Терминологический словарь. Правовой статус личности – система признанных и гарантируемых государством прав, свобод и обязанностей личности

Правовой статус личности – система признанных и гарантируемых государством прав, свобод и обязанностей личности, персонифицирующих индивида как субъекта права.

Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей. Льгота выражается в предоставлении каких-либо преимуществ или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или облегчении условий их выполнения. Льгота тем самым стимулирует конкретное поведение лиц.

Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии, под которыми понимают специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов, и, прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им для наиболее полного и качественного осуществления определенных обязанностей.

«Иммунитет» переводят с латинского как «освобождение», «избавление» или «независимость», «неподверженность»; в юридическом смысле его трактуют как исклю­чительное право не подчиняться некоторым общим законам, предостав­ленное лицам, занимающим особое положение в государстве.

Правовые иммунитеты есть особые льготы и привилегии, преиму­щественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.

 

Тема 17. Правосознание и правовая культура

 

Учебные вопросы:

1.Понятие и структура правового сознания. Виды правосознания.

2.Понятие и виды правовой культуры.

3.Правовое воспитание: понятие, цели, принципы, формы и методы.

4.Правовой нигилизм и правовой идеализм.

Понятие и структура правового сознания.
Виды правосознания

Будучи одной из форм общественного сознания, правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, правовых представлений, чувств людей, их объединений, всего общества в целом относительно права и правовых явлений.

Это познавательно-оценочное отношение людей к прошлому и действующему законодательству, идеи о его дальнейшем совершенствовании, о законности, правосудии. Сюда также входит также осознание объективной необходимости права в современном обществе, его социального назначения, связи с такими демократическими идеалами, как справедливость, свобода, естественные и неотъемлемые права личности. Наконец, это и отношение к актам поведения людей, их оценочная характеристика с точки зрения правомерности или неправомерности, совокупность психологических установок и ценностных ориентаций на неукоснительное соблюдение норм права.

Определяясь уровнем развития общества и, в первую очередь, экономическими отношениями, правосознание носит исторический характер. Каждая эпоха развития человечества характеризуется различными, порой противоречивыми, правовыми взглядами (оправдание рабовладения, сословного деления населения, идеи народовластия и свободы личности и т.д.).

Правосознание тесно связано с другими формами общественного сознания - с моральными воззрениями, политическими взглядами, философскими концепциями, идеологическими теориями, отражает национальные, религиозные, бытовые и иные особенности. В правовой идеологии возможны различные взгляды и идеи, их борьба между собой (отношение к смертной казни, праву собственности на землю, к соотношению полномочий парламента и президента и др.).

Правосознание предполагает:

осмысление сущности права;

соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, религиозными, политическими и др.);

оценку права с точки зрения его социальной значимости;

осознание необходимости правомерного поведения;

восприятие результатов реализации права.

Структуру правосознания составляют:

правовая идеология;

правовая психология.

Правовая идеология, будучи главной, профилирующей частью правосознания, представляет собой совокупность устоявшихся юридических идей, теорий, взглядов, представлений, принципов, которые в общем, концентрированном виде отражают и оценивают правовую действительность.

Это, в первую очередь, теоретико-философское, а также и обыденно-бытовое осмысление права как целостного инструмента регулирования важнейших сфер общественных отношений, его необходимости и социальной роли, путей дальнейшего развития. Она включает в себя такие концептуально оформленные идеи и теории, как обеспечение и защита собственности, прав и свобод личности, народовластие, господство закона в государстве, независимость правосудия, защита природы и рациональное использование ее богатств, борьба с преступностью, развитие и укрепление сотрудничества между государствами и народами.

Сегодня в нашей стране неизмеримо возрастает потребность в создании обновленной государственно-правовой идеологии, отрицающей диктат, правовой нигилизм и оправдание произвола, исповедующей идеи правового государства, законности и цивилизованного гражданского общества.

Правовая психология – это совокупность чувств, эмоций, привычек, настроений, переживаний, стереотипов поведения, в которых выражается эмоционально-психологическое отношение социальных групп, коллективов, отдельных граждан к праву в целом и отдельным его нормам, правопорядку, к юридическим учреждениям и основам их деятельности.

Это стихийная психологическая реакция личности, социального коллектива на юридические установления и их действие, качество и уровень правотворчества борьбы с правонарушениями, действенность работы судов и иных правоприменительных органов. Возмущение или, наоборот, равнодушие относительно конкретных актов неправомерного поведения, огорчение по поводу неспособности правоохранительных органов переломить криминогенную обстановку в стране, радость, чувство гордости в связи с принятием нужного закона формируют область правовой психологии.

