Другие части лица
Как уже отмечалось выше, решающее значение в определении социально-психологических характеристик имеет окологлазное пространство, тем не менее, и другие части лица достаточно информативны. Однако по моим наблюдениям, чем дальше анализируемая зона находится от зрачка, и чем меньше она сопряжена с мышечными тканями, тем более характеристика, за которую она отвечает, смещается по оси «социально-психологические характеристики – психо-физические характеристики». Вот только несколько примеров.
Важной составляющей реализации человека является его потенция. Речь не только и не столько о половой потенции. Хотя если следовать логике Фрейда, отделить ее от иных видов не представляется возможным. Индикатором потенции по моим наблюдениям служит мочка уха. Чем она больше, тем выше потенция ее обладателя.[11]
С сексуальными характеристиками индивидуума в сильной степени связаны губы. Наверняка это не вызовет удивления, тем не менее важна конкретика. Например, сексуальную возбудимость (отзывчивость) характеризует центральная часть верхней губы. Чем она более вздернута относительно общей линии, тем выше возбудимость.
А вот какое наблюдение сделала моя жена. Она заметила, что люди имеющие нос с выступающей межноздревой перегородкой, зачастую являются аллергиками. Усугубляющим фактором является сухощавость носа (т.е. когда нос менее мясистый, нежели остальное лицо). Но это уже физиологическая характеристика, имеющая весьма условное отношение к социально-психологическим. Тем не менее, этот пример позволяет убедиться, что буквально каждая точка лица несет ту или иную информацию о его обладателе.
Очевидно вышеописанное всего лишь надводная часть айсберга. Но искать взаимосвязь элементов лица с социально-психологическими и психофизическими характеристиками людей дело весьма трудоемкое. Мне по-жизни хватает того, что уже удалось определить, а для большего нет времени и мотивов. Если кому-то не лень, то он сам сможет продолжить развитие представленной гипотезы.
Типология, Соционика и Теория информационного взаимодействия (ТИВ)
Уже писал выше, что изложенная выше теория сложилась из многолетних наблюдений. И вот когда в ее формализации уже была поставлена практически «последняя точка», мне неожиданно довелось ознакомиться с популярными среди психологов теориями, посвященными социальной психологии: Типологией, Соционикой и ТИВ. Если бы это случилось на десяток лет раньше, то я, наверное, пересмотрел бы сегментацию и терминологию в своей теории. Но не случилось. Тем не менее, считаю необходимым перебросить мостики к данным теориям, и, прежде всего, попытаться увязать мою гипотезу с ТИВ. А для начала стоит напомнить основы отмеченных выше теорий.
Первые попытки типизации человеческой психики были предприняты в далекой древности китайскими астрологами. Для описания характера тогда и сейчас астрологи используют 4 стихии: огонь, вода, воздух и земля. Однако основоположником научного подхода в этой сфере, позволившего достигнуть заметного успеха, является психолог Зигмунд Фрейд, проводивший свои исследования в начале 20-го века. Он выделил в психике человека 3 уровня: сознание (эго), предсознание (суперэго) и область бессознательного (ид). Он также описал их взаимодействие.
Родоначальником Типологии считается ученик и соратник Фрейда – Карл Густав Юнг. Важнейшим результатом его работы явилось выявление двух основных типов установки: экстраверсии и интроверсии, а также четырех типов функций психики: мышления, эмоций, ощущения и интуиции. В общей сложности Юнг обозначил 8 типов, которые и описал в своей работе «Психологические типы», изданной в 1921г.
Наибольший вклад в развитие идей Юнга сделали Кэтрин (ученица Юнга) и Изабель (ее дочь) Майерс Бриггс. Они выделили и описали 16 типов (в зависимости от того, какая функция психики стоит на втором месте после самой сильной) и разработали тест для определения типа личности, используемый и по сей день (тест MBTI). Область психологии, которую развивали Кэтрин и Изабель Майерс Бриггс, получила название Типология (иногда называемая Типоведением), которая в особенности распространена в Америке и в Европе.
