ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИК - САМОВНУШЕНИЕ И ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

 

Благонравов А. А. Материальная часть стрелкового оружия. В 2-х т, Воениздат, 1946.

Богданов И. Р., Груздина Н.Ф., Захваткин С. С.. Старостин К. И. Основания стрелкового оружия. Воениздат, 1953.

Боевой устав горнострелковых подразделений. Воениздат, 1944.

Боевой устав НКВД. Воениздат, 1944 Боевой устав пехоты. Воениздат, 1944.

Жамков Ф. И. Начальная подготовка стрелка-спортсмена. Ц.С. Динамо. Москва, 1979.

Как стать стрелком-спортсменом. Сборник статей ведущих стрелков СССР. ДОСААФ, 1968.

Кириллов М. В. Основания устройства и проектирования стрелкового оружия. Пензенское высшее артиллерийское училище, 1963.

Конспекты лекций снайпера Василия Зайцева.

Листовки инструкции маршала В. Чуйкова.

Материалы фронтовых газет периода Великой Отечественной войны

Основы стрельбы из пехотного оружия. Воениздат, 1946.

Основы стрельбы из стрелкового оружия. Воениздат, 1970.

Отдельные инструкции по снайперскому делу.

Руководство по ремонту 7,62-мм винтовок и карабинов Воениздат, 1958.

Федоров В. Г. Эволюция стрелкового оружия. Воениздат, 1939.

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИК - САМОВНУШЕНИЕ И ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

В данном разделе предложены упражнения и техники, рекомендуемые выполнять с помощью специалиста-психолога, который, учитывая ваши психологические особенности, поможет добиться оптимального результата.

 

Прием самовоздействия самовнушение

Существует много определений самовнушения. Приведем некоторые из них: Самовнушение - это методика внушения каких-то мыслей, желаний, образов, ощущений, состояний самому себе. А также, под самовнушением понимают волевой процесс, обеспечивающий готовность организма к определенному действию и при необходимости - к его реализации.

Механизмы внушения и самовнушения изучены еще недостаточно. Предполагается, что в основе, как внушения, так и самовнушения лежит ослабленный контроль воспринимаемой информации.

Самовнушение ведет к по­вышению уровня саморегуляции, что позволяет человеку вызывать у себя те или иные ощущения, восприятия, управлять процессами внимания, памяти и эмоциями.

Внимание - это способность мозга ограничивать круг объектов и явлений, с которыми человек имеет дело в процессе познания и умственной деятельности для улучшения качества переработки поступающей информации. Внимание иногда рассматривают как луч сознания, освещающий наиболее значимые события из общего потока приходящей в мозг информации. В зависимости от рода задачи «луч внимания» может быть либо широким, либо очень узким. Выделяют непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание проявляется в отвлечении человека от текущей деятельности при изменении любого параметра окружающей его среды. Так, в относительной тишине или во время какого-либо занятия мы непроизвольно оборачиваемся в ту сторону, откуда прозвучал внезапный крик, или громкий звук. Произвольное же внимание связано с сознательной сменой деятельности человека под влиянием собственных намерений. Без произвольного внимания человеку невозможно бы было регулировать свое поведение, таким образом, саморегуляция была бы невозможна.

 

Суть самовнушения состоит в использовании специальных словесных формул. Сила воздействия слова, как специфического, присущего только человеку раздражителя, известна давно. Недаром народная мудрость гласит: «Словом можно убить и окрылить человека». Наиболее ярко эта сила проявляется в гипнозе. Но человек может использовать эти феномены и без участия гипнотизера, если знает основные правила и элементы техники самовнушения.

 

Сначала необходимо добиться возникновения состояния аутогенного погружения или, как его называют «нейтрального» состояния. Оно характеризуется концентрацией внимания на происходящем процессе и отвлечении от внешних сигналов, расслабленностью (дремотное состояние), внутренней уверенности в успехе, спокойным, несколько отстраненным отношением к самому процессу.

