ЧТЕНИЕ, ЗАУЧИВАНИЕ, ИМПРОВИЗАЦИЯ, ЭКСПРОМТ).
Согласно древней церковной традиции, различают два способа сообщения проповеди: чтение («прочитывание»)* и изустное произнесение («сказывание»). Рассмотрим каждый из этих способов. Решение вопроса о том, каким способом сообщать проповедь слушателям, зависит прежде всего от личных способностей, уровня образованности и проповеднической опытности самого пастыря. Блаж. Августин пишет об этом так: «Есть люди, которые могут хорошо произносить проповеди, но не могуг придумать того, что произнести, — не могут сами писать проповедей. В таком случае нет греха и бесчестия — заимствовать у других мудро и красноречиво написанные поучения»**. К этой категории проповедников надо отнести также и тех, кто только приступает к проповедническому служению и при этом не получил соответствующей подготовки. Таким лицам на первых порах следует настоятельно рекомендовать чтение готовых проповедей. Попытка действовать «на удачу», не соизмеряя личных возможностей с высотой и ответственностью церковной проповеди, может привести к негативным последствиям и подорвать авторитет начинающего проповедника в глазах слушателей. Однако чтение проповеди оправдано только в том случае, когда проповедник не имеет возможности использовать более совершенные способы сообщения проповеди. Чтение рассчитано на неподготовленных пастырей и может быть использовано как вынужденное средство церковного учительства, ибо имеет много негативных сторон. Оно препятствует живому общению между проповедником и слушателями, сковывает пастыря на амвоне, «привязывает» глаза к тексту проповеди, делает речь бесцветной, сухой, совершенно чуждой той привлекательности, какой отличаются свободно произносимые проповеди. Поэтому как бы выразительно ни читал свою проповедь пастырь, его речь много теряет в своем воздействии на паству, а сам пастырь — в авторитете проповедника. Всех этих недостатков можно избежать при использовании более совершенного способа сообщения проповеди. К такому способу следует отнести изустное произношение проповеди. Этот способ разделяется на несколько видов: произнесение наизусть, импровизация и экспромт.
Среди начинающих проповедников наиболее распространенным является способ сообщения проповеди наизусть. О нем упоминается как в самой древней гомилетике — «Христианской науке» блаж. Августина, так и в современных гомилетических пособиях*** . Этот способ наиболее пригоден при первых опытах проповеднической деятельности. С одной стороны, он создает условия для свободы проповеднического действования на амвоне — мимики, жестов, телодвижений, с другой стороны, облегчает речь проповедника в условиях первых проповеднических выступлений: несмотря на большое волнение, механизм воспроизведения заученного чаще всего действует безотказно. Основополагающим является этот способ и в деле
* Типикон, гл.10. ** Блаж.Августин.Христианскаянаука,с.350.
