Мышление как процесс, решения мыслительных задач. Этапы решения мыслительных задач. Особенности творческого мышления.

Мышление является более сложным познавательным процессом, высшей формой отражения действительности. В мышлении отражается Го, что составляет сущность предметов и явлений, но само не воздействует на человека, не может непосредственно ощущаться и восприниматься. Например, человек не может непосредственно охватить движение материи со скоростью света. В мышлении же он отражает эту сложную сущность материи. Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:

- формирование и усвоение понятий;

- решение проблем. Формирование понятий - это просто отличение «того, что похоже», от «того, что не похоже».

Усвоение понятий - это процесс, в результате которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий.

 

Решение проблем в значительной степени опирается на усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти.

 

В процессе решения проблемы выделяют обычно четыре основных этапа:

1. Понимание непонятности

2. Переработка вариантов решения

3. Выдвижение и перебор гипотез

4. PROFIT!!! (Решение задачи)

 

Содержание мышления многообразно.

 

Во-первых, оно проявляется через его операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

Во-вторых, содержание мышления проявляется через его формы: понятие, суждение, умозаключение.

В-третьих, содержание мышления проявляется в функционировании его вида.

В-четвертых, мышление проявляется через следующие способы.

 

Индукция — это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу;

 

Дедукция - это способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции.

 

Метод мышления по аналогии имеет место тогда, когда вывод делается на основе сходства предметов, явлений, обстоятельств.Широта мышления - это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых частностей.Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений.Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.Быстрота ума - способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.Критичность ума - умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

 

Выделяют также и основные барьеры мышления:

- самоограничения, связанные с инертностью и трафаретностью нашего мышления;

- преклонение перед «авторитетами»;

- запреты, основанные на ложной аналогии («это похоже на создание вечного двигателя»).

 

Существует ряд основных способов их преодоления:

- анализ всего поля гипотез;

- метод морфологического анализа;

- метод «фокальных объектов»;

- метод целенаправленного видоизменения условия задачи.

 

По характеру мышления Карл Юнг выделял два типа людей:

- интуитивный (характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым);

- мыслительный (свойственна рациональность и преобладание левого полушария над правым, преобладание логики над чувствами).Важнейшей характеристикой мыслительного процесса является обратимость мыслительных операций. Мышление как процесс представляет собой обратимый непрерывный перевод информации с языка образов на язык символов.Отдельной структурной единицей мысли является суждение. Речевым эквивалентом мысли служит трехчленное предложение, состоящее из подлежащего, сказуемого и связки.Одновременно со становлением понятий происходит развитие операций мышления. Для до понятийного мышления характерна своя логика и организация.

 

Выделяют творческое мышление. По мнению Дж. Гилфорда, творческое мышление характеризуется четырьмя особенностями:

- оригинальностью, нетривиальностью, необычностью высказывания идей, ярко выраженным стремлением к интеллектуальной новизне;

- семантической гибкостью, то есть способностью видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике;

- образной адаптивной гибкостью, то есть способностью изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;

- семантической спонтанной гибкостью, то есть способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей. Основными препятствиями на пути творческого мышления являются:

- склонность к конформизму (желание быть похожим на других);

- внутренняя цензура (вызванная боязнью оказаться смешным, глупым, экстравагантным, а также боязнью возмездия со стороны других);

- ригидность как приверженность старым знаниям и идеям, переоценка их значимости;

- желание найти ответ немедленно.Для изучения особенностей и уровня развития мышления используются специально разработанные стандартные тесты (задачи и упражнения).Уровень развития мышления человека принято определять термином интеллект. В русском языке ему соответствует понятие ум человека.Существует огромное количество подходов к определению понятия «интеллект». Для большинства психологов в настоящее время это понятие ассоциируется со способностью к обучаемости по прошлому опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям, совокупностью общих умственных способностей.Для оценивания уровня развития интеллекта обычно применяются тесты интеллекта. Наиболее распространенными являются тесты Стенфорд-Бине и Векслера.

Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса. Всякое прекращение его, пока цель не достигнута, будет испытываться субъектом как срыв или неудача. Решение задачи или ответ на вопрос приходится искать, пользуясь промежуточными звеньями между воп­росом и ответом (например, простая арифметическая зада­ча). Здесь очень важно умение подметить непонятное, тре­бующее разъяснения, т.е. умение увидеть вопрос. Сформу­лировать, в чем вопрос, - значит уже подняться до известного понимания, а понять задачу или проблему -значит найти путь для ее решения. Первый признак мысля­щего человека - способность видеть проблемы там, где они есть. Сила великого ума нередко проявляется в том, что в чем-то привычном человек видит проблему, которую надо решить (Ломоносов, Павлов, Циолковский, Бехтерев, Мен­делеев и многие другие). Так, множество людей видело па­дение предметов на землю и считало это понятие явлени­ем, а для Ньютона это стало вопросом, изучение которого привело его к открытию закона тяготения.