 

Подготовительный этап заключается в выполнении двух ранее рассмотренных приемов: достижения максимального расслабления мышц на фоне брюшного дыхания. Следующим элементом является тренировка концентрации внимания.

 

Как мы уже говорили, внимание обычного человека способно непроизвольно переключаться с объекта на объект. Это нетрудно проверить на следующем тесте: вы видите то безобразную старуху, то профиль молодой девушки.

 

Это и есть непроизвольное переключение внимания. Но если во время занятий по саморегуляции ваше внимание также постоянно будет переключаться то на внутренние ощущения, то на посторонние звуки, шумы, отвлеченные мысли, тогда успех занятий станет сомнительным. Поэтому необходимо тренировать способность удержания внимания на каком-либо предмете или ощущении, постепенно доводя его до 4-5 минут. Это может быть любая точка, собственный палец, ощущение своего дыхания и т.д.

Кроме того, управление вниманием ценно само по себе и вне процедуры самовнушения. Достаточно вспомнить пример, когда человек довольно свободно проходит по бревну, лежащему на земле. Но стоит это же бревно поднять на 5-метровую высоту и картина резко меняется. Движения человека становятся скованными, т.к. возросла цена ошибки. Его внимание сконцентрировано на каждом шаге, положении тела. Однако если он сможет сконцентрировать свое внимание на конечной цели - противоположном конце бревна, и удерживать его там до завершения пути, то он пройдет почти также свободно, как по земле.

Теперь о двух самых важных элементах техники самовнушения. Когда достигнуто состояние аутогенного погружения, происходит перераспределение функций между основными подструктурами психики - сознанием и подсознанием, они становятся равнодействующими. Каждый из них имеет свой инструмент общения, который и надо использовать. В данном случае оно выступает в виде формулы самовнушения, которая по своей сути есть цель, которую вы собираетесь достичь.

Поэтому эти фразы необходимо продумать и определить заранее, до вхождения в «нейтральное» состояние.

Существует ряд требований, которым должны отвечать формулы самовнушения:

- вы должны четко знать, чего вы хотите достичь во время сеанса самовнушения;

- формула должна быть четкой, короткой, отражать самую суть;

- фраза должна носить позитивный характер, без содержания частицы «не», так как подсознание не воспринимает частицы «не».

- фраза должна произноситься в ритм дыхания, при этом решающая ее часть на выдохе;

- хорошо, если фраза носит несколько иронично-веселый характер или заранее зарифмована.

Однако силы слова не всегда бывает достаточно и тогда ее значительно повышает другой инструмент - психический образ. С ним мы связываем работу человеческого представления и воображения.

Прочувствовать эффект влияния образов на организм достаточно просто. Закройте глаза и мысленно скажите: «Пусть мой рот наполнится слюной». По всей видимости, результат будет незначительным. А теперь как можно ярче представьте себе, что у вас в руках свежесрезанный ломтик лимона: вы ясно ощущаете его запах, видите капельку янтарного сока, кладете ломтик на язык и ощущаете его пронзительно кислый вкус. Скорее всего, во рту уже достаточно много слюны.

Таким образом, если позитивные формы самовнушения сопровождаются яркими чувственными образами тех целей или состояний, которые вы хотите достичь, то результат достигается значительно быстрее и эффективней. При этом необходимо стремиться наполнить желаемый образ по всем чувственным каналам - зрительному, осязательному, слуховому и т.д.

 

Визуализация

Самовнушение становится наиболее эффективным, когда словесные сигналы сопровождаются яркими, образными представлениями, которые можно достигнуть при помощи так называемой «визуализации».

Термин «визуализация» известен в практической психологии и означает вызывание специ­альными приемами зрительных, слуховых и обонятельных представлений о происшедших событиях, это процесс мысленного просматривания зрительных образов.

Большое значение и ценность визуа­лизации состоит в том, что она является необходимой тре­нировкой для применения других важных методик и спо­собствует достижению их целей, например, ясная визуали­зация "идеальной модели" предполагает способность к мысленному представлению образа. Зрительное представление помогает на первых стади­ях в тренировке способности концентрации. Кроме того, ви­зуализация способствует тренировке воли.

