СЛОВО КАК ФОРМА ПРОПОВЕДИ
История. Слово является самой совершенной формой церковной проповеди. Общеупотребительной эта форма стала в IV веке, но образцы слова встречаются в гомилетических памятниках и более раннего периода. Так среди проповедей уже известных нам учителей церкви —св. Григория Неокесарийского и св. Киприана Карфагенского — встречаются слова на Благовещение, на Богоявление, по поводу заблуждений язычников. Однако в III веке проповедь в форме слова встречалась эпизодически и могла звучать в крупных городах и ученых центрах греко-римского мира. Особенные внешние и внутренние условия жизни Церкви содействовали тому, что в IV веке эта форма стала обычным, общецерковным явлением. Первая и наиболее важная причина распространения слова сокрыта в изменении внешних условий церковной жизни: после Миланского эдикта 313 года в Церковь вступило большое число верующих из эллинов , преклонявшихся перед искусством красноречия. К этому времени изменился и уровень подготовленности церковных проповедников, многие из которых были высокообразованными пастырями, прошедшими основательную богословскую и ораторскую подготовку. Большое значение для становления более совершенной проповеди имело также и благоустройство церковной
жизни вообще и проповеднической деятельности, в частности. Начиная с IV века, христианские храмы становятся подлинными просветительными и религиозными центрами церковных общин. Большое значение в жизни этих общин имело изучение Священного Писания. Слово Божие было разделяемо на определенные чтения (зачала), на тему которых тот час по прочтении произносилась проповедь. Все вышеуказанные особенности церковной жизни безусловно влияли на внутренний и внешний характер проповеди, способствуя ее дальнейшему развитию и совершенствованию. Именно в этот период наиболее употребительным становится слово — форма проповеди с правильной логической структурой, изящным художественным стилем и строгой тематизацией. Наибольшее значение в развитии этой формы проповеди имели проповеднические труды св. Григория Богослова. По форме и изложению проповеди Святителя, почти все, суть тематизированные слова, характерной особенностью которых является внутреннее единство содержания, красота и легкость речи.
Правила составления и характерные особенности.
Словом называется такая форма церковной проповеди, в которой какая-либо тема исследуется и раскрывается с наибольшей полнотой и последовательностью. Внутреннее единство содержания, строгая логичность в развитии мыслей, художественность речи являются его отличительными признаками. Тематика слов обычно посвящается предметам религиозно-нравственного содержания, извлекаемым из Священного Писания, богослужебных текстов, церковного учения или идеи церковного праздника.
Слово, как правило, предваряется заглавным стихом (эпиграфом), который должен иметь самое непосредственное отношение к содержанию проповеди. Этот стих обычно содержит указание на рассматриваемый предмет, который
составляет главное начало для мыслей и суждений проповедника. Чаще всего в качестве заглавного стиха используются выдержки из Священного Писания или богослужебных текстов. Полагать в основание церковной речи подобные
стихи — обычай древний, свидетельствующий, что по своему существу проповедь есть изъяснение Священного Писания и учения Церкви. Первым достоинством слова является полнота раскрытия рассматриваемой темы. Несмотря на относительность этого понятия, под полнотой следует понимать такое раскрытие темы, когда проповедь охватывает своим содержанием все существенные стороны какого-либо предмета или явления. В противном случае раскрытие темы будет ущербленным и неполным, а рассматриваемый предмет или явление предстанут перед слушателями не такими, какие они есть на самом деле. Вторым достоинством слова является внутреннее единство содержания. Это достигается органической связью всех составных частей слова — вступления, изложения, нравственного приложения и заключения, — проникнутых какой-либо одной главной мыслью. Слово, как правило, имеет искусно составленное, а иногда и довольно обширное вступление. За ним кратко и ясно формулируется главная мысль о рассматриваемом предмете и, наконец, в редких случаях, следует указание на то, с каких сторон будет рассматриваться данный предмет. Особенно необходимо в слове указание темы — главной мысли проповеди, без обо-
значения которой невозможно дальнейшее построение речи. Основная часть слова (изложение) должна содержать материал, объясняющий и доказывающий главную мысль проповеди. Для примера рассмотрим характерные особенности изложения слов св. Григория Богослова. Основная часть в них изобилует текстами Священного Писания, которые органично связаны с темой речи проповедника. Она отличается глубиной, основательностью и оригинальностью мыслей, которые следуют одна за другой в разнообразных и остроумных комбинациях. Однако, несмотря на возвышенность речи, трудные предметы в словах св. Григория излагаются общепонятно и популярно. Особенно излюбленный прием объяснения у Святителя —использование примеров и сравнений. Он сравнивает жизнь человека с морем, сердце, богатое добродетелями — с кораблем, нагруженным благородными товарами, изнеживающее и слабое воспитание — с паутиной. Особенное внимание уделяется доказательствам, они заимствуются как из слова Божия, так и из логических доводов и примеров окружающей жизни. Ближайшее применение к слушателям тех идей, которые содержит изложение, требует нравственных выводов, выделяемых в особую часть проповеди, называемую нравственным приложением. Эта часть слова обычно посвящается решению двух вопросов: 1) к чему приводит или побуждает нас раскрытая в изложении истина. 2) как применить к жизни предложенные уроки назидания. Заключение слов может быть разнообразным. Так, св. Григорий Богослов в заключительной части своих проповедей в одних случаях кратко повторяет содержание сказанного, в других — увещевает слушателей, в третьих — обращается с молитвой к Богу или воспоминаемому святому. Иногда проповедь завершается словами Священного Писания или церковных песнопений, так как заключительная часть должна быть особенно сильна и выразительна. Подчеркивая необходимость деления слова на части, следует сказать, что строгий схематизм этой формы проповеди не является характерной особенностью святоотеческих творений. В структуре их проповедей чаще всего нет внешнего схематизма: мысли св. отцов в гениальном изобилии, но в строгом логическом порядке текут вполне свободно. Литературный стиль слова должен быть художественным и возвышенным, язык — богатым и содержательным. К слову, как и ко всякому словесному произведению, предъявляются следующие требования относительно качества речи. Со стороны грамматической она должна отличаться правильностью и чистотой, со стороны логических требований — определенностью и точностью, с точки зрения эстетических норм — благозвучием и выразительностью. Слова чаще всею произносятся в высокоторжественные дни церковного года: в Господские и Богородичные праздники, в дни памяти великих святых, а также по случаю особых событий в жизни Церкви. Слова могут звучать не только торжественно и радостно, но и строго и печально. Это бывает в дни поста и покаяния, в дни воспоминаний страданий Спасителя. Причиной этому могут быть и другие обстоятельства; церковные нестроения, стихийные бедствия, нравственный упадок в обществе. Эта форма проповеди рассчитана на образованных слушателей.
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 1054;