Творческое воображение
В психологии выделяют основные приемы создания образов воображения:
1.Агглютинация. Это «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей. Например, русалка, избушка на курьих ножках, пегас, кентавр. В техническом творчестве – танк-амфибия; аккордеон.
2.Гиперболизация. Это не только увеличение или уменьшение предмета, например, великан и мальчик – с – пальчик, но и изменение количества частей предмета или их смещением: многорукие индийские богини, драконы, циклопы и т.д.
3. Подчеркивание каких-либо признаков или заострение. Это способ создания дружеских шаржей и злых карикатур.
4. Схематизация. При таком способе создания образа как бы сглаживаются различия, сливаются представления, черты сходства выступают на первый план. Пример – орнамент.
5. Типизация. Это выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Используется в литературе, живописи.
Течение творческого процесса предполагает возникновение множества ассоциаций. Направление, которое приобретает ход ассоциаций, оказывается, подчинено потребностям и мотивам творчества.
Специфическая особенность творческого воображения заключается в том, что оно отклоняется от привычного хода ассоциаций, подчиняя его тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые преобладают в данный момент в психике художника. И хотя механизм ассоциаций остается тем же (ассоциации по сходству, смежности или контрасту), отбор представлений определяется именно этими детерминирующими тенденциями.
История научных открытий располагает множеством примеров, когда воображение выступало одним из важнейших элементов научной деятельности. В самой психологии воображение так же используется. Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека.
Воображение выступает как отражение свойств личности человека, его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Этот факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании проективных психодиагностических методик.
Выводы:
1. Воображение–это высший познавательный процесс, используемый человеком при возникновении проблемной ситуации.Оно мотивируется потребностями личности.
2. Отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения, происходит в конкретно-образной форме.
3. Главная функция воображения – представлять результат труда до его начала
4. Виды воображения: пассивное (воссоздающее и творческое); активное (преднамеренное и непреднамеренное).
Рекомендуемая литература:
Розет, И.М. Психология фантазии. – Мн.: Университетское, 1991. – 341 с.
Коршунова, Л.С., Пружинин, Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М., 1989.
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 994;