Делая вдохи и выдохи, напрягая и расслабляя мышцы, вы призываете на помощь свое воображение. Чтобы освоить визуализацию, вначале посмотрите на свои руки и сожмите их в кулаки. Закройте глаза и мысленно представьте свои сжатые кулаки. Не открывая глаз, разожмите руки и снова прочувствуйте, как они разжимаются.

 

Заставьте свое воображение работать с этими представлениями. Не открывая глаз, потренируйтесь сжимать кулаки на вдохе, расслаблять руки на выдохе и одновременно рисовать мысленную картину того, как ваши ладони раскрываются и закрываются. Как только вам это будет хорошо удаваться, можете переходить к следующему этапу. Снова закройте глаза и вдохните, напрягая руки. Но на этот раз, выдыхая через рот и расслабляя мышцы, одновременно представьте себе, что вы как бы "выдыхаете через руки". Разумеется, это можно разве что в воображении, но в данном случае это для нас важно. Закрыв глаза, представляйте на выдохе, что выталкиваете из себя воздух через руки. На вдохе нарисуйте картину того, как ваши руки напрягаются. На выдохе медленно наблюдайте, как руки расслабляются, и по мере того, как вы выдыхаете через них, представьте вытекающее из рук напряжение.

 

На что похоже мышечное напряжение, как оно выглядит? Напряжение может выглядеть как угодно, смотря на то, какой образ приходит вам на ум при выполнении этого упражнения. У одного это может быть темный дым, исходящий из рук, у другого — пар, у третьего — потоки света. Можете воспользоваться любым из этих образов или придумать свой собственный, лишь бы он помог вам представить, как нечто выходит из той части тела, через которую вы "выдыхаете". Дым, пар, туман, свет — все, что может символизировать накопившееся в мышцах напряжение.

Если вы научитесь представлять себе, как внутри вас "открывается выпускной клапан", вы тем самым будете посылать через психику и мозг распоряжение своим мышцам, и это поможет вам расслабиться.

 

 

Особенности восприятия

Система представлений бывает визуальной (зрительной), аудиальной (слуховой), и кинестетической (чувственной). Эти свойства восприятия присущи каждому человеку в той или иной степени. Наши пять органов чувств не только дают нам информацию о внешнем мире, но также используются нами для ее переработки.

Займите удобное положение и вспомните приятный момент своей жизни. Исследуйте любую картинку, которая появится у вас в этом воспоминании. Продолжая смотреть на эту картинку, вы можете дополнить ее описание. Обратите внимание на любые звуки, которые связаны с этим воспоминанием. Они громкие или тихие? Близкие или далекие? Откуда они доносятся?

Наконец, обратите внимание на любые ощущения или чувства, которые являются частью этого воспоминания. Где появляются эти ощущения? Какие они, легкие или тяжелые, горячие или холодные? Даже в рамках одной системы восприятия, например, в визуальной, вы можете по-разному описать мысленные картины, определить их как близкие или отдаленные, крупные или небольшие, яркие или тусклые, черно-белые либо цветные, четкие или расплывчатые, возникающие прямо перед глазами или смещенные в сторону, панорамные или ограниченные, трехмерные или двумерные (то есть жизненные или отчасти нереальные) и так далее.

Как вы, наверно, заметили, каждая из систем восприятия имеет свои свойства. Это «кирпичики», из которых строятся восприятия, то, из чего состоят картинки, звуки и ощущения. Эти свойства называют субмодальностями, которые придают уникальное содержание всем переживаниям.

