Философия здоровья человека.
Философия здоровья рассматривается комплексно, как единство здоровья природы (окружающей природной среды), здоровья общества и здоровья человека. Считаем, что такой подход совершенно необходим, поскольку, с одной стороны, как бы ни сохранял и улучшал свое здоровье отдельный человек, он не сможет добиться желаемых устойчивых и долговременных результатов, если будет жить в больном обществе, пронизанном социальными противоречиями экономического, политического, духовного плана и пр. Это объясняется тем, что отдельный человек есть элемент и субъект социальной системы - общества (государства, социального слоя и т.п.). Поэтому здоровье или нездоровье всей социальной системы, общества обязательно отражается и на элементах данной системы - на людях. С другой стороны, материнской средой существования и человека, и общества в целом является природа. Следовательно, человек и общество могут быть здоровы лишь в том случае, если не нарушена и не разрушена материнская природная среда их существования, соответствующие биогеоценозы, природные ландшафты планеты. Таким образом, полагаем, что рассмотрение здоровья природы совершенно необходимо для комплексного понимания проблемы здоровья и для практического оздоровления населения. Тогда выделяем три основные блока философии здоровья: философию человека, или гомовалеологию, философию общества, или социовалеологию, и философию природы планеты, или геовалеологию.
Ф. Бэкон (1561—1626) относил здоровье к одному из главных человеческих благ, которыми обладает человеческое тело. Значительную ценность приобретает призыв английского философа к познанию человеком собственного организма для сохранения здоровья, ибо «собственные наблюдения человека за тем, что ему хорошо, а что вредно, есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья».
Как и Ф. Бэкон, Р. Декарт (1596—1650) призывал к изучению особенностей собственного организма с целью сохранения здоровья и продления жизни с помощью медицинского знания. Не обошел своим вниманием проблему здоровья и Б. Спиноза (1632—1677), который указывал, что «здоровье - немаловажное средство», но существует настоятельная необходимость в построении теоретической медицины в целом. Ламетри (1709—1751) рассматривал здоровье как «самое существенное состояние для жизни» и в конечном итоге связывал его, наряду с «хорошим телосложением», и со «счастьем человека». В то же время состояние здоровья, по его мнению, «может изменяться благодаря воспитанию и получать из этого источника свойства, которых она (телесная организация) от природы не имеет ». В свою очередь, Гольбах (1723—1789), отмечая целостность организма, утверждал, что «человек здоров, когда твердые и жидкие части его тела содействуют достижению данной цели и при этом оказывают друг другу взаимопомощь».
60. Философско – этические проблемы в медицине (биоэтика).
Философские и этические проблемы в медицине имеют глубокие логические и исторические корни. Они определяются прежде всего теми вечными проблемами, которые составляют сущность мировоззрения медиков - их отношение к жизни, здоровью, страданию, смерти. В философско-моральном плане проблема, например, страдания человека занимала мысли философов и медиков практически на протяжении всей истории развития культуры. Так, Аристотель называл страдания важнейшим фактором испытания мужества индивида. Впоследствии многие философы (стоики, Августин Аврелий, Ф. Бэкон, И. Кант) учили людей искусству избавления от страданий.
в Месопотамии высокий уровень врачебной этики поддерживался не только значительными размерами вознаграждения медиков за их труд, но и системой строгих наказаний, которые применялись по отношению к врачам, нарушающим медицинский этикет. В Древней Персии медикам законодательно предписывалось не только постоянно овладевать профессиональными навыками, совершенствовать знания, но и вырабатывать в себе этические качества: умение выслушивать больного, быть к нему предельно внимательным и т.д. По свидетельству древнегреческого историка Геродота (484-424 до н.э.), посетившего Египет в V веке до новой эры, в египетской медицине наряду с химическими, физическими и биологическими методами лечебного воздействия на больного весьма широко использовались морально-этические, в частности словесные, мимические и пантомимические. Древнегреческая медицина в ходе своего развития переняла многие мораль-но-этические достижения месопотамской, персидской и египетской практической медицины.
Среди заповедей древней медицины, дошедших до наших дней и известных каждому культурному человеку, одно из первых мест занимает призыв великого греческого врача и мыслителя Гиппократа «не навреди» (поп посеге), обращенный ко всем медикам. Аристотель считал, что сама культура дала людям уникальное оружие - интеллектуальную силу, но они нередко использовали это оружие не по назначению. Человек без нравственных устоев представляет собой существо дикое и несчастное.
Можно припомнить немало случаев из медицинской практики, когда неосторожное слово врача во время беседы с пациентом причиняло последнему сильную душевную боль, а иногда наносило и физический ущерб. Для обозначения этого явления в медицине существует даже специальный термин - «ятрогения». С ним связывают ныне практически все неправильные действия врача. Некоторые медики считают, что следует отражать в историях болезни все осложнения, которые были так или иначе вызваны словом или действием врача. Но это не совсем правомерно с морально-психологической точки зрения, ибо может сковать всякую врачебную инициативу.
Английский философ И. Бентам (1748-1832) первым предложил обозначать медицинскую этику термином «деонтология», для указания на нравственное долженствование врача. Уже тогда ее принципы стали применяться при оценке наиболее сложных межличностных взаимоотношений медиков и пациентов, с учетом морально-этических традиций. Позже термин «деонтология» стал преимущественно медицинским, выражающим разнообразные формы этических требований к медицинским работникам при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.
Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 2080;