Рационализм — теоретическая основа Просвещения
Теория естественного права.Разложение феодальных и становление капиталистических отношении обусловили развитие в XVIII веке широкого и многопланового идейного движения — Просвещения. Экономически окрепшая буржуазия выдвинула ученых и писателей, которые своими произведениями подрывали идеологические основы феодализма; впоследствии Н. И. Кареев скажет, что это был «гигантский арсенал, в котором ковалось оружие для штурма старой Франции».
Просветители исходили из теории естественного права. Они считали, что люди наделены природой естественными правами: на свободу, равенство, частную собственность и др. По образному замечанию Ж.-Ж. Руссо, никто не рождается со шпорами па ногах или с седлом на спине. Поскольку естественные права в феодальном обществе нарушались, просветители считали его неразумным. Они полагали необходимым построить новый (фактически буржуазный) мир, в котором эти права будут соблюдаться. Для создания построенного на началах разума рационального (от лат. ratio — разум) общества люди должны избавиться от невежества, стать просвещенными и понять необходимость установления такого общества, и это, прежде всего, относится к правителям (отсюда требование «просвещенного абсолютизма»).
В течение XVIII века мыслители поднимаются от былого представления об истории как узкопрагматической и развлекательной дисциплине, дающей отдельные полезные картины прошлого, до понимания ее как науки, которая «не заслуживала бы названия науки, если бы ей на помощь не пришла философия» [128]. В выходившей в 1751—1780 годах знаменитой Энциклопедии история трактуется, как могущие быть полезными для человечества сведения о событиях прошлого; история позволяет осмыслить опыт прошлого и особенно полезна для государей, она важна и для нравственного совершенствования человечества [129].
Согласно английскому просветителю лорду Г. Болингброку, история воспитывает как патриотизм, так и национальную, расовую, религиозную терпимость [130].
Теории прогресса. Просветители окончательно сорвали с истории покровы святости, изгнали из нее потусторонние и сверхъестественные силы: история — это прошлое людей, и она связана только с их характерами, желаниями, страстями, предрассудками, любыми деяниями.
Просветители тематически и географически расширили круг изучаемых проблем, создавая «универсальные», то есть всемирные, всеобщие истории (лат. universalis — всеобщий), которые еще представляли собой не связанные внутренним единством «копилки» исторических фактов. Однако некоторые просветители, не ограничиваясь кропотливым сбором фактов, стремились обнаружить логику, причины, закономерности описываемых событий: «естественные законы» истории должны были также выбить почву из-под ног у провиденциализма.
Глобальное значение имели теории прогресса, в которых история человечества рассматривалась как закономерное поступательное движение по восходящей линии. Историко-философские построения, основанные на теории прогресса, во Франции выдвигались рядом просветителей, в том числе Ф. Вольтером, который, по мнению А. С. Пушкина, «первым пошел по новой дороге — и внес светильник философии в темные архивы истории» [131]. Они нашли завершение у Ж. Л. Кондорсе (1743—1794) и особенно обстоятельно были разработаны немецким просветителем И. Г. Гердером (1744—1803).
Главный историософский труд представителя младшего поколения энциклопедистов Кондорсе был написан в 1794 году накануне самоубийства в якобинской тюрьме. Прогресс разделен Кондорсе на 10 эпох, каждая из которых представляет шаг вперед в эволюции человечества, и связан с развитием разума. Среди тормозящих прогресс причин — отвращение невежд к новшествам, физическая и особенно умственная лень, употребление табачных и алкогольных изделий, наркотических средств и почти все известные религии [132].
Друг Гёте и энциклопедически образованный человек, Гердер завершил свой фундаментальный труд в 1791 году. Исходя из возможности проследить прогресс при изучении значительного временного периода, Гердер на базе современных ему знаний смело нарисовал картину возникновения Земли, жизни на ней, развития человеческого общества до XIV века. Прогресс проявляется в росте культуры всех народов и носит не прямолинейный, а противоречивый характер [133].
Труд Гердера владел умами в течение нескольких десятилетий — вплоть до появления гегелевской «Философии истории».
Дата добавления: 2015-01-26; просмотров: 958;