Тема 10. Социальная экология
1. Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия.
2. Глобальные проблемы человечества и пути их решения.
3. Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза.
Миллиарды лет геосфера нашей планеты представляла собой абиотическую геосистему, в которой круговорот веществ происходил в виде взаимосвязанных физических и химических процессов. После возникновения жизни на Земле она трансформировалась в глобальную экосистему– биосферу, состоящую из 2-х видов взаимодействующих подсистем – природной неживой (абиотической) и природной живой (биотической). Круговорот веществ и энергетический обмен в этой новой системе существенно видоизменился вследствие жизнедеятельности организмов.
Когда человеческое общество достигло определенного уровня своего развития, превратившись в силу, существенно влияющую своей хозяйственной деятельностью на круговорот веществ и энергетический обмен в биосфере, глобальная экосистема трансформировалась в глобальную социоэкосистему, одной из подсистем которой стало человеческое общество. От того, удастся ли отрегулировать обмен веществ и энергии между обществом и природой для восстановления динамического равновесия земной социоэкосистемы, зависит ее превращение в сферу разума – ноосферу, которая есть ни что иное, как оптимизированная глобальная социоэкосистема.
Известно, что осознание человечеством изменений в природе в результате антропогенного воздействия отстает от самих изменений. Поэтому природная и социальная системы рассматриваются как практически не связанные системы. Они даже изучаются раздельно: первая – естественными науками, вторая – социально-гуманитарными. При этом критерием совершенства природной системы считалось отсутствие на нее антропогенного воздействия, а социальной системы – ее максимальная социально-экономическая эффективность. При таком подходе эти системы разобщены, даже противостоят друг другу, что делает невозможным решение проблемы сбалансированного взаимодействия между обществом и природой.
Такая двойственная, казалось бы, безысходная ситуация, заставила искать компромиссные пути сочетания противоречивых социальных, экономических и экологических интересов, что возможно только при рассмотрении системы «природа-общество» как единой. Для обозначения взаимодействия человека и общества с окружающей средой возникло понятие «социоэкосистема». Критерий совершенства такой системы – оптимальные природные, социокультурные и экономические условия для существования и развития человеческого общества. Только рассматривая общество и окружающую его природную среду как единую систему, можно познать закономерности ее функционирования, оптимизировать и успешно управлять ее развитием.
Зависимость человека от природы обусловлена тем, что человек не может существовать иначе, чем при условии непрерывного обмена веществ с окружающей средой в процессе жизнедеятельности (как биологическое существо) и материального производства (как существо социальное). Взаимодействие общества и природы в социоэкосистемах осуществляется через труд, материальное производство, т.е. на уровне физических и химических форм движения материи. Это, тем не менее, не означает, что человек может изменить законы природы и внутренние процессы, происходящие в абиотической и биотической природных системах. Однако он может научиться их правильно использовать для целенаправленного управления всей системой.
Под глобальной социоэкосистемой понимают сформировавшуюся в пределах биосферы систему «общество-природа», включающую географическую оболочку Земли и все человечество. Глобальная социоэкосистема состоит из региональных и локальных социоэкосистем. Под региональными и локальными социоэкосистемами понимаются территориальные системы, объединяющие человеческие популяции со всеми продуктами их деятельности и окружающую природную среду в пределах более или менее управляемых административно-хозяйственных единиц – государств, административных областей, регионов, городов и сельскохозяйственных предприятий.
Социоэкосистемы являются системами иерархическими: глобальная состоит из государственных, те – из областных, последние – из районных, городских, сельскохозяйственных социоэкосистем. Любая социоэкосистема слагается из 2-х основных подсистем – природной и социально-экономической, каждая из которых состоит из подсистем низшего уровня: природная – из биотической и абиотической, социльно-экономическая – из населенческой и хозяйственной. Кроме того, каждая подсистема включает компоненты: природная – приповерхностную толщу земной коры, почвы, растительность, животный мир, воды, атмосферу, а социально-экономическая – население, антропогенные объекты
Социоэкосистемы относятся к разряду динамических систем – их компоненты и подсистемы непрерывно взаимодействуют и изменяются. В нормально функционирующих социоэкосистемах они должна находиться в состоянии динамического равновесия, при котором вещественно-энергетический обмен между обществом и природой органически «вписан» в природный круговорот веществ и естественные энергетические потоки, вследствие чего общий баланс веществ и энергии сохраняется. Если в результате гипертрофированного развития антропогенных компонентов это равновесие нарушено, социоэкосистема деградирует до распада со всеми последствиями.
2. Расширяя и усиливая антропогенное и техногенное давление на природу, общество сталкивается с многократно воспроизведенным «эффектом бумеранга»: разрушение природы оборачивается экономическим ущербом и социальным уроном. Процессы экологической деградации приобретают характер глубокого экологического кризиса и как следствие оказывают огромное влияние на общество. Многие экологические проблемы взаимоотношений в системе «общество–природа» сейчас перешагнули рамки национальных хозяйств и приобрели глобальное измерение. Поэтому изучение глобальных экологических проблем давно стало предметом изучения множества наук и дисциплин, в том числе и социологии. Это связано в первую очередь с тем, что вопрос о сохранении природы превращается в вопрос выживания человечества.