Эффективность законодательства, всей правоприменительной практики во многом зависит от психологического настроя общества, человеческих чувств и оценок.

По сравнению с правовой психологией, в основу которой положены психологические переживания людей по поводу отдельных конкретных проявлений государственно-правового воздействия, идеология представляет и оценивает право как целостное социальное явление. В сфере идеологии и через идеологию находят отражение потребности и интересы, прежде всего социальных групп (классов, наций, религиозных конфессий и т.д.).

Имеются различные основания деления правосознания на виды.

1. По субъектному составу правосознание можно классифицировать на:

общественное;

коллективное;

групповое;

индивидуальное.

Общественное правосознание – это сумма накопленных на протяжении веков человеческой цивилизацией оценок, знаний, представлений о праве, сумма достижений юридической мысли и культуры. Создаваясь и развиваясь через правосознание отдельных индивидов, оно неизмеримо полнее и глубже, чем представления каждого конкретного человека о праве.

Коллективное правосознание отражает представления отдельных достаточно широких по составу социальных слоев населения, выделяемых по различным основаниям (классы, сословия, нации, религиозные конфессии, население того или иного региона, пенсионеры, молодежь, военнослужащие и т.д.). Оно, базируясь на основных идеях общественного правосознания, вместе с тем содержит ряд особенностей, отражающих специфические интересы соответствующих слоев, которые обеспечиваются или должны обеспечиваться в законодательстве соответствующего государства.

Групповое правосознание выражает интересы и потребности того или иного социального коллектива, профессионального сообщества (воины-афганцы, лица, пострадавшие от Чернобыльской аварии, шахтерские коллективы, вынужденные переселенцы и др.). Оно, отражая в принципе общественное правосознание, имеет свои особенности и в ряде случаев противопоставляется правовым идеям иных коллективов и групп (например, шахтеры и работники энергетического блока).

Индивидуальное правосознание – совокупность правовых взглядов и чувств каждого конкретного индивида. Будучи в принципе неспособным полно и глубоко охватить весь комплекс правовых явлений в обществе, оно отражает лишь некоторые наиболее существенные его черты. При этом, в силу разных способностей индивида, форм участия его в общественной жизни, несовпадающих условий жизни, труда, быта, различия в уровне правосознания отдельных личностей бывают довольно значительны. У одних оно может быть глубоким, максимально приближенным к общественному, у других - ограниченным, отстающим от общего уровне общественных, правовых взглядов. Такие различия всегда следует иметь ввиду при организации правового воспитания, пропаганде законодательства.

2. В зависимости от глубины и всесторонности познания закона и иных правовых явлений правосознание делится на:

обыденное;

профессиональное;

научное.

Обыденное правосознание – массовые представления людей, их оценки, эмоции по поводу права и законности, стереотипы поведения. Они порождаются повседневными условиями жизни людей, их практическим опытом, носят эмпирический характер и сводятся, в первую очередь, к обиходным представлениям, оценкам, навыкам поведения, определяемым каждодневными нуждами людей.

Профессиональное правосознание – взгляды, традиции, убеждения, складывающиеся у работников, непосредственно занимающихся юридической деятельностью и имеющих профессиональные правовые знания и опыт работы (судьи, прокурорские работники, адвокаты, юрисконсульты, депутаты представительных органов и т.д.). От него во многом зависят выработка осознанных правовых установок и ценностных ориентаций в юриспруденции и их использование в периодической практике, реализация достижений теоретической мысли, принципов и ценностей права.

Профессиональное правосознание формируется, в первую очередь, на основе юридической практики, но, с другой стороны, от него зависит демократический, подлинно гуманистический потенциал и по-настоящему профессиональный уровень такой практики.

Научное (теоретическое) правосознание – теории, концепции, взгляды, выражающие в концентрированном виде – в монографических работах, научных статьях и комментариях законов и юридической практики, лекциях и беседах ученых-юристов, преподавателей юридических дисциплин и других источниках – глубокое и всестороннее теоретическое осмысление права. Оно имеет первостепенное значение в определении перспектив развития законодательства, основных направлений совершенствования конституционно-правовой политики, проведения судебной, экономической, пенсионной, налоговой и других правовых реформ.

 

Понятие и виды правовой культуры

Культура общества – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми на протяжении веков, достигнутый человечеством уровень исторического развития, степень цивилизованности общества, интеллектуального, духовного развития, гуманистического мировоззрения. Это достижения материального производства, науки, искусства, идеологические и моральные ценности.

Правовая культура общества – составная часть цивилизационной культуры, определяющая: фактическое, юридически значимое поведение личности; устойчивую привычку к правомерному поведению; отношение к праву, другим правовым явлениям, осознание социальной значимости права и правопорядка, признание и уважительное отношение к правам государства и гражданина. Правовая культура характеризует качественное состояние правовой жизни общества.

