Нормально функционирующие семьи, нормальное супружество. Дисфункциональные семьи и супружество
Нормально функционирующая семья — это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.
Согласно точке зрения Ледерера и Джексона, хорошим браком считается тот, который характеризуется следующими признаками: толерантность, уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентации. А. Н. Обозова (1976) считает, что стабильный брак обусловливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств. Хотелось бы добавить, что стабильности семьи способствует также умение членов семьи вести переговоры по всем аспектам совместной жизни.
Дисфункциональные семьи оказываются неспособными удовлетворять потребности друг друга в личностном, духовном росте.
В результате исследования мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях удалось выявить следующие (см. табл. 1).
Таблица 1. Психологические причины формирования дисфункциональных семей
Но- мер п/п | Мотивы вступления в брак в дисфункциональных семьях | Количество опрошенных супругов (N=326) | |
Количество опрошенных | Процент | ||
Бегство от родителей | |||
Долженствование (вступление в брак из чувства долга) | |||
Одиночество | 26,6 | ||
Следование традиции (инициатива родителей) | |||
Любовь | 9,5 | ||
Престиж, поиск материальных благ | 5,2 | ||
Месть | 3,1 |
Мотив «бегство от родителей» часто означает пассивный протест против власти родителей, неспособность воспринимать жизнь во всей ее реальной полноте. Перефразировав слова Э. Фромма, можно сказать, что такой брак скорее является попыткой компенсировать собственную пустоту, нежели способом обогатить жизнь.
Заключение брака по мотивам «долженствование» очень часто означает, что партнерша забеременела или же что половая близость сопровождалась переживанием вины.
Мотив «одиночество» встречался у людей, которые переехали на новое место жительства. Они заключали брак с теми людьми, которых знали ранее или которых рекомендовали сослуживцы («ты живешь один, а у твоей хозяйки есть дочка в Казани. Она такая хорошая и одинокая, смотри...»). В других случаях «одиночество» было следствием переживания экзистенциальной пустоты.
Наиболее часто в работе с дисфункциональными семьями встречались следующие проблемы.
1. Ошибочный выбор партнера. Самыми частыми были ожидания, что муж/ жена будут напоминать отца/мать.
2. Незавершенные отношения с родительской семьей. Супруги, вместо того чтобы советоваться друг с другом при решении проблем, обращались за советом к своим родителям.
3. Утрата иллюзий («синдром утопий» — Ледерер и Джексон, 1967). Супруги считали, что они женились по любви и ради любви, но ожидаемого счастья не было. На самом деле в их отношениях преобладала не реальная оценка эмоциональной составляющей, а преувеличенные сексуальные фантазии. Потребность в опеке и доминировании оказывалась важнее реальных сексуальных отношений (проблема пациентов с истерическими расстройствами).
4. Переживание растерянности. Почему мы живем вместе? — начинали задумываться супруги. Потому что хотим этого или потому что обязаны?
5. Супружеская измена и угроза развода — один из наиболее частых поводов обращения к психотерапевту.
6. Гражданский брак как попытка избежать ответственности — юридической, финансовой и т. д. Под влиянием различных общественных организаций, в том числе феминистских, стали популярны идеи, что семья устарела, что на смену ей должен прийти гражданский брак или «пробный». Эта ситуация соответствует немецкой поговорке: «Не обязательно покупать корову для того, чтобы пить молоко». Отказ от семьи как формы регуляции социальных отношений создает тревожную ситуацию. Не случайно Джей Хэйли говорит, что наличие свекров и тестей — единственное, что отличает людей от животных: для многих главными ценностями семейной жизни является уважение традиций и связь с родительскими семьями (Haley J., 1963).
7. Среди представителей сексуальных меньшинств, наоборот, преобладают требования узаконить их браки и разрешить им усыновление детей.
Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 2389;