Основные пути повышения плодородия почвы
«Новые земли обычно более плодородны, чем старопахотные, особенно в первые годы, после их освоения.
Значит, пока растения на целинной или залежной земле росли сами по себе, когда почву не пахали, она не обеднялась, а обогащалась.
Стоило эти участки распахать и начать возделывать культурные растения, как… плодородие начинало заметно убывать.
Агрономическая наука долго объясняла это тем, что на залежах растут многолетние травы, а после распашки — однолетние. Многолетние растения могут создавать и восстанавливать плодородие, а однолетние только разрушают его.
Подтверждением тому служили травопольные севообороты… Многолетние травы, за относительно короткий срок, действительно заметно увеличивают плодородие. Этот факт неоспорим, и мы не собираемся возражать.
«…Но, поскольку наука была убеждена в неспособности однолетних растений повышать плодородие, она и не могла предложить ничего другого, как только травопольные[53] севообороты».
Специальные наблюдения показали, что положительное действие многолетних трав проявляется только 1-2 года. Значит, возвращаясь на своё место только через 6-8 лет, они не могут ни приостановить падение плодородия, ни, тем более, увеличить его.
Почему же, именно однолетники считаются разрушителями плодородия?..
«Все растения, как однолетние, так и многолетние, состоят из одинаковых веществ, которые могут превращаться в перегной. Дело только в условиях, в которых разлагаются корневые и пожнивные остатки этих культур. А они — совершенно разные».
Многолетники растут несколько лет, и почва не пашется. Корни разлагаются в плотном слое, воздуха мало, и постоянно прикреплены к частицам почвы. Под однолетниками почва пашется, воздуха много, частицы почвы смещаются, перетираются, и органика сбрасывается на дно борозды.
«Если бы остатки однолетних растений разлагались бы несколько лет тоже без вспашки, в уплотнённом верхнем слое, то и они увеличивали бы её плодородие.
Получается, что, без участия человека, растения улучшают почву, а при его вмешательстве — разрушают».
Если учитывать законы природы при обработке почвы, растения могут кормить и нас, и почву — они создают всего с избытком. И однолетние, и многолетние. Знака равенства между ними ставить не следует — надо это детально изучить.
Но, если признать, что все растения — многолетние, однолетние, злаковые, бобовые — могут оставлять после себя почву более плодородной, чем она была,то вопрос о прогрессивном поднятии плодородия станет виден яснее.
Есть ещё важнейший вопрос. Мы заботимся о том, чтобы корни проникли глубже, рыхля почву и заделывая вглубь удобрения. В природе — всё наоборот!
«В естественных условиях растения основную массу корней располагают у поверхности почвы. Переплетаясь, корни создают, своего рода, войлок, который постепенно утолщается, превращаясь в дернину.
Почему это происходит? Очевидно, потому, что корни у поверхности больше находят для себя пищи, тепла, влаги и воздуха».
Суть безотвальной системы: в подражание природе, верхний слой почвы постоянно держат на поверхности. Для этого, созданы специальные орудия, и, прежде всего, плуг для безотвальной обработки.
На поверхности накапливается органика, а, в то же время, под поверхностью работают корни культурных растений. Поле, как степь, одновременно создаёт и урожай, и перегнойный «дёрн» для себя.
По сути, Мальцев соединил несоединимое: залежный покой поля с его обычной эксплуатацией.
«Если поставить однолетние растения в сравнительно одинаковые условия с многолетними травами, то есть, сеять без вспашки, а лишь, при поверхностной обработке, мы, тем самым, создаём на хлебном поле некую почвенную лабораторию, подобную той, что действует в естественных условиях, формируя чудодейственный дёрн».
Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 952;