При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается какгипотеза. Осозна­ние гипотезы порождает потребность впроверке. Критич­ность — признак зрелого ума. Некритический ум легко при­нимает любое совпадение за объяснение, первое подвер­нувшееся решение за окончательное.

Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс

переходит к окончательной фазе —суждению по данному вопросу.

Таким образом, мыслительный процесс — это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (усло­вия задачи), который является сознательным и целена­правленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление си­туации, нахождение решения, формирование суждения, и т. п.).

Выделяют четыре стадии решения проблемы:

• подготовка;

• созревание решения;

• вдохновение;

• проверка найденного решения.

Творческое мышление - Одна из удивительнейших способностей человеческого разума - решать интеллектуальные задачи творчески, то есть не по заранее освоенному алгоритму, а гибко, адаптивно и с некоторой долей предприимчивости. Соответственно, не творческое мышление - решение интеллектуальных задач по заранее освоенному алгоритму.
На нынешнем этапе развития техники и компьютерных технологий можно почти уверенно утверждать, что творческое мышление - это все те способы решения интеллектуальных задач, которые еще не освоены компьютером. Компьютер действует по заранее составленному алгоритму и раз за разом в похожих ситуациях будет действовать стандартным способом.
Предположим такую ситуацию. Человека и компьютер (точнее компьютерную программу) каждый день заставляют выполнять одно и то же действие, например сложить в уме числа от одного до тысячи и сообщить результат. Человек на следующий уже день пойдет на хитрость и сообщит сумму, которая получилась у него вчера. Если он не помнит это число, то сосчитает еще раз и больше не забудет. Компьютер же раз за разом будет осуществлять одну и ту же цепочку операций. Разумеется, хитрые программисты могут оснастить свою программу схожей возможностью: она будет просто хранить в своей базе данных соответствия "входное значение - выходное". И во второй раз уже не будет считать числа от одного до тысячи, эту сумму просто возьмет "из кэша". Но идем дальше. Пусть нашим испытуемым будет поставлена новая задача: например сосчитать сумму чисел от одного до девятисот. И человек, и машина примутся складывать эти числа. Потом будет до восьмисот, потом до 2000, потом до 1400 и т.д. Рано или поздно человек облегчит свою участь: он догадается, что сумму чисел от 1 до N, можно представить как (1+N)xN/2 (может быть, в этом ему еще помогут школьные уроки математики). Компьютер же продолжит считать все эти числа: 1+2=3, 3+3=6, 6+4=10, 10+5=15... Потом, правда, окажется, что эта формула работает только по отношению целых чисел, но и тут человек не растеряется: он от N отнимет единицу, а потом посчитает по своей формуле. В этом, в общем, и заключается вся суть творческого мышления человека: стараться выкрутиться из любой ситуации. Конечно, и компьютер можно научить считать по "хитрым формулам". Однако при каждом радикальном усложнении задачи программу придется переписывать, и это будет, скорее всего, творческим мышлением программиста, а не самой программы.
Процесс мышления начинается с проблемной ситуации, в которой оказывается тем или иным образом человек. Эта проблемная ситуация в той или иной мере не удовлетворяет человека, и он тогда ставит в отношении ситуации определенную задачу. Эти задачи бывают трех видов:
- вопрос на понимание ("Что это? Почему это? Как оно работает?.."),
- изменение ситуации (решение проблемы в целом или какой-то ее части),
- целеполагание ("Как я могу это использовать? Какие в отношении этого можно поставить тактические или стратегические задачи?").
Человек, как установили критики бихевиоризма, не действует лишь рефлекторно по принципу "стимул - реакция". Ему недостаточно просто реагировать на изменения среды, он не решает лишь задачи второго рода (изменение ситуации). Еще он решает задачи на понимание и целеполагание, что делает его сообразительнее и непредсказуемее для окружающих.
Обычно человек плохо рефлексирует как и какого рода интеллектуальные задачи он сейчас решает. Это связано с тем, что обычно эти задачи весьма быстро сменяют друг друга.
Предположим, некто нашел в тумбочке своего стола толстую пачку денег. Сначала начнутся, очевидно, вопросы на понимание: "Как это сюда попало? Враги подкинули? Друзья? Может, просто кто-то перепутал?.." Затем, скорее всего, последуют задачи на изменение ситуации: "Надо что-то делать с этой пачкой... Пойти поспрашивать чьи это деньги? Перепрятать? А куда?.." Потом последуют задачи на целеполагание: "А что мне делать с этими деньгами? Купить жене (себе) шубу? А может вложить в акции? Или в отпуск съездить заграницу? Надо позвонить в турфирму..."
Жизнь человека состоит из бесконечной цепочки интеллектуальных задач, решение одной задачи порождает другую. И нет определенной последовательности в видах этих задач. В нашем примере это "понимание - изменение - целеполагание", но в других ситуациях всё может быть иначе.