Соционика появилась в 70-е годы, когда труды Юнга попали в поле внимания исследовательницы из Литвы (педагога, экономиста по образованию) Аушры Аугустинавичюте. Изучив и переработав положения Юнга, используя труды психологов Э.Кречмера, А.Личко и теорию информационного метаболизма А.Кемпинского, Аугустинавичюте построила модель психики, основанную на 16 типах. Предполагается, что, создавая соционическую модель, она не знала о существовании Типологии Майерс Бриггс, но также пришла к выводу о 16 типах, являющихся комбинациями 4-х пар дифференцирующих признаков.
Тем не менее, типологическая и соционическая модели различны по конфигурации. Типологическая модель линейна, она представляет собой последовательность четырех функций, убывающих по силе, или от проявляющихся с детства - к тем, которые появляются позднее. Соционическая модель функциональна[12] и представляет собой соединение двух колец функций, которые размещаются одно над другим (см. Таб. 1).
Сознание (ментальные функции) | 1 Программная, определяющая | 2 Реализации, творческая |
4 Болевая, подверженная внушениям | 3 Ролевая, слабая, уязвимая | |
Подсознание (витальные функции) | 6 Активация | 5 Суггестивная |
7 Демонстрация | 8 Ограничение |
Таб. 1 Соционическая модель
Кроме того, Соционика предполагает, что основное различие между типами состоит в том, что они по-разному воспринимают и обрабатывают информацию. Так, одно и то же событие, один и тот же предмет разные типы воспринимают по-разному. Также по-разному они будут описывать это событие или предмет.
И в изучении динамических процессов соционика с типологией пошли различными путями. Типология обращается к динамике типа, привязывая ее к постепенному развитию функций на протяжении четырех отрезков жизни человека. Однако подобная макродинамика плохо передает изменения в поведении человека в различной обстановке. Социоанализ больше интересуется микродинамикой - переходами типа из одного функционального состояния в другое в силу внутреннего ритма, а также под воздействием внешних причин.
В Типологии дифференцирующие признаки Юнга (полюса дихотомий психотипа) принято обозначать буквами (см. Таб. 2).
I | Интроверт | E | Экстраверт |
N | Интуит | S | Сенсорик (ощущающий) |
P | Иррациональный | J | Рациональный |
F | Этик (эмоциональный) | T | Логик (мыслящий) |
Таб. 2 Типологические полюса дихотомий
При этом они могут быть сгруппированы по признакам:
Сбор информации: P - S / N
Принятие решений: J - T / F
И в квадры:
Практики ST
Исследователи NT
Социалы SF
Гуманитарии NF
В Соционике юнговские признаки не обозначают, и оперируют коммуникативными аспектами[13] (см. Таб. 3)
Интратимные (I) | Экстратимные (E) | ||
Логика структурная (объективная) | Логика деловая | ||
Этика отношений | Этика (внутренних) эмоций | ||
Сенсорика ощущений (эстетическая) | Сенсорика силы (волевая) | ||
Интуиция времени | Интуиция (потенциальных) возможностей |
Таб. 3 Соционические полюса дихотомий
Свой вклад в развитие Соционики внес Виктор Гуленко. В частности он модернизировал аспекты коммуникаций и структурировал их на динамические и статические, обозначив первыми буквами латинских слов (см. Таб. 4).
Е | динамическая этика, или этика эмоций | emoveo | волную, колеблю |
R | статическая этика, или этика отношений | relatio | отношение |
Р | динамическая логика, или логика дела | profiteer | совершаю полезные действия |
L | статическая логика, или логика структуры | logos | закономерность, правило |
S | динамическая сенсорика, или сенсорика ощущений | sensus | ощущение |
F | статическая сенсорика, или сенсорика силы | factor | воздействующий, влияющий |
Т | динамическая интуиция, или интуиция времени | tempus | время |
I | статическая интуиция, или интуиция возможностей | intueor | усматриваю, проникаю взором |
Таб. 4 Полюса дихотомий по Гуленко
Кроме того, Гуленко разделил аспекты на 2 группы:
· Признаки, описывающие устойчивые свойства личности, которые нарабатываются годами (по Гуленко - установка на вид деятельности): сенсорика - интуиция, логика-этика.
· Признаки, описывающие динамичные свойства личности (по Гуленко – темперамент): экстраверсия - интроверсия, рациональность – иррациональность.
Развитием, а точнее сказать модернизацией Соционики стала Теория Информационного Взаимодействия (ТИВ) Руслана Степанова[14]. ТИВ дает более системное и, на мой взгляд, непротиворечивое изложение информационного взаимодействия субъекта с окружающим миром. Информационное взаимодействие представляется Степановым в виде схемы (см. Рис. 13).
