ВРЕДНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Слишком часто тенденция к экономическому и техническому развитию наносила вред экологии. Например, добыча полезных ископаемых может вызывать разрушение окружающей среды. В период "золотой лихорадки" в середине XIX в. в Калифорнии изменяли русла рек, чтобы рудокопы могли промывать золотоносный песок на дне. Рыба и другие речные богатства были уничтожены, а уровень эрозии значительно увеличился. В 1853 г. введение метода гидравлической разработки позволило рудокопам размывать холмы и даже горы в поисках драгоценного металла. Мощный поток воды, направленный" на склон холма, гнал тонны земли в желоба, где отстаивались самородки (Дасманн, 1972).
В настоящее время открытая добыча полезных ископаемых продолжает причинять вред окружающей среде. Разработка открытым способом предусматривает рытье гигантских котлованов на земле, содержащей руду, а не сооружение глубоких дорогостоящих шахтных стволов. Вызванное открытой добычей разрушение всей территории Аппалачских и Скалистых гор, полезность и естественная красота которых никогда не будут восстановлены, демонстрирует торжество неконтролируемых поисков энергии и утрату уважения к окружающей среде.
Но этим не исчерпывается вред, вызванный производством энергии. Из-за утечки нефти разрушается жизнь моря, загрязняются наши пляжи. Электростанции, где сжигают каменный уголь и газ, не только производят электричество, но и загрязняют все вокруг. Множество опасностей связано с ядерной энергией. Атомные станции вызывают повышение температуры воды в близлежащих реках или озерах, если в них выливается вода, используемая для охлаждения реактора. Общее повышение температуры воды может нанести вред подводной жизни и, следовательно, нанести ущерб рыбной промышленности. Более того, всегда существует угроза кризиса, подобного тому, что произошел на острове Трех Миль, (или позже - катастрофа в Чернобыле - ред.) когда в течение нескольких дней атомная станция едва не расплавилась.
Беспокойство по поводу использования ядерной энергии сосредоточило внимание общественности на общей проблеме радиации. Нет сомнения, что высокие уровни радиации вредны для людей и других форм жизни. Они могут причинить вред живым клеткам, разрушая химические связи между молекулами. Кроме того, они повышают опасность раковых заболеваний от других причин (например, от курения). Радиация может также способствовать изменению структуры генов - субклеточных единиц, отвечающих за наследственность. Большинство мутаций наносят вред, а многие из них могут вызывать выкидыши или врожденные дефекты. Последствия длительного воздействия низких уровней радиации все еще полностью не изучены.
Поиск новых видов энергии может влиять на социальную среду людей, находящихся на территории предприятий энергетической промышленности или поблизости от них. В странах Запада в результате экономического подъема возникли новые города с целыми рядами домов на колесах. Как правило, приезжие молоды, обладают высокой квалификацией и готовы часто переезжать с места на место в поисках высоких, заработков. Они с трудом ассимилируются в уже сложившихся общностях, предпочитающих традиционные жилые дома и образ жизни (Мэсси, Льюис, 1979). Местные жители обычно считают обитателей домов на колесах "отбросами общества". В прошлом (до экономического бума) члены старых общностей наслаждались относительной изоляцией от внешнего мира и образом жизни, характерным для небольшого города. Неожиданно они вынуждены конкурировать с пришельцами за жилье, работу и влияние. Обычно считается, что эти перемены происходят по вине "чужаков", и в результате может возникнуть конфликт между "старыми" жителями и "новопришельцами" (Гоулд, 1979).
Экономическое развитие опасно сказывается на качестве воды. Наша вода в значительной мере загрязнена промышленными отходами, а также в результате аварий. В водное пространство сбрасываются тяжелые металлы (свинец, медь, и др.), подчас в количествах, опасных для окружающей среды. Эти металлы влияют на деятельность ферментов, необходимых для жизни растений и животных. Выделения серы из шахтных стволов и дымовых труб могут вызвать сильные кислотные дожди, разрушающие многие формы жизни в прудах и озерах (Вагнер, 1971). Другие загрязнители не влияют на химический состав воды. Они просто оседают на дне рек или озер, образуя слои, состоящие из мелких частиц. Через некоторое время гибнет все живое на дне.
Поврежденные участки можно восстанавливать, как показал опыт англичан, пытавшихся очистить реку Темзу. Будучи одной из первых жертв загрязнения воды в наше время, Темза поглощала промышленные отходы еще с 1800 г., а использование реки в качестве огромного туалета было последним ударом. В Лондоне стали обычными эпидемии холеры; в 1856 г. (названном "годом великого зловония") шторы на окнах парламента пришлось пропитать дезинфицирующим средством (Грин, 1978). Темза оставалась фактически мертвой в течение целого века - исследование, проведенное в 1957 г., показало, что большую часть года на участке реки длиной в 25 миль кислород полностью отсутствовал. В начале 60-х годов британское правительство начало осуществление обширной программы очищения реки. Были усовершенствованы очистные станции вдоль реки и установлен строгий контроль промышленных выбросов. Постепенно Темза вернулась к жизни. Поднялся уровень содержания кислорода в воде, появились рыба и растения. Теперь, когда с поверхности воды снята очистная пленка, на берегах реки живут утки и лебеди. Люди снова поселяются у самой реки.
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 1093;