Становление и развитие национальной культуры в контексте формирования национальной идеи.
Обычно под термином «национальная культура» понимают совокупность традиций, морально-нравственных и правовых ценностей, достижений в науке и искусстве определённого народа. Однако в современной науке различают понятия «этническая культура» и «национальная культура», которые в обыденном сознании часто выступают как синонимы. Рассматривая этническую (национально-специфическую) культуру, необходимо иметь ввиду, что она представляет лишь одну из сторон существования культуры на определённой территории (например, на территории Беларуси проживают белорусы, поляки, русские, евреи и т.д., каждый народ в отдельности и представляет этническую культуру). Под национальной культурой в широком смысле понимают совокупность этнических культур, включённых в сферу влияния государство образующего этноса.
Специфику развития белорусской культуры обусловили следующие факторы:
- восточнославянская основа культуры и соседство с балтами;
- принятие христианства, сосуществование здесь православия, католичества, протестантизма, иудаизма;
- прочные культурные и политические связи как с западно-европейским регионом и особенно Польшей, с одной стороны, и восточноевропейской традицией, представленной Московским государством — с другой;
- формирование сословно-представительных органов власти, утверждение права на самоуправление городов, что свидетельствовало о предпосылках к формированию гражданского общества как сферы самоорганизации граждан;
- укрепление крепостничества, лишавшим каких-либо прав основную массу населения — крестьян;
- денационализация привилегированных сословий;
- длительный период борьбы за признание культурных, социальных и политических прав белорусского народа на его земле.
Среди исходных нравственных и общественных идеалов белорусской культуры можно выделить ценности: «лада», «правды», «воли». [3, c.74]
«Лад» – свободная братская общность и содружество в рамках локального сообщества (общины).
«Правда» (справедливость) — приоритет нравственных ценностей во взаимоотношениях (судить не по закону, а по справедливости).
«Воля» – миропонимание, в котором отсутствует развитое понятие порядка, личного начала.
Эти начала выразились как в формировании вечевых сходов, выражавших коллективное мнение общества, так и в абсолютизации роли и мнения «старшего» (князя, главы общины, старшего в роду или семье), хранящего порядок, отразились в жизни и творчестве Е. Полоцкой, К. Туровского и др.
В XV-XVIIвв. в культуре белорусского народа формируется активное личностное начало горожан и шляхты. Шляхта ограничивает единовластие монарха cеймом, где разные группировки шляхты отстаивают свои интересы, что в XVIв. не на долго привело к утверждению равенства прав христианских конфессий, a Статут 1588г. в интересах шляхты ВКЛ ограничил многие положения Люблинской унии 1569г.
Право городов на самоуправление отразило экономическое и политическое укрепление городских сословий, что, в конечном итоге способствовало получению в XVIIв. «привелеев», юридически закреплявших существование православной церкви несмотря на подписание в 1596г. Брестской церковной унии, предполагавшей подчинение православной церкви ВКЛ Папе Римскому.
Скорина, Будный, Гусовский, Смотрицкий были деятелями, которые отразили в своём творчестве изменения, происходившие в западно-европейской и белорусской культуре того времени. В местной восточнославянской культуре идеи совершенствования и развития личности посредством приобщения к знанию не привели к утверждению сугубо индивидуалистического начала, выделив человека из массы, направили его творчество на пользу коллективу, сохранив ценность таких понятий как трудолюбие, честность, коллективизм, взаимовыручка, справедливость, мужество.
Никола Гусовский в «Песне о мощи и дикости зубра и охоте на него» 1522г., писал:
Зубр, як мы лічым спрадвеку, хоць звер, але ж ратнік,
Ён прызнае перамогу, здабытую чэсна —
Сілай на сілу, урожкі, і мужнасць на мужнасць...
Тыя ж паданні сцвярджаюць, што трон верхавода
Дарма ў іх не даецца...
... Таму ў іх выручка: гуртам за кожнага ў статку,
Кожны ж — за гурт і за ўсіх, беспарадкаў — ніякіх.
Дужы са слабым уладай дзяліцца не стане,
Права царова ў чародах на пашы і ў спрэчках
Даў яму вопыт, набыты магутнаю сілай.
Франциск Скорина считал, что закон — универсальное средство руководства обществом, совершенствования его и воспитания людей всех сословий. Разделяя законы на «писанные» и «естественные», признавал приоритет естественных законов. Скорина считал, что естественные законы (законы морали) — главные законы для человека и общества (например, «… то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, и того не чинити иным всем, чего сам не хощети от иных имети.»). Писанные законы основываются на традициях и должны быть «почтивыи, справедливыи, потребныи». Франциск Скорина отрицал деспотизм, т.к. он держится на самоуправстве тирана, страхе и подхалимстве подчинённых. Одной из задач общества он считал образование и воспитание граждан-патриотов.
Гуманистические идеи характерны и для деятелей белорусско-национально-освободительного движения 19 – начала 20 вв. (К. Калиновский, Ф. Богушевич, А. Пашкевич, Я. Колас, Я. Купала, К. Каганец, Д. Жилунович, В. Ластовский, В. Игнатовский и многие другие. Они боролись за национальное равноправие и создание условий для улучшения жизни трудящихся Беларуси. Эти же идеи реализовывали в своей деятельности и такие исторические личности как К. Мазуров, П. Машеров. Огромная роль в созидании государства для народа и развитию лучших исторических качеств белорусов в сочетании с утверждением идей прав человека, белорусского суверенного демократического правового социального государства принадлежит первому президенту Республики Беларусь Александру Григорьевичу Лукашенко.
Историческое прошлое, воплотившись в системе ценностей, приоритетов, характере воспитания, взаимоотношений, обуславливает дальнейшее развитие государства и общества. Национальная идея может быть представлена концепцией, объединяющей все народы определённого государства на основе равенства и признания исторически сложившихся культурных и духовных ценностей. Например, «За сильную и процветающую Беларусь». Основным содержанием белорусской национальной идеи являются такие фундаментальные понятия, как: общечеловеческие и христианские ценности, национально-государственное самосознание, гражданственность, патриотизм, народовластие, уважение к людям других национальностей и конфессий, толерантность, гуманизм, трудолюбие и миролюбие.
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 2262;