Правовая культура – это совокупность правовых норм, ценностей, институтов, состояний и форм, выполняющих функцию социально-правовой ориентации людей в процессах правотворчества и реализации права.

Содержательная характеристика правовой культуры:

Правовая культура, отражая уровень правовой цивилизованности общества и включая в себя прогрессивные достижения зарубежных правовых систем, объединяет все, что создано человечеством в правовой сфере, – право, юридическую науку, правовые ценности, правосознание, юридическое мировоззрение, национальные корни, историческую память, юридические обычаи и традиции. Это обусловленное социальным, экономическим и духовным строем общества внутреннее состояние его правовой жизни.

Правовая культура предполагает достаточное знание должностными лицами и гражданами юридических норм, их правовую грамотность, умение, навыки пользоваться законами в практической жизни, высокую степень уважения авторитета права, его оценки как необходимой социальной ценности для нормального функционирования цивилизованного сообщества людей, атмосферу законопослушания личности, устойчивые привычки, внутреннюю потребность к соблюдению закона и социально-правовой активности.

Необходимым элементом правовой культуры является также наличие в стране детально разработанного, охватывающего все основные сферы отношений, беспробельного, внутренне непротиворечивого и технически совершенного законодательства с высоким уровнем его кодифицированности, упорядоченности и информационной обеспеченности, последовательно отражающего идеалы демократии, свободы и справедливости, общечеловеческие духовные ценности.

В правовую культуру включаются также и высокий уровень правотворческой деятельности в стране, своевременный и качественный учет в законодательстве новых тенденций и потребностей развития общества, демократические основы подготовки и принятия новых нормативных решений, активное использование выработанных мировой практикой правил законодательной техники. Не менее важны также и эффективность правоприменительной работы управленческого и правоохранительного аппарата, авторитет судов и других органов, осуществляющих борьбу с преступностью, их способность вместе с общественностью преодолеть это социальное зло.

Уровень юридической культуры проявляется также в степени развития юридической науки в стране, эффективности правового образования. Забота об исторических юридических памятниках (в нашей стране это, например, Русская правда, Уложение царя Алексея Михайловича, Свод законов царской России и др.), их охрана, сохранение, научное изучение – также необходимые элементы правовой культуры.

Высокий уровень правовой культуры общества позволяет достичь компромисса публичных и частных интересов в области правового регулирования, обеспечить баланс правовых интересов государства и общества, гарантировать права и свободы личности, защитить эти права и свободы от каких бы то ни было противоправных посягательств.

Реальный уровень юридической культуры в каждом обществе и на разных этапах его развития неодинаков, что зависит от многих разнохарактерных факторов. Это уровень развития экономики страны и благосостояния ее граждан, национальные, религиозные и иные особенности, политический строй и способность власти устанавливать и охранять правовые институты, противостоять произволу, пресекать правонарушения, степень развития юридической науки и образования и др. В современном российском государстве такой уровень, как применительно к отдельным гражданам, так и ко всему обществу в целом, к сожалению, пока еще достаточно низок, и нужно многое сделать для преодоления правового нигилизма, повышения авторитета и действенности законодательства, его способности быть эффективным инструментом создания в нашей стране правового государства, олицетворяющего юридико-культурные ценности мировой цивилизации.

Правовая культура личности – это составная часть правовой культуры общества, характеризующая знание, понимание, уважение и сознательное выполнение правовых предписаний в жизнедеятельности индивида.

Правовая культура личности – необходимая предпосылка и созидательное начало правового состояния общества, его цель и составная часть, но вместе с тем это степень и характер правового развития самой личности, которая находит выражение в уровне ее правомерной деятельности.

При оценке правовой культуры личности важно учитывать специфику индивидуальных взглядов на сущность и содержание правовых явлений. Используя данный критерий можно выделить два основных уровня правовой культуры личности: обыденный и профессиональный.

Обыденный уровень правовой культуры личности предполагает восприятие и оценку права с точки зрения его соответствия (не соответствия) здравому смыслу простого человека (рядового обывателя). На формирование правовой культуры на обыденном уровне наиболее активное влияние оказывают такие повседневные факторы как среда обитания, средства массовой информации, общественное мнение и т.п.

