ребенка. Это должно лечь в осно­ву новых принципов обучения и воспитания, согласно установкам природы.








Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 923;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.