Рис. 13 Модель информационного взаимодействия по Степанову
Таким образом, вводится 8 признаков типа информационного обмена и их механико-информационное толкование. Они подобны признакам, которые используются в Типологии и Соционике, что позволяет сформировать таблицу соответствия (см. Таб. 5).
Типология | Соционика | ТИВ | |||
I | интроверсия типа | инроверсия | I | выражение времени | |
E | экстраверсия типа | экстраверсия | E | выражение энергии | |
N | Интуиция | Интуиция | N | восприятие инерции | |
S | Ощущение | Сенсорика | S | восприятие пространства | |
F | Чувство | Этика | F | выражение инерции | |
T | Мышление | Логика | T | выражение пространства | |
J | экстраверсия суждения | Динамика | O | восприятие времени | |
P | экстраверсия восприятия | Статика | A | восприятие энергии |
Таб. 5 Таблица соответствия полюсов дихотомий в Типологии, Соционике и ТИВ
Однако прямого соответствия между данными териями не существует. Аугустинавичюте адаптировала дихотомию Юнга мыслительные/чувствующие, отдав предпочтение полюсам логика/этика. Но основное разночтение связано с интерпретацией дихотомии J/P и ее сопоставлением дихотомии O/A. Среди школ типологии чаще других встречаются два типа интерпретации: один близок к рационализму/иррационализму по Юнгу, другой - к внутренней/внешней референции по Лесли Кемерон[15]. В свою очередь Степанов вводит иное толкование данной дихотомии, которое можно увязать с типологическими интерпретациями через тождества:
· рациональный экстраверт - O
· рациональный интроверт - A
· иррациональный экстраверт - A
· иррациональный интроверт - O
В результате в ТИВ используется комплексное описание типов, характеризующих информационное взаимодействие, представленное в Таб. 6.
I | internal judging (интроверсия) | выражение времени (перемен) |
E | external judging (экстраверсия) | выражение энергии (состояний) |
N | intuitive perceiving (интуиция) | восприятие инерции (импульсов) |
S | sensing perceiving (сенсорика) | восприятие пространства (положений) |
F | feeling judging (этика) | выражение инерции (импульсов) |
T | thinking judging (логика) | выражение пространства (положений) |
O | mobile perceiving (динамика) | восприятие времени (перемен) |
A | stable perceiving (статика) | восприятие энергии (состояний) |
Таб. 6 Полюса дихотомий в ТИВ
Ознакомившись с Типологией, Соционикой и ТИВ я увидел достаточно большое число точек соприкосновения моей техники с данными теориями. Однако попытки увязать соционические аспекты коммуникации с секторами век не дали, на мой взгляд, убедительных результатов. Наложение признаков ТИВ оказалось несравнимо результативнее, но потребовало изменение правил секторизации. На Рис. 14 показано разделение верхнего и нижнего века на 8 секторов и их соответствие признакам ТИВ. Доминантность (рецессивность) признаков определяется, как и раньше кривизной (прямизной) закрепленных за ними секторов.
Рис. 14 Зонирование окологлазного пространства под аспекты ТИВ
Разумеется определение доминирующих признаков информационного взаимодействия только первый шаг в определении психотипа. Как уже отмечалась выше, во всех 3-х теориях их 16-ть. Несмотря на существующие отличия в данных теориях, возможно формальное сопоставление используемых в них типов. В Таб. 7 представлен вариант, подготовленный Степановым.
