ИСТОРИЯ. Нравственность является одной из форм общественного сознания
Нравственность является одной из форм общественного сознания. Без норм нравственного поведения, определяющих обязанности человека по отношению к себе, близким, окружающим людям, немыслима жизнь человеческого общества. Особенное значение имеет нравственность в жизни
Церкви: идеалы христианской нравственности являются Богооткровенными, и их осуществление в жизни каждого члена Церкви приобретает первостепенное значение. Слова Спасителя; «Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!» — войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца моего небесного» (Мф. 7,21), говорят о том, что христианская нравственность является одним из условий спасения человека, залогом его вечной жизни в Царствии Отца Небесного. Отсюда задачей пастыря является раскрытие и разъяснение в проповеди правил христианской жизни и деятельности. Эта задача осуществляется посредством особого вида церковного учительства — нравоучительной проповеди. Именно гомилетическое наследие Церкви, по замечанию современного богослова-моралиста, содержит обильный материал, включающий практический пастырский опыт религиозно-нравственного воспитания членов Церкви*.
Самая древняя форма церковного нравоучения — нравоучительная гомилия. Нравоучительная гомилия появилась в апостольскую эпоху. Христиане первых веков являли всему миру новую жизнь, во всем отличную от старой, языческой, доказывая этим, что сущность христианства — в духовном возрождении и нравственном обновлении человека. Эта истина и нашла отражение в древней гомилии.
Замечательный пример древней гомилии представлен в Дидахи («Учении двенадцати апостолов»). По своему характеру — это нравоучительное творение. В нем содержатся наставления о двух путях — жизни и смерти, указания относительно таинства Крещения, постов, милостыни и совершения Евхаристии. Изображая пути жизни и смерти, проповедник дает подробные наставления нравственного характера относительно повседневной жизни христиан,их обязанностей по отношению к Церкви, обществу, близким. От этих нравоучений веет неподдельными простотой и сердечностью, которые были так характерны для членов первых христианских общин. История сохранила и другие памятники церковного нравоучения: это — послания-про-
поведи известных учителей Древней Церкви священномучеников Игнатия Богоносца и Климента Римского. «Есть как бы две монеты, — пишет епископ Игнатий в послании к Магнезийцам, — одна — Божия, другая — мирская, и каждая из них имеет на себе собственный образ: неверующие — образ мира сего, а верующие в любви — образ Бога Отца чрез Иисуса Христа». Главную мысль этого нравоучения можно выразить словами самого автора: «Научимся жить по-христиански»**. Подобные мысли можно найти и в посланиях Климента, епископа Римского, который увещает христиан исповедовать Христа «делами, взаимною любовью, не прелюбодеянием, не злословием друг на друга, не завистью, но воздержанием, милосердием, добротою; мы должны сострадать друг другу и не быть сребролюбивыми»***. Указанные свидетельства не оставляют сомнений, что в первые два века христианства большая часть богослужебных и внебогослужебных проповедей имела характер пастырских нравоучений.
Большое значение для дальнейшего формирования этого вида церковной
* Архим. Платон. Православное нравственное богословие. ТСЛ, 1994, с.10.
** Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1978,СС.112-113. *** Там же, с.87
проповеди имела изъяснительная гомилия, посвящаемая истолкованию текстов Священного Писания. Смысл исследуемого священного текста всегда
давал проповеднику повод сделать нравоучение. Так, одной из нравоучительных идей для проповедников III века была идея уподобления Богу и внутреннего единения с Ним. Согласно этой идее, проповедники призывали слушателей к освобождению от всех недостатков чувственного, плотского образа жизни, научая строгому соблюдению норм христианской нравственности и благочестия.