*** Юрьевский А., свящ. Гомилетика Киев, 1903, с.343.
выработки проповеднического произношения — дикции, интонации и ритма речи. Начинающему проповеднику этой стороне гомилетической подготовки следует уделять особенное внимание. Поэтому заучивание проповеди должно преследовать двоякую цепь: запоминание текста и совершенствование произношения. Различают три метода заучивания: механический, рассудочный и смешанный. Механический способ, основывающийся на вербальной (словесной) памяти, является наихудшим и не совсем пригоден для церковного учителя. Рассудочным называется такой метод, когда в заучивании участвует не столько память, сколько мыслительная способность человека. При использовании этого метода рекомендуется иметь четкое представление о плане и порядке основных частей проповеди, выделять в ней главные мысли и наиболее важные места. Такое заучивание способствует осмысленному, а не механическому и поверхностному запоминанию проповеди. Самым целесообразным и надежным является так называемый смешанный способ заучивания. При этом способе принимает участие не только память и рассудочная способность, но и сердце проповедника: память воспринимает и сохраняет слова и выражения, разум исследует содержание, сердце проникается соответствующими содержанию благоговейными чувствами. Такую работу над проповедью справедливо назвать не заучиванием, а усвоением проповеди. Усвоение предусматривает мысленное воспроизведение того пути, которым шел проповедник при ее составлении. Такой метод способствует свободному владению содержанием проповеди, позволяет, в случае необходимости, уклоняться от заученного текста, что способствует образованию навыка проповеднической импровизации. Приступать к заучиванию следует сразу после составления проповеди, когда свежи и живы в сознании проповедника все мысли, входящие в состав поучения. При этом следует четко представлять в уме план и главные мысли и только после этого переходить к запоминанию всего содержания проповеди. Заучивать проповедь можно целиком, ежедневно прочитывая ее определенное количество раз и по частям до тех пор, пока не запомнится все содержание проповеди. Заучивать следует вслух с интонацией и логическими паузами, соответствующими смыслу предложений и слов. Не следует учить проповедь про себя, скороговоркой, ибо недостатки заучивания обязательно проявятся во время произнесения проповеди на амвоне. Поэтому заучивание проповеди должно состоять в громком и выразительном произношении слов, фраз и предложении. Если при произнесении на амвоне будет забыта какая-либо часть проповеди, этим не следует смущаться, а тотчас перейти к тому тексту, который хорошо содержится в памяти. Главное во время произнесения — сохранить в памяти нить рассуждений. Во время потери из памяти текста проповеди эта нить поможет выйти опять на заученный текст. Если же утеряна и нить рассуждений, то следует говорить что-либо общее на данную тему, пока не вспомнится забытое. Рассмотренный способ является основным средством для приобретения проповеднических навыков: он дает возможность проработать произношение каждого слова, каждой фразы в проповеди и прокладывает путь к свободному изложению мыслей — проповеднической импровизации. Ввиду указанных особенностей, этот способ следует назвать обучительным, обязательным для начинающих проповедников. Поэтому воспитанникам духовных школ следует начинать свои первые проповеднические опыты именно с заучивания проповедей на память. Получив навык в произнесении заученных проповедей, можно переходить к проповеднической импровизации.
Импровизация (от лат. слованепредвиденно, внезапно) — это такая проповедь, которая накануне прорабатывается лишь в общих чертах, а в момент произнесения характеризуется живым и свободным изложением уже выношенных в душе проповедника мыслей и чувств. Импровизация является высшим и наиболее совершенным способом сообщения проповеди. Этот способ был известен еще в эпоху святых отцов Церкви. Великие каппадокийцы и другие выдающиеся христианские проповедники произносили свои речи преимущественно способом импровизации. Так, в житии св. Иоанна Златоуста говорится, что антиохийцев особенно удивляло то, что Иоанн не читал своих проповедей, а произносил их от полноты своего сердца, вел живые изустные беседы со своими слушателями. Ничего подобного раньше не было в Антиохии, и никто еще никогда не проповедовал слова Божия без книги или свитка. Иоанн был первый такой необычайный проповедник. Поэтому не преминули явиться в церкви скорописцы, которые записывали за проповедником и записисвоипередавали многочисленным желающим. В гомилетической литературе импровизированные проповеди принято называть живым словом*. Живое слово стоит ближе к своему первоисточнику — благовестию Христа Спасителя и апостолов, проповедь которых всегда была живой и безыскусственной. Согласно данным Священного Писания можно отметить, что апостолы в своей деятельности отдавали предпочтение устному слову перед письменным. Даже находясь вдали от учеников и не имея возможности беседовать с ними, апостолы большую часть своих наставлений оставляли для устной речи. «Много имею писать вам — говорит ап. Иоанн Богослов, — но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2 Ин. 1,12). Предпочтение апостолами живой речи письменной нельзя отнести к разряду случайных явлений, ибо устная речь имеет вполне определенные преимущества. Во-первых, живое слово воспринимается слушателями лучше читаемого по бумаге (благодаря непосредственному влиянию на них личности пастыря); во-вторых, оно имеет обратную связь: проповедник видит, как реагируют слушатели на его слова, и в зависимости от этого строит свою речь. В этой связи блаж. Августин пишет, что до тех пор, пока пастырь не удостоверится в понимании слушателями его слов, он должен представлять исследуемый предмет с различных сторон. «Этого не в состоянии сделать такие проповедники, — пишет Святитель, —которые произносят поучения, заранее приготовленные и слово в слово затверженные на память» .