Факторами, способствующими появлению и обострению глобальных экологических проблем, явились:
· резкое увеличение расходования природных ресурсов;
· отрицательное антропогенное воздействие на природную среду, ухудшение экологических условий жизни людей;
· усиление неравномерности в уровнях социально-экономического развития, между промышленно развитыми и развивающимися странами;
· создание оружия массового уничтожения.
Сейчас человек стоит перед решением двух важнейших проблем: предотвращения ядерной войны и экологической катастрофы. Сопоставление не случайно: антропогенное давление на природную среду грозит тем же, что и применение атомного оружия, – уничтожением жизни на Земле.
Особенность нашего времени является интенсивное и глобальное воздействие человека на окружающую среду, что сопровождается интенсивными и глобальными негативными последствиями. Противоречия между человеком и природой способны обостряться из-за того, что не существует предела росту материальных потребностей человека, в то время как способность природной среды удовлетворять их – ограничена. Противоречия в системе «человек – общество – природа» приобрели планетарный характер.
Природа испытывает влияние по следующим направлениям:
· использование компонентов окружающей среды в качестве ресурсной базы производства;
· воздействие производственной деятельности людей на окружающую среду;
· демографическое давление на природу (сельскохозяйственное использование земель, рост населения, рост крупных городов).
Здесь переплетаются воедино многие глобальные проблемы человечества – ресурсная, продовольственная, демографическая – все они имеют выход на социальную и экологическую проблематику.
3.Все большее число исследователей приходит к выводу, что экологический кризис - это во многом мировоззренческий, философско - идеологический кризис. С этой точки зрения, решение экологических проблем невозможно без изменения господствующего в настоящее время экологического сознания. Термином "экологическое сознание" обозначается совокупность представлений (как индивидуальных так и групповых) о взаимосвязях в системе "человек - природа" и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.
Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе.
В социогенезе общественного экологического сознания выделяются две равнонаправленные тенденции: антропоцентрическая и экоцентрическая.
В ходе исторического развития цивилизации, особенно западной, развития ее отношений с окружающей средой в общественном сознании утвердилась парадигма "человеческой исключительности". Для нее характерны антропоцентризм(греч. человек + центр), антиэкологизм и социальный оптимизм, которые выражаются в следующих основных постулатах:
1. Человек отличается от всех других живых существ на Земле, прежде всего культурным наследием.
2. Главными факторами, обуславливающими деятельность человека в окружающей среде выступают социальные и культурные, а не биофизические: человек живет в социальном, а не в природном контексте.
3. Технологический и социальный прогресс может продолжаться бесконечно.
В сфере экологического сознания парадигма "человеческой исключительности" предстает как парадигма "человеческой освобожденности", освобожденности от подчинения объективным экологическим закономерностям.
Антропоцентрический тип экологического сознания - это система представлений о мире, для которого характерны: 1) противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности, 2) восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека, 3) прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с природой.
В ходе истории изменился вектор развития экологического сознания. Во второй половине XIX - начале XX в. в центре ее внимания оказывается взаимодействие общества со средой своего обитания. Эта ориентация проявилась в социологии, философии, политэкономии, правоведении, этике, эстетике, а также в социальных движениях за качество среды обитания.
Понимание того, что антропоцентрическое экологическое сознание заводит в тупик, является основой экологического кризиса, привело к возникновению новой общетеоретической и мировоззренческой «инвайронментальной парадигмы». Для данной парадигмы характерны следующие постулаты:
1. Хотя человек и обладает исключительными характеристиками (культура, технология и т. п.), он остается одним из множества видов на Земле, взаимозависимых и включенных в единую глобальную экологическую систему.
2. Человеческая деятельность обусловлена не только социальными и культурными факторами, но и сложными биофизическими, экологическими связями, в которые он включен и которые налагают на его деятельность ограничения: человек живет не только в социальном, но и в природном контексте.
3. Хотя человеческий интеллект позволяет существенно расширить возможности его существования в социальной и природной средах, тем не менее, экологические законы не утрачивают для него своей обязательности.
Базирующееся на новой "инвайронментальной парадигме" экологическое сознание может быть названо экоцентрическим. Для него характерны следующие особенности:
1. Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Природное признается изначально самоценным. Человек не собственник природы, а один из членов природного сообщества.
2. Разумность человека налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе. Мир людей и природы - элементы единой системы.
3. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребности человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием.
4. Характер взаимодействия определяется своего рода "Экологическим императивом". Правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.
5. Природа и все природное воспринимается как полноправный субъект во взаимодействии с человеком.
6. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.
7. Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства.
8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради ее самой.
Таким образом, экоцентрический тип экологического сознания -это система представлений о мире, для которой характерны: 1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, 2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком, 3) баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.
Таким образом, экологическое сознание, базирующееся на идеях универсальной этики, биоцентризма, характеризуется высокой степенью психологической включенности человека в мир природы, высоко субъектным ее восприятием, доминированием непрагматического над прагматическим характера взаимодействия с ней.
Вопросы для самоконтроля и повторения:
1. Каким образом человек и общество взаимодействуют с природой?
2. Что такое социоэкосистема?
3. Какие факторы способствуют проявлению и обострению глобальных экологических проблем?
4. Что такое экологическое сознание?
5. Какие две главные тенденции экологического сознания существуют сегодня?
Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 2825;