Экономического развития
Углубление товарно-денежных отношений, усиление мощи капитала ломало преграды, тормозившие развитие производительных сил, расширение потребностей, диверсификацию и специализацию производства, эскалацию обмена.
Темпы и факторы роста. После окончания наполеоновских войн ныне промышленно развитые страны переживали процесс устойчивого экономического роста. За 1820—1980 гг. среднегодовой темп прироста ВВП составил 2,5%, а прирост ВВП на .душу населения достиг почти 1,6%, что в 10 раз выше, чем в индустриальную эпоху.
Основу экономического развития западных стран и приумножение их богатства составлял труд основной части населения этих стран — наемной рабочей силы. Первый этап развития капитализма характеризовался экстенсивным использованием рабочей силы. В конце XIX в. в Британии максимальный рабочий день в ряде отраслей доходил до 14—16 и более часов в сутки. Только с ростом организованности рабочего класса ему удалось добиться издания законов, ограничивающих рабочий день. Присущее капиталу стремление поддерживать цену рабочей силы ниже стоимости вступало в противоречие с факторами, понуждающими его к техническому и организационному совершенствованию производства, новые технологии которого предъявляли более высокие требования к физическому состоянию и профессиональной подготовке используемой рабочей силы.
Экономическое развитие обеспечивалось увеличением нормы производительного накопления: с 7,5—11,5% в 70-е годыXIX в. до 0,4—15,7% в первые десятилетияXX в.
Развитие производства сопровождалось ростом внешней торговли. Если с 1720 по 1820 гг. объем экспорта увеличился в 2,4 раза, то с 1820 по 1913 гг. — в 30,9 раза. Темпы прироста внешней торговли опережали соответствующие показатели ВВП. С расширением колониальных империй, развитием внешнеторговых обменов экономика западных стран становилась более открытой. Успехи в продвижении товаров на внешние рынки обычно достигались с помощью политики разорения соседа. Внешнеэкономические связи оказывали возрастающее влияние на экономическое развитие, о чем свидетельствует рост экспортной квоты. Она увеличилась с 18,2% в 1900 г. до 21,2% в 1913 г.
Цикличность развития. Экономическое развитие капиталистических стран с начала XIX в. приобрело циклический характер, проявляющийся в периодических кризисах перепроизводства. Цикличность производственного процесса впервые проявилась в Британии с 1825 г. С 1857 г. кризисы стали поражать ряд стран, а в некоторых случая все развитые страны.
В целом в группе нынешних развитых стран крупнейшие падения темпов роста происходили в 1930 —1932 гг., в 1945 — 1946 гг., когда сокращение ВВП составило от 5,7% в 1930 г. до 11% — в 1946 г. Циклическая синхронность обычно ярко проявлялась во время «системных шоков», таких, как войны и крушения механизма международных обменов.
Следует отметить, что циклический характер производства выражает собой перепроизводство капитала, вызываемое погоней за прибылью, и соответственно излишнее расширение производства. Кризисные сокращения производства сопровождаются массовыми обновлениями основного капитала. Они составляют основу цикла и периодичности экономических колебаний, свидетельствуют о повышении уровня производительных сил , приспособлении капитала к новым условиям воспроизводства. Таким образом, кризисы представляют собой насильственное разрешение противоречий воспроизводства (между производством и потреблением, производством и обращением).
Неравномерность развития. Как в период становления капиталистического способа производства, так и при зрелых его формах положение отдельных стран внутри подсистемы и в мировом хозяйстве менялось в силу неравномерности их экономического развития. Она проявляется прежде всего в неодинаковости темпов развития всех составных элементов подсистемы — макроэкономик, отраслей, предприятий. Это определяется тем, что любая система включает в себя неоднородные элементы, которые связаны между собой, но обладают относительной самостоятельностью и испытывают воздействие различных факторов и условий.
Неравномерность экономического развития имеет многомерное измерение. Расхождения в темпах роста могут либо увеличивать, либо выравнивать уровень развития страны в той или иной подсистеме. До второй половины XX в. среди промышленно развитых стран преобладала тенденция усиления неравномерности экономического развития. В 1890—1913 гг., в частности, уровень расхождения в производительности труда, являющийся самым важным фактором повышения роста производства, по отношению к ведущей стране (США) в среднем составил 0,43. Данная тенденция усилилась в 1913—1950 гг., когда уровень расхождения повысился до 0,57. Только в пяти случаях происходило сближение уровней производительности труда — у Канады и Финляндии в 1890—1913 гг., Норвегии, Швеции и Швейцарии — в 1913 —1950 гг, но этот процесс был очень умеренным.
Центры силы. В течение прошлого века ведущие позиции в мировой экономике занимали США, которые определяли технический прогресс и в значительной степени — динамику мирового производства.
Выдвижение США в качестве экономического лидера произошло главным образом в результате их усилий по увеличению капиталовложений, развитию внутреннего рынка. Уровень производственных вложений с 1880 г. в США был в два раза выше, чем в Британии, бывшей в то время ведущей экономической силой в мире. К началу XX в. он достиг почти 16% ВВП.