Приведем краткий перечень особенностей, или субмодальностей, трех основных систем восприятия:

 

Визуальная Аудиальная Кинестетическая
Многоцветность или черно-белый вариант Уровень громкости Температура
Размещение (в центре, слева, справа, вверху, внизу) Расстояние до источника звуков Характер поверхности (гладкость или шероховатость)
Расстояние Слова или другие звуки Интенсивность
Яркость Размещение источника звуков Давление (твердость или мягкость)
Панорамность или локальность Стерео или моно Продолжительность (длительность ощущения)
Фокус или размытость Прерывистость или мелодичность Вес (легкость или тяжесть)
Контраст Скорость (быстрее или медленнее естественного темпа) Форма
Неподвижность или движение Четкость или приглушенность  
Скорость (быстрее или медленнее, чем в жизни) Мягкость или резкость  
Размер    

 

Мы постоянно используем все внешние каналы восприятия, хотя обращаем внимание на один канал больше, чем на другой, в зависимости оттого, что мы делаем. В художественной галерее мы будем использовать большей частью свои глаза, на концерте – уши.

Но, все же, у каждого человека более всего развит какой-то один канал восприятия. Многие люди могут создавать ясные мысленные образы и думать главным образом картинками, другие основывают свои действия на ощущениях. Когда человек использует традиционно один внутренний канал восприятия, то этот канал называется его предпочитаемой системой. Вероятно, он оказывается более проницательным и способным делать более тонкие различения именно в этой системе, а не в других. Тех людей, которые для получения информации преимущественно использует зрительную систему, условно называют "визуалами", аудиальную - "аудиалами", а использующих ощущения тела - "кинестетиками".

Для визуала, например, занятие музыкой покажется более трудным искусством, чем для аудиала, который слышит звуки во всех нюансах. А в стрессовой ситуации у человека будет преимущественно действовать его ведущая система. Для того, чтобы определить, какая у вас предпочитаемая система, предлагаем пройти следующий тест:

Перед вами утверждения, которые нужно закончить, выбрав из трех предложенных вариантов. Высказывания под номером 5 закончены, но они разные, и поэтому их надо тоже оценить. Буквы, обозначенные в конце выбранных вами утверждений, соответствуют предпочитаемой системе восприятия.

 

1. Я принимаю важные решения, основанные на:
- хорошо проверенных чувствах. (К)
- том, что звучит лучше. (А)
- том, что выглядит для меня лучше всего. (В)

 

2. Во время спора на меня чаще всего влияет:
- тон голоса другого человека. (А)
- могу я или нет, ясно видеть точку зрения другого человека. (В)
- чувствую я или нет, что я в контакте с другими настоящими чувствами этого человека. (К)

 

3. Я могу очень просто понять свое настроение с помощью:

- того, как я одеваюсь. (В)
- чувств, которые я разделяю. (К)
- своего тона голоса. (А)

 

4. Для меня просто:
- подобрать идеальную громкость и звучание на стерео системе. (А)
- выбрать чрезвычайно удобную мебель. (К)
- выбрать комбинации (сочетания) насыщенных цветов. (В)

 

5.
- Я буквально настраиваюсь на звуки в моем окружении. (А)
- Я очень чувствителен к тому, как предметы одежды воздействуют на меня (К)
- Я сильно реагирую на цвета и на то, как выглядит комната. (В).

 

Если в ваших ответах больше букв «В», то ваша предпочитаемая система визуальная; если букв «К»- кинестетическая система; если «А»- аудиальная.

Теперь, когда вы знаете, какая у вас предпочитаемая система, вы можете в дальнейшем выбрать упражнения, которые подходят именно вашему типу восприятия.

Упражнения на самовнушение и визуализацию

Подобного рода упражнения, выполняемые систематически, помимо целей собственно саморегуляции, способствуют развитию личности. Навыки в визуализации, делают значительно богаче эмоциональный мир человека, повышают его креативность и способность к сопереживанию, обостряют интуицию.

 

1. Попробуйте с помощью самовнушения удлинить пальцы руки. Сложите ладони вместе. Убедитесь, что пальцы имеют одинаковую длину. Закройте глаза. Вытяните перед собой или поднимите вперед прямую руку. (Мужчины - правую, женщины - левую). Сконцентрируйте внимание на фалангах пальцев, почувствуйте в пальцах тепло, зуд, ощущение их реального удлинения. Команды давайте себе четкие, ясные, лаконичные. После завершения внушения (4-5 мин) сложите пальцы, отметьте результаты. (Удлинение пальцев носит временный характер).

