ПОВЕДЕНИЕ ПРОПОВЕДНИКА НА АМВОНЕ
(МИМИКА И ЖЕСТЫ)
Кроме правильного произношения, выразительности речи проповедника много содействует его поведение на амвоне. Благодаря внешним действиям осуществляется психологическая связь пастыря со слушателями. Мимика, взгляд, движение тела, жесты говорящего сообщают большую выразительность слову и в какой-то мере дополняют его. Все это совершается у проповедника само собой, но может, по словам прот. И. Фаворова, «получить особое значение и достоинство, когда делается сообразно с требованиями образованного вкуса». Именно поэтому ораторское действие в древности называлось телесным красноречием*. Одно из первых гомилетических наставлений относительно поведения проповедника на амвоне находим в творениях св. Григория Богослова. Согласно св. Григорию, походка проповедника должна быть твердой, улыбка приятной, мягкость должна соединяться с мужеством, суровость с твердостью. Подобные замечания содержатся и в творениях преп. Исидора Пелусиота. В одном из своих писем он проводит мысль о том, что жесты,
* Фаворов Н., прот. Руководство…,с.161.
мимика проповедника помогают слушателям уяснить спасительный урок. «Душа поучающих право и трудолюбиво, — учит св. отец, — прежде всего выказывает благоговение в очах (потому что в них много поощряющею к слову); потом бровями придает значение смыслу уроков». В отечественных гомилетических источниках также можно найти указания по данному вопросу. В основном это не положительные установки, а правила запретительного характера. Так, в «Духовном регламенте» говорится: «Не надобно проповеднику шататься вельми, будто в судне веслом гребет. Не надобно руками всплескивать, в боки упираться, подскакивать, смеяться и рыдать; но хотя бы и возмутился дух, надо унимать слезы»* .
Как видно, вопрос о поведении пастыря на амвоне был весьма актуален во все времена: в древности существовал соблазн подражания приемам языческих ораторов, в средние века — эмоциональности западных проповедников. В связи с этим данная тема весьма подробно рассматривалась во многих гомилетических руководствах. Уделим посильное внимание этой теме и мы. Нельзя предписывать проповеднику, какими должны быть выражение его лица и глаз, движение тела и рук; подобные предписания приведут к искусственности действий проповедника, что на амвоне недопустимо. Весь его внешний облик, все действия и движения должны сообразовываться с внутренней силой духа, быть естественным отражением мыслей и чувств. Однако краткие рекомендации на данную тему будут весьма полезны для начинающих. Проповедник должен приучать себя к разумной умеренности и сдержанности на амвоне, избегать неприличных положений тела, знать границы естественных проявлений своих чувств. Общее правило для проповедников относительно внешнего поведения — избегать крайностей: нехорошо, когда его внешность безучастна к содержанию собственной речи, но еще хуже, когда на амвоне позволяется недопустимая вольность.
Во время произнесения стан проповедника должен держаться в обычном положении, какое характерно при общении с окружающими. Можно выступать несколько вперед, а иногда отступать назад, обращаться в правую и левую стороны — это все надо делать спокойно, без резких и быстрых поворотов. Не следует слишком наклоняться вперед (при чтении текста проповеди), или слишком наклоняться назад. Голову следует держать прямо и при поворотах в ту или другую сторону обращать ее к слушателям вместе со всем корпусом. Неприлично кивать головой, а также держать ее высоко или низко.
Большое значение имеет выражение лица проповедника. Лицо часто называют зеркалом души, в этом зеркале ясно и убедительно отражается внутреннее содержание человека. При обычной беседе, естественной и непринужденной, лицо постоянно меняет свое выражение: радость, задумчивость, серьезность, печаль, удивление постоянно сменяют друг друга.
* Духовный регламент. М., 1904, с.69.
