Германия во второй половине XVI- начале XVII в.
Экономический упадок. Усиление крепостничества. После хозяйственного подъема, длившегося с середины XV в., Германия во второй половине XVI в. вступила в полосу глубокого упадка, обусловленного как внешними экономическими причинами, так и наступившей в стране реакцией. Ростки капиталистических отношений в промышленности не получили развития. Политическая раздробленность препятствовала развитию внутригерманской торговли и исключала возможность складывания единого рынка. Со второй половины XVI в. в результате перемещения мировых тор-
говых путей после великих географических открытий сократилась средиземноморская торговля, что отразилось на благополучии городов Юго-Западной Германии, которые приходили в упадок. На севере теряла свое прежнее значение Ганза, ее место в международной торговле заняли голландские купцы. Из прежних ганзейских городов только Гамбург и Бремен участвовали в морской торговле.
С середины XVI в. стала проявляться хозяйственная отсталость Германии по сравнению с более передовыми государствами Запада, вступившими на путь капиталистического развития. Вместо промышленных изделий из Германии на Запад начали вывозить продукты сельского хозяйства, в основном хлеб. Это открывало перед земельными собственниками возможность обогащения за счет усиления эксплуатации крестьян. Помещики в восточных областях все более расширяли барское хозяйство и переводили крестьян на отработочную ренту. «Таким образом, менее чемзасто лет свободные остэльбские крестьяне были превращены в крепостных, сначала фактически, а вскоре затем и юридически»'.
Резко ухудшилось положение крестьян в наследственных землях Габсбургов. С середины XVI в. там не прекращались крестьянские волнения, а в 1595—1597 гг. вспыхнула крестьянская война, охватившая Верхнюю и Нижнюю Австрию и некоторые соседние районы. Как и в 1525 г., идейным оружием крестьян служила Реформация в духе полного избавления от феодального гнета. Восставшие создали настоящую революционную армию с выборными командирами во главе, вооруженную не только холодным, но и огнестрельным оружием. Осенью 1596 г. они нанесли поражение правительственным войскам; угроза нависла над столицей Габсбургов — Веной. Но как обычно, феодалам помогла доверчивость крестьян и их разобщенность. Власти вступили в переговоры с умеренными руководителями, возглавляемыми Георгом Ташем, и добились заключения перемирия. Воспользовавшись передышкой и собрав силы, они летом 1597 г. нанесли поражение восставшим.
Феодальная эксплуатация крестьян в Австрии и Юго-Восточной Германии стала еще более жестокой. Здесь, как и повсюду в Центральной и Восточной Европе, установилось господство крепостного права в его «новом издании». Отдельные крестьянские восстания в габсбургских землях и в Баварии вспыхивали и в начале XVII в.
Политическая и религиозная борьба в Германии во второй половине XVI в. Аугсбургский религиозный мир установил на время политическое равновесие в Германии, которое, однако, было весьма неустойчиво; назревали новые конфликты между князьями и императорской властью, а также между отдельными княжескими группировками — протестантами и католиками. Превращение монархии Габсбургов в крупное многонациональное государ-
' Энгельс Ф. К истории прусского крестьянства. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 248.,
ство не ослабило, а, наоборот, усилило политическую неустойчивость в Германии.
Во второй половине XVI в. продолжало возрастать могущество территориальных князей. В княжествах вводились абсолютистские порядки — чиновничье управление и постоянные войска. Все слои населения — крестьяне, горожане и даже дворяне — превращались в княжеских подданных. Сословно-представительные учреждения — ландтаги — теряли значение и становились придатками княжеской власти. Владетельные князья находили опору в мелком дворянстве, нуждавшемся в помощи централизованного княжеского аппарата для дальнейшего закрепощения крестьян и подавления их сопротивления росту феодальной эксплуатации. Этому не мешало даже то, что дворяне должны были поступиться частью прибавочного продукта своих крепостных в пользу князя, облагавшего сельское и городское население постоянными налогами. Свою «потерю» они компенсировали на придворной и военной службе у князя. Однако в отдельных случаях между княжеской властью и дворянством происходили столкновения по вопросам дележа секуляризованных земель, обложения крестьян налогами и сохранения сословных привилегий. Дворяне отстаивали свои политические права и боролись против чрезмерного княжеского абсолютизма. В католических княжествах эта борьба нередко приобретала религиозную окраску лютеранской или кальвинистской Реформации. Но католические силы решительно подавляли дальнейшее распространение Реформации.
