Методология теории государства и права (система подходов и методов научного познания государства и права).

Методология теории государства и права –это система подходов и методов научного познания государства и права, посредством которых происходит познание основных закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права как самостоятельных целостных явлений.

 

Мировоззренческие подходы к научному познанию государства и права.

Экзегетическая теория(от «экзегеза» – толкование) создаётся всегда в результате истолкования неких конечных истин, которые не достигает учёный, а заимствует готовые из каких-либо источников. При этом таковыми могут выступать:

1. Религиозные учения.Содержащиеся в них божественные откровения являются основой построения научных доктрин всех религиозно-правовых систем, в том числе канонического, мусульманского права.

2. Политическо-философские учения.Например, советское правоведение в своих исследованиях на протяжении многих десятилетий не выходило за рамки узкого круга марксистских догм.

3. Труды научных авторитетов. Служащие объектом апологетического (апологет – приверженец, активный защитник и пропагандист какого-либо учения, теории, мнения и т.п., неумеренно и предвзято восхваляющий их) комментирования для их последователей. Такого подхода в своих исследованиях большей частью придерживались представители школы глоссаторов, выросшей из комментирования трудов римских юристов.

4. Нормативно-правовые акты.В этом случае экзегетический подход выступает как юридико-догматический, когда понятия государства, права, других юридических явлений прямо заимствуют либо выводят посредством формально-логического анализа из текста нормативно-правового акта. В своё время догматическое истолкование закона привело к возникновению нормативистской школы права.

Познавательные возможности экзегетического подхода весьма ограничены. Тот факт, что лежащие в основе экзегетической теории догмы не подлежат критике, придаёт данной теории характер обоснования уже известного. Теория не открывает качественно нового знания. В этих условиях научные исследования, как правило, выливаются в подбор иллюстрирующих канонизированные догмы цитат из текстов-первоисточников, а также в периодические кампании очищения положений последних от «нервного» толкования, борьбу против ревизий и научных ересей.

В конце концов, развитие основанной на экзегетическом подходе теории практически прекращается. Рано или поздно она объявляется завершённой. Особенностью экзегетической теории является то, что она существует, пока сохраняется авторитет её первоисточника. Причём поддержание данного авторитета мало зависит от самой науки, делающей её заложницей религии, политики и т.д.

Экзегетическая теория государства и права может стать внутренне непротиворечивой и логически завершённой, но зачастую не способна выдержать проверку практикой, которую в своих исследованиях старательно игнорирует.

 

Позитивный подход.Он является противоположностью экзегетического подхода в исследовании государства и права. Учённые – сторонники позитивного подхода – решают познавательные задачи не комментированием освященных чьим-либо авторитетом текстов, а посредством исследования реальных фактов государственно-правовой жизни общества. Если для экзегетов объект и предмет науки фактически совпадают («священные истины»), то для приверженцев позитивного подхода объект исследования – реальные социальные явления – и его предмет – знания о данных явлениях – чётко различаются.

Истоки позитивной теории всегда находятся в эмпирическом знании, т.е. полученном в результате наблюдения, практического эксперимента, иного опыта. Вместе с тем позитивный подход не исключает формулировку теоретических суждений высокого уровня абстракции и сведения их в единую систему путём логического согласования. Другое дело, что теоретические суждения должны поддаваться проверке с помощью эмпирических данных и уж во всяком случае не приниматься как бесспорная и полная истина, если они не позволяют объяснить результаты таких исследований.

Позитивный подход исследования государства и права значительно потеснил экзегетический особенно на рубеже 19-20 веков. Это связано с тем, что формально-догматическая юриспруденция, стремившаяся найти ответы на все вопросы правоведения в законе, была не в силах объяснить причины появления в Америке и Европе нового государственно-правового уклада жизни общества. Новая нормативная система не могла быть выведена из старой при помощи формально-логического анализа. Становление новых государственно-правовых порядков предопределялось действием неюридических факторов, никак не предусмотренных старыми законами или даже противоречащих им.

 

Выбор одного из двух вышеназванных мировоззренческих подходов в исследовании задаёт вектор движения теории государства и права к концептуальной модели данных явлений. В то же время по ходу этого движения перед исследователем встаёт огромное количество конкретных познавательных задач, для решения которых должны использоваться разнообразные конкретные методы познания.

Методы теории государства и права –это приёмы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов.