Таким же естественным должно быть и выражение лица проповедника. Однако никакое проявление чувств (за исключением редких случаев) не должно переходить определенные пределы — во всем должна быть скромность, степенность, сдержанность. Залог естественности — вдумчивое отношение к содержанию проповеди, вживание в него. В этом случае мимика пастыря будет соответствовать его собственным мыслям, чувствам и, наконец, самим словам его проповеди. В противном случае выражение лица проповедника будет говорить одно, а уста — другое. Глаза проповедника должны быть умеренно открыты, взгляд сосредоточен и постоянно обращен к слушателям. Однако не следует смотреть в одну точку, на один какой-либо предмет или лицо — это может вызвать смущение слушателей. Своим взором проповедник должен охватывать весь храм. всех слушателей. Не следует смотреть слишком высоко, так же как не следует и устремлять взор книзу. Иногда бывает, что при сильных движениях чувств взор проповедника невольно увлажняется слезой. Это непредосудительно, однако лучше удерживаться от слез и уметь владеть собой при самых искренних и живых порывах души и сердца.
Движения руками или жесты, являясь выразителями нашего внутреннего состояния, как бы подчеркивают наше слово, сообщают ему большую выразительность. В обыденной жизни жесты нередко оказывают решающее влияние на слушателей: умелым движением рук успокаиваются страсти, внушается мужество, поддерживается внимание, самообладание. Чем возвышеннее мысли и внутреннее состояние человека, тем достойнее и прекраснее должны быть его жесты. Поэтому жесты проповедника, возвещающего о великих тайнах благочестия, требуют особого внимания к ним. Главные требования к жестам — естественность и живость. Однако при всем этом в жестах проповедника не должно быть ни малейшей нескромности, вольности или развязности. Нельзя проповеднику, как замечает прот. Н. Фаворов, входить в азарт, грозить пальцем слушателям, ударять себя в грудь, размахивать руками, подпирать подбородок руками и т.д. Чтобы избежать подобных погрешностей, каждый проповедник, особенно молодой и неопытный, должен помнить, что без жестов на амвоне можно вполне обойтись. В заключение следует сказать, что достоинство всех вспомогательных средств в произнесении проповеди, указанных выше. определяется прежде всего естественностью и благоговейностью. Дело здесь не столько в специальной гомилетической подготовке, сколько в духовно-нравственном состоянии пастыря. Если в его душе обитают глубокая вера и благочестие, то эти достоинства найдут подобающее выражение и в голосе, и в выражении лица, и в жестах.
Рассмотрев в отдельности наиболее характерные элементы внешнего действования проповедника на амвоне, опишем сам акт этого действования. Начинающие проповедники должны обращать внимание на саму манеру выхода на амвон: выход должен быть неторопливым, уверенным, достойным великого дела церковного благовестия. Подойдя к Царским вратам (если проповедь произносится после запричастного стиха), осенив себя крестным знамением и сделав поясной поклон, проповедник поворачивается лицом к пастве. Вновь осенив себя крестным знамением, он отчетливо и благоговейно произносит: «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Опытные проповедники советуют особенно хорошо подготовить первые слова проповеди и произнести их отчетливо, спокойно и торжественно. В эти первые минуты появления на амвоне проповедник должен овладеть собой. Овладев собой с самого начала, он обычно без особых затруднений ведет речь до конца. Силу своего голоса пастырь должен сообразовывать с величиной храма, его акустикой, а также с количеством слушающих. Вне зависимости от этих внешних условий при каждом своем выходе на амвон он должен заботиться и о богатстве интонации, и о выразительности дикции, и о сердечности и искренности своей речи. Телесные движения проповедника, особенно начинающего, должны быть очень скромны: можно действовать только головой и глазами, обращаясь в ту или другую сторону. Взор лучше всего направлять к самым отдаленным слушателями — тогда он охватывает всех слушателей вообще. Движения руками рекомендуется ограничивать пределами от локтя (у корпуса) до конца пальцев.
Во всех действиях проповедника на амвоне должна быть полная естественность и искренность. «Фальшь, наигранность, искусственная приподнятость тона здесь нетерпимы, — пишет профессор прот. А. Ветелев. — По-этому когда мы говорим о голосовых средствах, то имеем в виду не мастерство ораторского произношения, всегда содержащего в себе элемент искусственности, а естественность и полноту одушевления во внутреннем и во внешнем слове проповедника. Эта естественность и полнота одушевления, приподнятости духа, накопленная недельной подготовкой проповеди, сама в себе находит силу и выразительность голоса и сердечную задушевность тона»*.
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 947;