2. Непрерывно созерцайте простой предмет (карандаш, коробок спичек) в течение 2-3 мин. Затем попытайтесь представить его с закрытыми глазами. Откройте глаза и сравните свое представление с оригиналом. Повторите 2-3 раза. Постепенно добейтесь более четкого воспроизведения.

3. Перед зеркалом. Представьте себя снежной бабой, медленно тающей под лучами весеннего солнца. Снег темнеет, становится рыхлым, превращается в воду, ручейками стекает на землю.

Это упражнение интересно тем, что степень достигаемого расслабления определяется точностью визуализации.

4. Перед вами распустившийся цветок. Почувствуйте его тонкий аромат. Попробуйте увидеть его сверху, сбоку. Плавно изменяйте его размер. Медленно закройте лепестки, превратите его в бутон.

А теперь представьте свежий, нежный бутон с мелкими капельками росы. Медленно, подрагивая лепестками, бутон розы начинает раскрываться.

5. Стоя. Прикройте глаза, представьте, что кожа всего тела покрыта красивым и нежным мехом. Постарайтесь «увидеть» мех не только спереди, но и сзади.

С каждым выдохом мы наблюдаем, как увеличивается толщина меха. Искрясь и переливаясь, он достигает стен комнаты. Медленно повернитесь вокруг своей оси на 30-45 градусов влево, а затем вправо. Все внимание – на контакте волосков со стенами. «Видим», как волоски меха трутся о поверхность стен спереди, с боков, и сзади, отслеживая при этом свои внутренние ощущения. Откройте глаза, зафиксируйте изменения в самочувствии, если они есть.

6. Выполняется стоя или сидя. Предлагается представить себе полую сферу золотистого или серебристого цвета. Затем разрезать ее пополам горизонтальной плоскостью. При этом образуется нижняя и верхняя полусферы. Закройте глаза, представьте себя стоящим или сидящим в нижней полусфере, закрывающей до пояса. После паузы в 10-15 сек. предлагается «убрать» нижнюю полусферу и «опустить» на себя верхнюю. Затем, после паузы добавьте к ней нижнюю. Аналогично следует поработать с левой и правой, а также с передней и задней полусферами. Во время пауз отслеживайте изменения в состоянии, которые могут быть весьма значительными.

7. Представьте себе место действия — аудито­рию с серой или же черной классной доской. Затем пред­ставьте, как в центре доски появляется цифра, скажем, "три", будто бы выведенная ярким мелом, довольно боль­шая и четко очерченная. Затем четко и устойчиво удержи­вайте ее перед своим, так сказать, внутренним взором, то есть в поле вашего сознательного внимания. Затем справа от пятерки представьте цифру "семь".

Итак, теперь у вас две цифры: тройка и семерка, — об­разующие число тридцать семь. Остановитесь на какое-то время на этом числе, затем представьте, как справа от семерки появляется восьмерка. Теперь у вас три цифры, написанные белым мелом: двойка, семерка и восьмерка, — образующие число двести семьдесят восемь. Задержитесь немного на этом числе.

Продолжайте прибавлять другие цифры до тех пор, по­ка не сможете удерживать в воображении число, которое эти цифры составляют.

Результаты такого упражнения — весьма интересны, но, как правило, вызывают разочарование, когда впервые читаешь описание этого упражнения. Оно кажется очень простым, но это впечатление обманчиво, выполняя уп­ражнение на практике, мы видим, что оно вовсе не про­стое. Цифры как бы обладают коварной способностью ис­чезать, менять размер или цвет, приобретать замыслова­тую форму или даже плясать в поле нашего сознания. Мы должны воссоздавать их снова и снова, само наше разо­чарование от исхода данного упражнения — очень поучи­тельно и небесполезно. Оно дает нам представление о том, насколько слабо мы в действи­тельности контролируем свои психические функции — в этом случае воображение и концентрацию — и показыва­ет, насколько слаба и неэффективна воля в осуществле­нии такого контроля.

