Раздел 3. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Гуманистическое направление психотерапии базируется на ценности актуальной ситуации, ощущений и опыта клиента, с верой в его конструктивные силы. Как отмечает Г.Онищенко, в центре гуманистического подхода является человек, его личность. Но внимание уделяется ее настоящему, вере клиента в свои силы.
В рамках этого направления различают три основных течения: собственно экзистенциальную («переживающую»), центрированную на клиенте (роджерианскую) и гештальт-терапию.
Главной целью экзистенциальной психотерапии является помощь клиенту в поиске смысла жизни, осознании своей личностной свободы и ответственности и в раскрытии своих потенций как личности в полноценном общении. Одновременно задачей экзистенциальной психотерапии выступает безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным явлением, существование которого является самоценным.
Позиция психотерапевта отмечается пониманием клиента в семантике его собственного внутреннего мира, образа «Я» и действительности. Главное внимание уделяется текущему моменту жизни клиента и его актуальным переживанием, как отмечает А. Ф. Бондаренко. Сложность позиции психотерапевта заключается в том, что психолог должен уметь сочетать свое понимание клиента со способностью к конфронтации с тем, что называется «ограниченным существованием» в клиенте.
Представители европейской и американской экзистенциальной психологии отрицают значения любых психотехник в психотерапии, а лишь подчеркивают значение процессов понимания, осознания и принятия решений, т.е. тех личностных действий, которые отрицают «методику» психотерапии, не требуя ничего, кроме умения выслушивать и сопереживать.
К. Роджерс в центр своей психотерапевтической практики поставил личность клиента, которая чувствует свою беспомощность, закрытость для истинного общения и т.п.. Основной гипотезой К.Роджерса стало то, что отношения между клиентом и психотерапевтом является катализатором, условием позитивных личностных изменений [9]. Роджерс определяет главную цель психологической помощи как обеспечение становления «полностью действующей личности», помощь личностному росту, благодаря которому человек сам решает свои проблемы, а второстепенная цель — создать соответствующий «психологический климат», терапевтические отношения. Внимание концентрируется не на проблемах человека, а на его личности.
Основное требование к психотерапевту при этом — отказаться от проигрывания любых ролей и стараться быть самим собой.
Структура психотерапевтического процесса состоит из семи этапов:
1) заблокированность внутренней коммуникации, отрицание имеющихся проблем, отсутствие желания изменений;
2) самовыражение, когда клиент в атмосфере принятия начинает понемногу открывать свои проблемы, чувства;
3) развивается самораскрытие и принятие себя клиентом во всей своей сложности и противоречивости, ограниченности и незавершенности;
4) развивается процесс отношения к собственному феноменологическому миру как к своему, т.е. преодолевается отчужденность от собственного «Я» и, как следствие, возрастает потребность быть самим собой;
5) развитие конгруэнтности, самопринятия и ответственности, установление внутренней коммуникации, поведение и самоощущение «Я» становятся органичными, спонтанными. Происходит интегрирование личностного опыта в единое целое;
6) личностные изменения, открытость себе и миру, клиент становится конгруэнтным с миром и собой, открытый собственному опыту.
Роджерианський подход нашел широкое применение в решении конфликтов, в работе с подростками.
В гуманистическом направлении в психотерапии может быть выделено 3 основных подхода:
1. Философский подход, который использует экзистенциальные принципы как основу для проведения психотерапии. В процессе взаимного диалога или встречи («здесь и теперь») проводится вербальная психотерапия (например, клиент-центрированная терапия и логотерапия).
2. Соматический подход, который основывается на применении невербальных методов, ведущих к интеграции «Я» посредством сосредоточения внимания на субъективных телесных стимулах и сенсорных ответах (например, гештальт-терапия), и / или физических, двигательных методах интенсивного отреагирования и эмоционального «наводнения», в которых акцент делается на телесном стимулировании и высвобождении чувств (например, биоэнергетический анализ Лоуэна и первичная терапия Янова).