Важная особенность любого творческого мышления - умение видеть альтернативы в интеллектуальных задачах и сознательный выбор одной из альтернатив. Если человек находит у себя в столе пачку денег и ему сразу ясно, как она сюда попала, то это означает одно из двух: или он на самом деле твердо это знает (может быть, кто-то обещал ему долг вернуть), или мышление его совсем не блещет оригинальностью, он привык думать по схемам (например "Бог послал"). То же самое можно сказать и про отсутствие альтернатив в изменении и целеполагании.
Человек с активным и гибким мышлением видит альтернативы там, где другие люди их могут не видеть, где другим все представляется само собой разумеющимся и очевидным. Хорошо известно, что собака облизывается при виде еды, но только И. П. Павлов увидел в этом проблему и, изучая ее, создал учение об условных рефлексах. Другой пример — множество людей наблюдало падение предметов с высоты на землю, но только И. Ньютон задумался над этой проблемой и открыл гравитационное взаимодействие. До Ньютона рассуждали примерно так: "Вещи падают на землю, потому что падают, иначе быть не может... Бог решил, что вещи должны падать вниз, вот они и падают..." Ч. Дарвин, как и другие люди, наблюдал, что в природе выживает сильнейший, но только ему пришла в голову идея, что у этого обстоятельства могут быть далеко идущие последствия. Именно активное и гибкое мышление повышает вероятность того, что его обладатель сможет наткнуться на научное открытие, решить сложную производственную задачу или сделать правильный жизненный выбор.
Другое важное обстоятельство, связанное с видением альтернатив, это пребывание в постоянных сомнениях. Не ошибается и не сомневается лишь тот, кто ничего не делает и ни о чем не думает. Все остальные сомневаются, и часто эти сомнения носят весьма болезненный характер. Чем выше потребность в истине, в выходе из сложной ситуации, в постановке верной цели, тем болезненнее эти сомнения. Потребность в истине может быть не только у ученого, но и, например, у жены, которая подозревает мужа в измене, но найти доказательства того или обратного не в состоянии. А каковы муки юноши или девушки, которые выбирают себе профессию и вуз, в котором будут учиться, и тем самым решают судьбу всего остатка своей жизни, потому что так или иначе, но этот выбор очень важен! В некотором смысле творческое мышление - это не только интеллектуальный процесс или даже свойство личности, но еще и психическое состояние. И состояние довольно болезненное для многих людей. Поэтому вновь и вновь переживать "муки творчества" готовы далеко не все.
Важными особенностями творческого мышления являются аналитические и синтетические функции. При анализе человек разбивает задачу на множество подзадач. Человек с развитым творческим мышлением никогда не работает с проблемой целиком. Его способностей хватает на то, чтобы сначала получить много мелких подзадач, а потом, решив эти задачи, найти самую качественную и/или эффективную альтернативу.
Интересные эффекты в решении интеллектуальных задач иногда достигаются с помощью умелого манипулирования наглядностью и абстрактностью. Интеллектуальные задачи довольно четко делятся на наглядные (например при игре в "Тетрис") и абстрактные (то есть отвлеченные, например решение арифметической задачи). Соответственно мышление разделяется в общей психологии на наглядное и абстрактное. Наглядное иногда подразделяют на наглядно-действенное и наглядно-образное, а абстрактное называют абстрактно-логическим. Если у творчески мыслящего человека не получается решить в уме абстрактную задачу, то он может попробовать решить ее с помощью наглядных методов (нарисовать рисунок или схему, поманипулировать счетными палочками и т.д.). Соответственно и для наглядных задач можно попробовать использовать способы абстрактно-логического мышления (ввести и систематизировать понятия, продумать математические модели и т.д.).
Один из известнейших исследователей творческого мышления Дж. Гилфорд рассматривал творческое мышление как синоним креативности. В своих работах он рассматривал креативность как способность человека к генерации чего-то нового, особенно в культурном аспекте: нового слова в живописи, музыке, литературе, технике, дизайне и т.п. Подняв планку для творческого мышления, Гилфорд изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении четырех особенностей:
1) оригинальность и необычность идей, стремление к интеллектуальной новизне;
2) семантическая гибкость (способность видеть объект под разными углами зрения);
3) образная адаптивная гибкость (способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны);
4) семантическая спонтанная гибкость (способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей).
Тема творческого мышления довольно активно исследуется многими специалистами. В ходе экспериментов было обнаружено, например, сильное влияние на творческое мышление сугубо личностных особенностей. Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон установили, что проявлению творчества мешает:
- склонность к конформизму,
- страх показаться глупым,
- страх критиковать как проявление сильной вежливости,
- (наоборот) выраженное критиканство,
- завышенная оценка собственных идей.








Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 5012;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.