Профессиональный уровень правовой культуры предполагает восприятие и оценку права с точки зрения его функциональной значимости и социальной эффективности. Профессиональная правовая культура формируется у людей, по роду своей практической деятельности связанных с процессами правового регулирования (профессиональная правовая культура сотрудников милиции). На повышение уровня профессиональной правовой культуры оказывают влияние такие факторы, как: профессиональная подготовка, правовое воспитание, опыт практической деятельности и т.п. Характерными особенностями профессиональной правовой культуры являются: более высокая по сравнению с обыденным уровнем степень правового информирования субъекта; обладание определенной юридической квалификацией; осуществление профессиональной деятельности в области юридической науки и практики.

 

Правовое воспитание:
понятие, цели, принципы, формы и методы

Будучи основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства, правовое воспитание представляет собой особую форму деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, направленную на формирование в сознании людей уважения к праву, позитивных знаний, представлений, взглядов, поведенческих ориентаций, установок, навыков и привычек, обеспечивающих правомерное поведение, активную жизненную позицию при исполнении и использовании юридических норм. Это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм.

Государство и общество заинтересованы в повышении уровня правовой культуры населения, в распространении юридических знаний, в формиро­вании у граждан убеждений в необходимости исполнения требований пра­ва.

Целями правового воспитания являются:

достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь, тех норм, которые непосредственно касаются человека. Известно с древности правило, что незнание закона или неверное, искаженное его понимание, расходящееся с волей законодателя, не освобождает от ответственности за его нарушение;

повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом;

создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности.

Правовое воспитание – сложная и многоаспектная деятельность, проявляющаяся в нескольких формах.

Формы правового воспитания:

пропаганда права средствами массовой информации (журналы, радио, телевидение). Для этой формы характерны массовый, наиболее обширный охват аудитории, использование различных рубрик, тематических бесед, репортажей и т.д.);

издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии законов и правовой практики и др.);

устная правовая пропаганда – лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, циклы лекций, лектории и др. Охват аудитории здесь меньше, зато имеются возможности непосредственно связываться со слушателями, сразу же получить ответ на интересующий вопрос, обменяться мнениями и вступить в дискуссию;

правовое образование граждан – изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах, в народных университетах правовых знаний. Позитивные черты этой формы – постоянство аудитории, наличие программ, домашних заданий, семинаров, экзаменов, закрепление целой, внутрисвязанной системы знаний;

профессиональное правовое образование, подготавливающее специалистов в области права (юридические вузы, факультеты, специальные курсы повышения квалификации и т.д.);

наглядная правовая информация (стенды фотографий правонарушителей, стенгазеты, боевые листки и т.д.);

влияние юридической практики – законотворческой деятельности государства, Конституционного Суда РФ, работы судов и других правоохранительных органов;

влияние произведений литературы и искусства, посвященных правовым проблемам – кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных писателей (произведения Ф.Достоевского, Л.Толстого, Т.Драйзера, современных российских авторов).

Основные принципы правового воспитания:

связь с жизнью;

связь c юридической практикой;

научный характер;

яркость и образность;

ориентирование на укрепление законности, повышение авторитета закона, знание действующих норм и умение ими пользоваться.

В современный период, к сожалению, внимание к правовому воспитанию в значительной степени ослабло. Многие формы вообще исчезли, другие используются явно недостаточно. Между тем, такие формы показали свою достаточную эффективность в прошлом и вполне могут быть использованы и усовершенствованы ныне, когда роль закона и юриспруденции, в целом, в стране значительно увеличилась.

Методы правового воспитания:

убеждение

рекомендации

 

Правовой нигилизм и правовой идеализм

Нигилизм вообще (в переводе с лат. – ничто) выражает отрицательное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это – одна из форм мироощущения и социального поведения.

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т.е. отрицательное отношение к праву, за­кону и правовым формам организации общественных отношений, законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают.

Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России. Еще А. И. Герцен отмечал, что «правовая необеспе­ченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Рус­ский, какого бы звания он ни был, обходит или нару­шает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство». Боль­шой вред развитию правовых начал в обществе нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании государства и права при социализме. Классики марксизма-лениниз­ма в общем-то не скрывали своего отрицательного отношения к праву. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Что касается права, то мы, наряду со многими другими, подчеркнули оппозицию коммунизма против права как политического и частного, так и в его наиболее общей форме – в смысле права человека».

Правовой нигилизм может выступать в двух разно­видностях, или формах – теоретической (идеологичес­кой) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи дока­зывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетар­ская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди насе­ления, в превращение правящей элиты, в конечном счете, в преступную клику (вот почему становится закономер­ной и легкой опора государственных органов и долж­ностных лиц, например, органов безопасности, тюрем­ной администрации и т. д., в проведении государствен­ной политики на уголовные элементы).

Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди на­селения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются закона­ми и ведомственными нормативными актами. И тогда в об­ществе складывается широко распространенный среди на­селения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблю­даются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствую­щие объяснения и оправдания («в интересах народа», «для выполнения плана» и т. д. ). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.

В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление — правовой идеализм (фетишизм), или романтизм – это преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы.

Это явле­ние сопровождает человеческую цивилизацию практичес­ки на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыс­лов строительства идеального государства будут идеаль­ные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигну­то. Еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком боль­шие надежды в деле переустройства нашего общества, им придается значение некой чудодейственной силы, способной одним махом разрешить все наболевшие проблемы. Массовое сознание требует принятия все новых и новых законов чуть ли не по каждому вопросу. Думается, что лишь достаточный политический и право­вой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.

Указанные крайности – следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима.

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей.

Поведение по принципу: делаю как все или делаю как большинство. Такой вариант поведения является следствием приспособления личности к внешним обстоятельствам, поведению окружающих. Конформистскому поведению присуща низкая степень социальной активности.

Вопросы для самоконтроля:

Что такое правосознание?

Каковы основные функции правосознания?

Какие элементы входят в структуру правосознания.

В чем заключаются различия между правовой идеологией и правовой психологией?

Что такое правовая культура?

Какие существуют виды правовой культуры?

Какие элементы составляют правовую культуру общества?

Что составляет содержание правовой культуры личности.

Каковы цели и формы правового воспитания?

Дополнительная литература

Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. – 2000. – № 2. – С. 31-40.

Байниязов Р.С Правосознание и правовой менталитет в России: Введение в общую теорию. Саратов, 2001.

Байниязов P.С. Философия правосознания: постановка пробле­мы // Правоведение. 2001. № 5. С. 12-23.

Богомолов О. Политическая культура и демократия в России // Власть. – 2001. – № 2. – С. 3-6.

Болдырева М.Г. Правовая культура. М., 1998.

Борковская E.Ю. Мусульманское право и правовая культура. М., 2001.

Ветютнев Ю.Ю., Шираков А.С., Трифонов А.С. Правовая культура в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской науч­но-теоретической конференции) // Государство и право. 2001. № 10. С. 106-109.

Демченко Т.И. О правосознании и правопонимании // Труды МГЮА: Сборник статей. 2003. № 10. С. 219-221.

Ильин И.А. О сущности правосознания. // Собр. соч. в 10 томах. – Т. 4. – М., 1994.

Казаков В.H., Малахов В.П. Правосознание: природа, содержа­ние, логика // Государство и право. 2002. № 3. С. 117-118.

Клейменова E.В., Морапева К.А. Правовая культура и ее стан­дарты в конституциях Российской Федерации // Правоведение. 2003. № 1. С. 50-55.

Клименко И.А. Изучение форм проявления правосознания и критериев оценки его сформированности // Человек в социальном мире. 2001. № 2. С. 26-28.

Малахов В.П. Правосознание: природа, содержание, логика. М., 2001.

Мартышин О.В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. № 10. С. 24-31.

Матузов H.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» // Правоведение. 1994. № 2. С. 3-16.

Мельникова Т.В. Основные типы общества и правосознания. M., 2001.

Неважный И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. – 2000. – № 2. – С. 23-31.

Попов В.В. Некоторые формы проявления правового нигилизма и пути его преодоления // Юрист. 2002. № 1. С. 10-13.

Сальников В.П., Стремоухое А.В. Правовая культура общества и личности – важнейшее средство охраны прав человека // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2000. № 4 (8). С. 19-22.

Семнов В.E. Актуальные проблемы теории правосознания, его ценностных ориентиров. Ставрополь, 2000.

Сидоров Е.Ю. Культура мира и культура России // Полис. – 1998. – № 5. – С. 106-113.

Сирин С.А. Правовой нигилизм и социальная философия: опыт критического исследования. – Иркутск, 1995.

Смоленский M.Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России формхла взаимообусловленности // Правоведе­ние. 2003. № 1. С. 197-204.

Соловьев А.Ю. Правовой нигилизм и правовой идеализм в мо­лодежной среде // Человек в социальном мире. 2000. № 3-4. С. 44-47.

Суслов В.А. Структура правосознания // Правоведение. – 1997. – № 2.

Татаринцева Е.В. Правовое воспитание (методология и методика). – М.: Высш. шк., 1990.

Тимошина Е.В. Правовая культура: понятие, структура, функции // Кодекс-
info: Правовой научно-практический журнал. 2000. № 2.

Френкин А.А. Правовое политическое сознание // Вопросы философии. – 2000. – № 5.

Френкин А.А. Уровни правового сознания // Вопросы философии. – 2001. – № 9.








Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 1187;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.043 сек.