3. Духовный подход, в центре которого конечное утверждение «Я» как трансцендентального или трансперсонального опыта, расширение опыта человека до космического уровня, что в конечном счете, по мнению представителей этого подхода, ведет к объединению человека со Вселенной (Космосом). Достигается это с помощью медитации (например, трансцендентальной медитации) или духовного синтеза, который может осуществляться различными приемами самодисциплины, тренировки воли и практики деидентификации (например, психосинтез).
Согласно Карасу (1977), рассматриваемое направление в психотерапии характеризуется следующими основными категориями:
- концепция патологии (основывается на признании существования экзистенциального отчаяния как следствия утраты человеком возможностей, расщепления «Я», рассогласования с собственными знаниями);
- здоровье (связано с реализацией потенциала человека - развитием «Я», достижением подлинности, непосредственности);
- желательные изменения (непосредственность переживаний, восприятие и выражение ощущений или чувств в данный момент);
- временной подход (внеисторический, фокусируется на феноменологическом моменте);
- лечение (кратковременное и интенсивное);
- задача психотерапевта (сводится к взаимодействию в атмосфере взаимного принятия, способствующего самовыражению - от соматического до духовного);
- основной психотерапевтический метод (встречи с равноправным участием в диалоге, проведение экспериментов, игр, инсценировок или «разыгрывание» чувств);
- лечебная модель (экзистенциальна: диада равных людей или «Взрослый- Взрослый», т. е. человеческий союз);
- характер отношения пациента к лечению (считается реальным, в отличие, например, от признания существования переноса в динамическом направлении, и представляет первостепенную важность);
- позиция психотерапевта (взаимодействующая и принимающая; он выступает во взаиморазрешающей или удовлетворяющей роли).
Раздел 3. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Изучение этого раздела способствует формированию следующих компетенций:
· владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщение и анализ информации, постановка цели и выбор путей ее достижения (ОК-5);
· готовность к кооперации с коллегами, работа в коллективе (ОК-7);
· способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);
· способность учитывать последствия управленческих решений и действия с позиции социальной ответственности (ОК-20);
· способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);
· способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8).
· способность идентифицировать различные организационно-правовые формы;
· способность оценивать факторы установления межорганизационных отношений;
· способность оценивать уровень порядка и уровень дезорганизации при осуществлении деятельности
Теория организации это область социальной науки. Строго говоря, теории организации как единой, целостной теории не существует. По мнению, специалистов (Дж. Шафриц и Дж. Отт, 1996) речь идет скорее о совокупности различных концепций, школ, подходов или перспектив, одни из которых дополняют друг друга, а другие друг другу противоречат.
Почему так происходит? Почему существует множество «теорий организации»?
Тому есть несколько причин.
Во-первых, объект исследования - организация - является очень сложной системой, даже более сложной, чем человек. По К. Боулдингу (1956), человек является системой седьмого уровня, а любое объединение людей, в том числе организация, - системой восьмого уровня. То есть получается, что сам исследователь менее сложен, чем объект его исследования. Это значит, что созданное в рамках теории организации знание будет, скорее всего, субъективным и небеспристрастным.
Во-вторых, организационные исследования имеют метафорическую природу. Каждая метафора порождает свои взгляды и концепции.
Тем не менее, такое предисловие вовсе не означает, что не следует изучать теорию организации, поскольку она до сих пор «не устоялась» как научная теория. Знание концепций и подходов, объясняющих сущность организации и закономерности ее возникновения и функционирования, является неотъемлемой частью квалификации менеджера-профессионала. Даже «менеджеры от бога», которые никогда менеджменту не учились, в своей работе невольно и неявно используют концепции и результаты исследований в области теории организации.
Вопрос о возникновении первых концепций теории организации остается до сих пор открытым. Европейцы считают, что основателем теории организации как научной дисциплины является М.Вебер (концепция рациональной бюрократии, см. раздел 2.6. данного учебника). По североамериканской версии теорию менеджмента как научную дисциплину сформировали Ч.Барнард и А.Файоль (см. там же).
Современная теория организации, являясь областью социальной науки, то есть социологии, базируется на основных положениях общей теории управления, теории систем и институциональной теории. В соответствующем разделе учебника эти основные положения будут рассмотрены подробно в приложении к теории организации.
Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 1039;