В американской экономике сложились гигантские корпорации с профессиональным управлением, которые уделяли большое внимание нововведениям, что способствовало институционализации исследовательских работ. В ведущих университетах были созданы исследовательские отделы, в которые приглашались известные ученые из Европы. В 1921 г. в США на исследовательские цели использовались 0,2% ВВП.
Исследователи выделяют ряд факторов, предопределивших успех американского предринимательства: специализация производства за счет упрощения трудовых опреаций, разработка и внедрение правил предпринимательства, распространение и внедрение управленческой информации. Первый фактор позволил широко использовать неквалифицированную рабочую силу, специализация по операциям также позволила осуществлять прямой и эффективный контроль сверху. Управленческие правила создали возможность наблюдать и контролировать упрощенный процесс производства через пирамидальную структуру управления. На каждом уровне были тщательно определены и упрощены обязанности, так что высшие управляющие точно знали, что делается на каждой ступени производственной лестницы.
Важную роль сыграло и играет увеличение масштабов рынка как за счет развития его структуры, так и увеличения территорий. В 1818 г. к США была присоединена Флорида, в 1840— 1850 гг. — захвачена 1/3 территории Мексики, в 1867 г. к ним перешли Аляска и Алеутские острова.
Наряду с усилением ведущих позиций США прошлый век ознаменовался неравномерным укреплением положения в мировом хозяйстве Германии и Японии. Самые большие скачки неравномерности экономического развития связаны с двумя мировыми войнами, которые, будучи следствием неравномерности экономического развития, еще больше обострили ее. Они способствовали усилению позиций США, на территории которых не велось военных действий и корпорации которых неслыханно обогатились на крови миллионов убитых и искалеченных. Неравномерность развития приводила к изменению места и роли отдельных стран в рассматриваемой подсистеме и мировом хозяйстве в целом.
Выдвинувшиеся вперед по экономической мощи страны добивались приведения своей политической роли в соответствие с возросшим экономическим потенциалом, что неизбежно вело к борьбе за передел сфер влияния. Сдвиги в соотношении сил приходили в противоречие со сложившимся экономическим и территориальным разделом мира. Основным способом территориального передела было применение военной силы.
Тенденция к выравниванию уровней развития. Во второй половине XX в. механизм действия неравномерности приобрел ряд новых черт. В тот период усилился процесс сближения уровней производительности труда по отношению к ведущей стране. Коэффициент сближения уровней производительности труда составил 2,11 в 1950—1973 гг., понизившись до 1,32 в 70—80-е годы. Важнейшим итогом этого процесса явилось относительное ослабление позиций США в индустриальной подсистеме мирового хозяйства. Существенно сократился их удельный вес в ВВП, в промышленном производстве, торговом обороте и заграничных инвестициях.
Резко возрос экономический потенциал Японии, превратившейся во вторую экономическую державу мира. После поражения во Второй мировой войне она оказалась отброшенной примерно на четверть века назад, но, развиваясь самыми высокими темпами, за короткий срок обогнала Британию, Францию и Германию. Быстрое развитие других стран привело к ослаблению доминирующих позиций американского центра силы среди индустриальных стран Запада и мира в целом.
В конце прошлого века отмечалось определенное увеличение различий в уровнях экономического развития индустриальных стран. В 50—60-е годы разрыв между крайними десятью странами уменьшился с 5,1 до 2,4, однако в дальнейшем возросшая цикличность производства, имевшая различную глубину и продолжительность в отдельных странах, несколько увеличила дифференциацию. Вместе с тем в группе промышленно развитых стран сохранялась относительная стабильность положения отдельных стран по уровню развития. Об этом свидетельствует состав стран, входящих в нижнюю группу. В 50-е годы в нее входили Португалия, Греция и Япония, в 60-е годы — ЮАР, Португалия. Греция, в 90-е годы — ЮАР, Португалия, Греция. Из низшей группы удалось подняться вверх только Японии.
На динамичное соотношение сил между центрами деловой активности оказывает влияние «вторая экономика», под которой понимается комплекс зарубежных предприятий ТНК. С 1960-х годов зарубежное производство ТНК стало одним из основных средств борьбы за внешние рынки. Размеры американской «второй экономики» более чем в 2—3 раза превосходят объем подобного производства Германии, Франции, Италии, Японии, исключая Британию. Внедрение ТНК в национальные хозяйства других стран дает странам базирования ТНК определенные экономические и политические рычаги влияния на конкурентов.
Влияние ведущих центров экономической активности через движение капитала, внешнюю торговлю, валютные отношения распространяется на весь мир. Несмотря на разнонаправленное перекрещивание их интересов, с известной долей условности можно говорить о преобладающем влиянии США на Латинскую Америку, ЕС — на Африку, Японии — на страны АСЕАН. Вместе с тем нужно отметить, что влияние центров на мировой воспроизводственный процесс, на мировую политику асимметрично, что объясняется их разными экономическими, политическими и военными весами. Германия и Япония в основном выступают как региональные силы. Они сами находятся в сфере интересов американского капитала, в определенной системе военно-политических соглашений. Бесспорна военная гегемония США, которые, располагая в мире подавляющим военным превосходством, создали глобальную сеть военных баз и объектов, включая территорию Западной Европы и Японии.
Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 697;