8. Выделите какой-нибудь предмет на общем фоне, например, стул на фоне комнаты, сосредоточьтесь на нем. Глядя на него, заметьте, как он проясняется, вырисовывается на мутнеющем фоне окружающего пространства и предметов. Затем обратитесь к какому-нибудь соседнему визуальному объекту и понаблюдайте, как он, в свою очередь, «опустошает» фон.

9. Точно так же вслушайтесь в какой-нибудь звук в вашем окружении и заметьте, как другие звуки «отходят» в фон. Наконец, «прислушайтесь» к какому-нибудь телесному ощущению, вроде внезапной боли («колет»), и заметьте, как и здесь телесные ощущения отступают на задний план.

10. Попробуйте поэкспериментировать с картиной, которая вам нравится, это может быть любой рисунок в журнале, газете и т.п. Обратите внимание на линии и контуры, независимо от изображенных объектов; потом, отдельно,- на цветовые пятна и оттенки; например, проследите контуры основных фигур и структуру, которую они образуют. Обратите внимание на структуру, создаваемую пустотами между контурами основных объектов. Рассмотрите структуры, создаваемые каждым из цветов в отдельности, скажем, красным или голубым. Если картина создает иллюзию трехмерного пространства, последуйте за удаляющимися планами, отметьте, что находится на переднем плане, что – на втором, что – вдали. Проследите игру света и тени. Обратите внимание на фактуру бумаги, технику мазка. Лишь после этого посмотрите на то, что изображено – сцена, портрет, пейзаж и т.п.

11. Визуализируйте конкретное место и представьте, что вы нахо­дитесь там. Это может быть любимое место отдыха или место, которое вы хотите посетить, или воображаемое место: мягкое, располагающее к отдыху и очень приятное место. Исследуйте его мысленно, изучите окружение. Если это на природе, почувствуйте тепло солнечных лучей, дуновение ветра. Замечайте запахи и звуки. Возможно, вы пожелаете посетить это место в будущем.

Кроме рассмотренных выше субмодальностей, трех основных систем восприятия, а так же определения с помощью теста – собственного типа восприятия, стоит обратить внимание на то, что определение ведущих модальностей вполне возможно не только у себя, но и у своего собеседника.

Учитывая, что все мы разные, то и окружающий нас мир, мы воспринимаем по-разному. Говорим не одинаково, то есть каждый на «своей модальности». Преобладающую модальность можно определить в разговоре. Как вы помните, ведущими являются три модальности:

 

Аудиалы Визуалы Кинестетики
восприятие мира на слух, через аудиальную систему восприятие мира через зрение, ориентация на увиденное (часто женщины) ориентация через собственные телесные ощущения

 

На самом деле, в жизни очень редко можно встретить «чистого» визуала, кинестетика, или аудиала. Чаще встречаются люди со смешенным типом модальностей. Но нужно помнить, что в конкретной ситуации – ведущая модальность есть всегда. В другой ситуации - она может быть иной, но в данной такая. Определить преобладающую у человека модальность в конкретной ситуации можно именно посредством общения. Благодаря речи собеседника, его словам, как и что он говорит (ведь одну и ту же информацию люди говорят по-разному).

Для определения ведущей модальности - обращайте внимание на употребляемые вашим собеседником слова, что в дальнейшем общении (при определении ведущей модальности), способствует вам общаться «на одном языке». Это необходимо для наибольшего понимания исходящей от вас информации, в результате чего – действия вашего собеседника будут более продуктивными, проблема минимизируется, а общение станет эффективным для вас обоих.

Хочется отметить, что данный факт чрезвычайно важен и в профессиональной деятельности, особенно если в определенные моменты она связана с постоянным и не всегда простым общением (спасатель – пострадавший).

 








Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 2592;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.023 сек.