Наряду с усилением крупных имперских княжеств росло могущество австрийского княжеского дома Габсбургов. Со второй четверти XVI в. наследственные владения Габсбургов по своим размерам превосходили любое из имперских княжеств. Они включали, кроме Австрии, Штирии, Каринтии, Крайны и Тироля, присоединенные после сражения при Мохаче в 1526 г. Чехию и Западную Венгрию. Пестрое по своему этническому составу государство Габсбургов, в котором немецкое дворянство господствовало над численно превосходившим славянским и венгерским населением, ослабляли династические разделы. Императоры из династии Габсбургов обладали призрачной властью. Они находились под постоянным контролем курфюрстов, настойчиво следивших за соблюдением избирательных «капитуляций», ограничивавших деятельность императоров как во внутренней, так и во внешнеполитической области. Князья пользовались полным суверенитетом в вопросах права, суда, вероисповедания и экономической политики.
Внутриполитическая борьба в Германии обострялась вследствие усиления религиозных противоречий. Равновесие между про-тестанской и католической группировками князей, установившееся в 1555 г., было нарушено уже в конце XVI в. Протестантизм, служивший выражением оппозиционных настроений бюргерства и некоторой части дворянства, распространился в городах Южной и
Юго-Западной Германии, несмотря на противодействие католических князей. С другой стороны, и среди некоторой части католических князей, в том числе и церковных, проявлялась склонность к перемене веры в расчете на обогащение от секуляризации церковной собственности. Но нарушение равновесия политических сил в пользу протестантов вызвало яростное сопротивление в католическом лагере. Католики, особенно активные в Австрии и Баварии, перешли в наступление, стремясь не только остановить дальнейшее распространение протестантизма, но и вернуть утраченные ранее позиции. В ходе этой борьбы в Германии сложились военно-политические группировки князей, которые для достижения своих целей вступали в блоки с иностранными государствами.
Развитие немецкой культуры в XVI в. Общественный подъем, вызванный Реформацией и Крестьянской войной, способствовал развитию национальной культуры. Именно в это время сложился литературный немецкий язык. Усиливались реалистические тенденции в немецкой литературе и изобразительном искусстве. В сочинениях крупнейшего немецкого поэта Ганса Сакса (1494—1576), вышедшего из ремесленной среды города Нюрнберга, реалистиче» ски изображается жизнь простого народа. Его песни, басни и драматические произведения, предназначенные для широкого круга городских и сельских читателей, содержат едкую сатиру на католическое духовенство, монахов и папу. Он беспощадно обличал жадность богачей и насилие феодальных господ, защищая интересы бедняков. Сатирический жанр развивался и в творчестве другого выдающегося немецкого писателя — Иоганна Фишарта (1546—1590), высмеивавшего религиозные суеверия и беспощадно бичевавшего папскую курию и иезуитов.
В изобразительном искусстве тоже пробивал себе путь реализм. Знаменитый немецкий живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471—1528) написал ряд замечательных картин на религиозную и светскую тематику. Его портреты и пейзажи характеризуются большой выразительностью и жизненной правдивостью. Еще большую известность он получил своими гравюрами на дереве и меди, положив начало новому направлению в граверном искусстве. Художник Ганс ГольбейнМладший (1497—1553) запечатлел в своих картинах сцены из Великой Крестьянской войны, сделал иллюстрации к «Похвальному слову глупости» Эразма Роттердамского и создал галерею портретов своих современников — Эразма Роттердамского, Томаса Мора и английских королей — Генриха VIII и Эдуарда VI. Лукас Кранах Старший (1472—1553), выдающийся художник и гравер, написал портреты деятелей Реформации — Лютера и Меланхтона. Его многочисленные картины на религиозные сюжеты поражают высоким художественным мастерством и реализмом.
Наступившая после подавления Крестьянской войны реакция пагубно сказалась на дальнейшем развитии немецкой национальной культуры и надолго задержала национальное сплочение немецкого народа.
Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 1114;