Импровизация требует от проповедника соответствующих способностей,
* Архиепископ Амвросий (Ключарев ). Живое слово. Харьков, 1892.
образования и проповеднического опыта. Проповедник-импровизатор должен обладать быстротой мышления и живостью восприятия. Именно от этих способностей зависит быстрота нахождения нужных мыслей, подбор соответствующих слов. Однако эти способности сами по себе недостаточны для успеха в проповеднической деятельности. Импровизатору необходимо иметь соответствующее образование и подготовку: ум должен быть обогащен познаниями из области христианского ведения, память — соответствующим этому ведению лексиконом. Лучшим средством подготовки импровизатора является чтение церковной литературы, обдумывание, а затем свободный пересказ прочитанного.Желающий произнести импровизированную проповедь перед выходом на амвон должен проделать определенную работу: определить предмет проповеди, обдумать в общем и деталях ее содержание, наметить план речи. Даже опытный проповедник не должен выходить на амвон без предварительного обдумывания проповеди, действовать на удачу. В этом случае ему грозит опасность произнести бессодержательную речь, которая произведет отрицательное воздействие на слушателей. Первые опыты импровизации должны посвящаться предметам не очень трудным для передачи их слушателям. Они могут заимствоваться из священной истории, житий святых, истории христианских праздников. В обязательном порядке следует составить план импровизированного выступления, без которого речь проповедника не будет последовательной и понятной. План проповеди следует записать на бумаге. При этом способе сразу вырисовывается общая картина проповеднического выступления и делаются явными слабые места и просчеты в построении речи. Начинающему импровизатору можно рекомендовать использование плана-конспекта произносимой проповеди. Текст такого плана может лежать на аналое и проповедник должен пользоваться им помере необходимости. Каждая проповедь, каким бы способом она ни произносилась, вызывает у пастыря известную степень волнения и нервного напряжения. Это состояние иногдавыражается во внешних действиях, торопливости речи. Поэтому опытные гомилеты советуют перед выходом на амвон иметь готовыми первые слова своего выступления. Начало проповеди должно быть слегка замедленным, с небольшими паузами. Этот прием следует рассматривать как акт подчинения душевных движений воле проповедника. Неторопливость способствует также лучшей адаптации проповедника на амвоне. Ровное и уверенное начало задает психологический тон всей речи проповедника, создает уверенность и спокойное настроение духа. Не следует проповеднику смущаться и тогда, когда перед самым выходом на амвон он не сможет ясно представить себе все главные мысли своей речи: хорошо усвоенная первая мысль, ввиду логической связи, повлечет за собой воспроизведение и остального содержания проповеди. Не застрахован импровизатор и от внезапной потери мысли во время произнесения проповеди. В таких случаях рекомендуется тот же прием, что и при произнесении проповеди наизусть: надо обратиться к любой мысли, которая более или менее соответствует излагаемому предмету, и продолжать речь. Через несколько минут или даже секунд в сознании импровизатора обычно восстанавливается представление об утерянных элементах проповеди. Продолжительность импровизированной проповеди определяется личными способностями и навыками проповедника. Однако, согласно мнению опытных гомилетов, время произнесения пастырской речи не должно превышать 15—20 минут. Кроме личных качеств пастыря, большое влияние на продолжительность проповеди оказывает состояние слушателей и напряженность их внимания. Импровизированная проповедь, обращенная к простому народу, не должна продолжаться более 7—10 минут. Импровизацию можно назвать основным способом сообщения проповеди, к овладению которым должен стремиться каждый проповедник. Кроме благотворного воздействия на слушателей живого слова, этот способ имеет преимущества и по отношению к самому проповеднику. Он является самым экономичным в плане затрат времени и интеллектуального труда проповедника. Обдумывание, «вынашивание» проповеди может, конечно, длиться от одного до нескольких дней, однако непосредственная умственная работа по составлению плана выступления ограничивается обычно несколькими часами. При большой занятости приходских пастырей и постоянной нехватке времени этот фактор при выборе способов произнесения