Расцвету нравоучительной проповеди способствовало учительство христианских аскетов и подвижников — преподобных Антония Великого, Макария Великого, аввы Исаии и многих других. Их проповеди отображают внутренние процессы, происходящие в душе христианина при усвоении истин евангельской нравственности, и прежде всего внутреннюю борьбу духа, о которой апостол Павел сказал: «В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7,23). Способы борьбы с грехом и властью диавола, пути стяжания благодати и духовного преуспеяния составляют основное содержание нравственно-аскетической проповеди. По образному выражению проф. Н.Барсова, эта проповедь содержит наставления
по «анатомии и патологии, фармакологии и диетике души человеческой»*. Особенная ценность этих поучений в том, что в них запечатлен собственный духовно-нравственный опыт великих христианских подвижников, приобретенный ими в жестокой борьбе с грехом и духами злобы. Наивысшего расцвета нравоучительная проповедь достигла в IV веке. К выдающимся представителям этого гомилетического направления следует отнести святителя Василия Великого, который в своей проповеднической деятельности предстает прежде всего как проповедник-моралист, нравоучитель. К нравоучительным проповедям следует отнести его два слова о посте, слово во время голода и засухи, слова: о зависти, о упивающихся, о смиренномудрии, о благодарении, о том, что не следует прилепляться к житейскому и другие. Главной нравоучительной идеей Святителя является мысль о том, что человек является в мир ни добрым, ни злым от природы, но становится тем или другим по своей свободной воле. Поэтому первым условием истинно христианской жизни должно быть свободное стремление к доброделанию. Святитель отрицает мнимую врожденную неспособность человека к добру, настаивая на необходимости свободного нравственного подвига христианина, деятельного стремления к святости. Вторая не менее замечательная мысль великого проповедника заключается в том, что нравственность христианина состоит в благочестивой настроенности его души и непорочности сердца, в стремлении к внутреннему духовному
* Барсов Н.Лекции по Гомилетике, 1886.с.10
самоусовершенствованию. Этот источник праведности и святости он ставит выше внешних дел благочестия — поста, молитвы, произвольной нищеты и целомудрия.
Для нравоучений Святителя характерны необыкновенная изобразительность речи, художественность и ясность описаний. В его словах мы можем найти изображение гневливого, завистливого, любостяжательного, смиренного, кроткого и ряд других характеров и типов. В своих речах святитель Василий Великий предстает перед слушателями как замечательный знаток души человеческой. Для его нравоучений характерна психологическая углубленность: он изображает не только внешние действия человека, но и описывает его мысли, чувства, настроения. По силе нравственных увещаний, по остроумию и глубине суждений нравоучительные проповеди Святителя, безусловно, являются замечательным образцом церковного ораторства.
Неоценимый вклад в дело религиозно-нравственного воспитания членов Церкви внес святитель Иоанн Златоуст. Его нравоучения — неисчерпаемый источник для назидания христиан всего мира. Целью его жизни и пастырской деятельности было приведение к Богу и спасение душ человеческих. Этой цели он посвятил все свои богодарованные силы и таланты и сам дар красноречия. Особенное место в проповеднической деятельности великого Святителя занимают нравообличения. Исследователи его творений утверждают, что он не оставил ни одного уклонения от пути истины и святости без обличения. Особенно вооружался Святой против гордости, богохульства, роскоши, сладострастия, скупости, языческих нравов и суеверий. Эти нравоучения имеют непреходящее значение: «они как бы произнесены в наше время, и потому каждый верующий может найти
в них для себя неоценимый урок»*.
Большую пользу проповеднику христианской нравственности может принести труд святителя Григория Богослова «Правило пастырское». В этом труде отец Церкви наставляет пастырей сообразоваться с нравственным устроением своих слушателей. Святитель пишет о том, что иначе следует поучать самонадеянных и дерзких, а иначе малодушных и робких, иначе нетерпеливых, иначе терпеливых, иначе доброжелательных, иначе завистливых, иначе простодушных и откровенных, а иначе хитрых и лукавых и т.д. Подобные наставления составляют 42 главы указанного творения. В этих наставлениях виден тонкий психолог, ведающий недуги душ человеческих и безошибочно определяющий необходимое духовное врачевство.
Трудно переоценить значение святоотеческих нравоучений в деле церковного учительства. «Мы можем сказать, — пишет проф. Н.Барсов, — что аскетическая мораль отцов была первоначальным зародышем того нравственного перерождения, которое Церковь произвела в мире».
* Св. Иоанн Златоуст,Творения,т.3.Изд.Сойкина. сс.3-4
Дальнейшее воспитание нравственности христианского общества происходило на почве святоотеческой этики, и, несомненно, все лучшее в этой области явилось ее спасительным плодом.
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 938;