Общенаучные методы познания государства и права – это самые общие подходы к исследованию, всеобщие принципы познания, используемые всеми науками.

1. Диалектическая логика –это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика является всеобщим методом познания и требует учитывать в процессе познания окружающей действительности всеобщую взаимосвязь и постоянное развитие явлений. Эти принципы конкретизируются законами диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания), а также категориями диалектики - понятиями, отражающими всеобщие связи бытия (сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность, единичное, особенное и общее и др.).

2. Формальная логика –это наука о приёмах и способах мышления. Разнообразные логические операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение, моделирование и др.), законы логики (тождества, противоречия, исключение третьего, достаточного основания и др.).

3. Системный подход –в отношении государства и права предполагает их понимание как целостных систем, входящих в качестве элементов в более сложную систему, каковой является общество в целом.

4. Структурно-функциональный метод –основан на том, что все государственно-правовые явления имеют внутреннюю структуру, и в то же время сами входят в качестве составного элемента в другую, более общую структуру. В ходе структурно-функционального анализа вычленяются отдельные элементы структуры, даётся их функциональная характеристика, анализируются их взаимосвязи.

Специальные научные методы – они разрабатываются в рамках отдельных специальных наук и широко используются для изучения государства и права.

1. Социологический метод –позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приёмов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере. Он используется для определения эффективности воздействия государственно-правовых структур на общественные отношения, выявления противоречий между законодательством и потребностями социального развития.

2. Статистический метод –позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких, как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д. Статистические исследования складываются из трёх стадий: сбор статистического материала, сведение его к единому критерию и обработка.

3. Кибернетический метод –позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств (компьютеров и т.д.) кибернетики познать государственно-правовые явления. Глубже познать государственно-правовые закономерности можно и при содействии системы её понятий (управление, информация, прямая и обратная связь, оптимальность и др.).

4. Математический метод –это совокупность приёмов оперирования с количественными характеристиками.

Частные научные методы – главная особенность их заключается в том, что они вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками и используются только в пределах этих наук.

1. Формально-юридический метод –позволяет определять юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых норм и т.п.

2. Сравнительно-правовой метод –позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы, в целях выявления их общих и особенных свойств.

3. Юридическая герменевтика –построена на исследовании реального содержания правовых актов и иных действий, исходя из знания социального контекста, в котором они принимаются, совершаются.

 

Важнейшие принципы (подходы) общетеоретического исследования.

1. Принцип всесторонности исследования государства и права.Основной смысл его заключается в том, чтобы исследовать государственно-правовые явления не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимодействии с другими, соотносящимися с ними явлениями.

2. Принцип историзма в исследовании государства и права. Он означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиций их прошлого и предполагаемого будущего. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии, в их исторической взаимосвязи.

3. Принцип объективности в исследовании государства и права. Означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение её такой, какой она существует реально.

4. Принцип конкретности в исследовании государства и права. Данный принцип требует от теории государства и права точного учёта всех условий, в которых находиться объект познания, выделение главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития.

5. Принцип плюрализма в исследовании государства и права. Речь идёт о многоаспектности в исследовании государства и права.

Методы построения теории.

1. Гипотетико-дедуктивный метод –основан на предположительном выборе ключевого понятия, а остальные понятия формируются как производные от него, ему подчинённые. Например, при построении теории права представители различных школ правоведения могут развёртывать понятие права, выбирая ключевой категорию: нормы права (нормативная школа права); правоотношения (социологическая школа права); правосознания (психологическая школа права) и т.д. Соответственно все остальные категории, развёртывая содержание ключевой, обретают в зависимости от него собственный смысл.

2. Содержательно-генетический метод –основан также на допущении. Только здесь это допущение того, что какое-либо понятие обозначает генетически начальную ступень образования исследуемого государственно-правового явления. Понятие, характеризующее развитую форму последнего, образуется как результат понятия «первоклеточки», которое вовсе не обязательно должно быть основным понятием теории. В литературе предостаточно примеров, когда право в своей развитой форме выводилось из фактических отношений владения, товарного обмена, игравших роль правовой «первоклеточки».

И содержательно-генетический, и гипотетико-дедуктивный методы построения государственно-правовой теории основаны на допущении, гипотезе при выборе исходного для развитии теории понятия.

 








Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 1989;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.