имеет решающее значение. Наиболее простой и доступный способ овладеть проповеднической импровизацией — это частая беседа с паствой, краткие, но, по возможности, частые наставления с амвона. Постепенность в овладении способами пастырского благовестия, постоянный труд на ниве церковного учительства — залог успеха в проповеднической импровизации. Экспромт. Различные обстоятельства пастырской практики могут быть причиной особого способа сообщения проповеди, называемого экспромтом. Экспромт (от лат. — готовый; скорый) — это мгновенно возникающая проповедь. Характерным примером применения данного способа является следующий случай из проповеднической практики св. Василия Великого. Однажды, проводя беседы на темы «Шестоднева», Святитель предложил за вечерним богослужением учение о рыбах и о всех плавающих. На другой день он перешел к изъяснению библейского учения о наземных животных, но вдруг замолчал. Причину этого объясняет сам проповедник. «Для чего, — говорится в 8-й беседе, — при обильном течении слова, молчал я немалое время, удивляются, может быть, многие. Но внимательнейшим из слушателей, конечно, известна причина, по которой прервана речь. Из чего же это видно? — Из того, что они, взглядывая друг на друга и подавая друг другу знаки, обратили на себя мое внимание и привели мне на мысль опущенное мною... Говорили мы о плавающих, сколько позволило вечернее время, а сегодня перешли к исследованию живущих на суше; но забыты нами птицы, занимающие середину между теми и другими. Поэтому... необходимо возвратиться назад». Отсюда видно, что учение св. Василия Великого о птицах было изложено экспромтом. Причиной экспромтов Святителя могли быть и различные внешние обстоятельства. Так, в 21-м слове он, говоря о том, что не должно прилепляться к житейскому, вдруг, по желанию слушателей, переходит к пожару, бывшему накануне возле церкви. Такой переход от одного предмета к другому, сделанный по непредвиденным обстоятельствам, конечно же, не мог быть предусмотрен проповедником заранее. Признаки экспромта можно заметить и в проповедническом творчестве св. Григория Богослова. Наиболее ярко эти признаки выражены «В слове на Пасху и о своем замедлении».
Современная пастырская практика также предоставляет немало поводов для проповеднических экспромтов. Так, при совершении треб, в том случае, когда это необходимо, следует делать соответствующие наставления молящимся. Кроме внешних причин, побуждением к экспромту может служить и внутренний источник — желание пастыря поделиться со слушателями внезапно возникшими во время богослужения благочестивыми мыслями и чувствами. Поводом для этого может быть чтение Евангелия, отпевание умершего, исповедь говеющих и другие обстоятельства. Экспромт является не обычным, а особым способом произнесения проповеди, допускаемым лишь в исключительных случаях. Этот способ требует от проповедника больших знаний, пастырской и проповеднической опытности. Залогом успеха такого проповеднического выступления должна быть молитва и надежда на помощь Божию. По этому поводу блаж. Августин говорит так: «Кто желает и сам научиться, и других учить, тот пусть изучает предметы наставления, пусть приобретает способность говорить, как прилично церковному лицу, но в самую минуту сказывания пусть лучше приводит себе на мысль слова Господа: не пецытеся како или что возглаголете... (Мф. 10,19—20). Когда Дух Святой глаголет в тех, которые за Христа предаются гонителям, то почему не глаголать ему в тех, кои Христа, словом благовествования, преподают учащимся?». Подводя итог всему сказанному о способах сообщения проповеди, следует заметить, что каким бы способом ни произносилось наставление пастыря, оно должно быть записано (при импровизации и экспромте записывается после произнесения). Ибо каждая церковная проповедь, при должном отношении к ней, является итогом напряженного интеллектуального труда и духовной деятельности проповедника, которые не должны остаться бесследными в его творческой биографии. Итогом этих усилий должно быть слово устное и письменное. Устное слово, по учению св. Димитрия Ростовского, забывается быстро, а «написанное незабвенно пребывает».
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 1664;