# | 0:NFOI 1:STAE | ТИВ | ЮПТ | MBTI | ТИМ | Реализация | ТИВ – информационная установка сознания. Обозначения введены Русланом Степановым ЮПТ – юнгианский психологический тип. Обозначения, принятые у аналитических психологов. Аббревиатура англоязычного написания терминов Карла Густава Юнга. MBTI- тип личности. Обозначения, принятые у типоведов, введены Майерс-Бриггс. ТИМ – тип информационного метаболизма. Обозначения, принятые среди социоников, введены Аушрой Аугустинавичюте |
0. | INFO | IN(F) | INFJ | ИЭИ | Лирик | ||
1. | ENFO | EF(N) | ENFJ | ЭИЭ | Артист | ||
2. | INFA | IF(N) | INFP | ЭИИ | Гуманист | ||
3. | ENFA | EN(F) | ENFP | ИЭЭ | Инициатор | ||
4. | INTO | IN(T) | INTJ | ИЛИ | Критик | ||
5. | ENTO | ET(N) | ENTJ | ЛИЭ | Предприниматель | ||
6. | INTA | IT(N) | INTP | ЛИИ | Аналитик | ||
7. | ENTA | EN(T) | ENTP | ИЛЭ | Искатель | ||
8. | ISFO | IS(F) | ISFJ | СЭИ | Посредник | ||
9. | ESFO | EF(S) | ESFJ | ЭСЭ | Энтузиаст | ||
10. | ISFA | IF(S) | ISFP | ЭСИ | Хранитель | ||
11. | ESFA | ES(F) | ESFP | СЭЭ | Лидер | ||
12. | ISTO | IS(T) | ISTJ | СЛИ | Мастер | ||
13. | ESTO | ET(S) | ESTJ | ЛСЭ | Администратор | ||
14. | ISTA | IT(S) | ISTP | ЛСИ | Систематик | ||
15. | ESTA | ES(T) | ESTP | СЛЭ | Организатор |
Таб. 7 Сопоставление социально-психологических типов
Я не буду здесь приводить описание психотипов, поскольку в каждой из теорий оно различное и даже внутри одной теории отличается в зависимости от школы. Однако приверженцы любой из них могут использовать предложенную мной технику, опираясь на таблицу соответствия. Тем же, кто не знаком ни с одной из этих теорий, рекомендую обратиться к первоисточникам. Однако может возникнуть вопрос: а применительно к какой из них я делал восьмисекторную структуризацию окологлазного пространства? Отвечаю: основываясь на терминологическом соответствии ТИВ и моей первоначальной гипотезы. Таким образом, восьмисекторная структуризация всего лишь предположение и не более. Ее еще предстоит проверить на практике, что Вам и предлагаю сделать самостоятельно. А мне право пока некогда этим заниматься.
Заключение
Все люди разные. Это утверждение уже стало банальностью. Тем не менее, об этом следует помнить, при определении социально-психологических характеристик людей. Мне ни разу не довелось увидеть двух одинаковых по характеру людей. Даже близнецы в детском возрасте имеют значимые различия социально-психологических характеристик. Они зыбкие, могут меняться, но они есть. И это притом, что дети не имеют характера в полном смысле этого слова.
Но, несмотря на все различия в характерах людей, их можно свести к 16-ти психотипам. В этом есть некоторая условность, поскольку психотип может быть нестабилен и подвержен изменениям в зависимости от того состояния, в котором находится человек или от его окружения. Да и сам психотип отнюдь не прокрустово ложе. И вновь мы приходим к неограниченному многообразию. И все же, как только начинаешь исследовать социально-психологические характеристики людей используя научный (или околонаучный) подход, не избежать систематизации этого многообразия. Смиримся с этим и попытаемся найти в этом упрощении свои плюсы.
Во-первых, когда изучаешь людей не каждого по отдельности, а пытаясь разделить их на группы по определенным параметрам, статистические данные становятся репрезентативными и на их основе можно делать обоснованные выводы.
Во-вторых, разобравшись с каким-либо параметром, определяющим ту или иную черту человеческого характера, в дальнейшем можно делать предположения, не дожидаясь проявления этой черты в поступках.
В-третьих, и это самое главное, длительное изучение социально-психологических характеристик представителей различных наций, позволяет понять, что психотип не связан с национальностью или расой, да и плохих или хороших психотипов не существует, также как плохих национальностей. Психотип – это всего лишь «форма сосуда», а не его содержание. В одну и туже бутылку можно налить и воду, и яд.
И здесь опять загадка – а как отличить хорошего человека от плохого? Одно могу сказать точно, физиономизм в этом не поможет. В этом вопросе скорее нужно обращаться к культурологическим аспектам человеческого бытия. Ведь если посмотреть на первобытных людей, то с точки зрения современной культуры, среди них вероятно не возможно было сыскать ни одного порядочного человека. Притом, что психотипы у них были те же, что и у нас. А как будем выглядеть мы в глазах наших потомков?
Шкала «хороший – плохой» меняется во времени и то, что еще вчера было допустимо для «хорошего человека», сегодня уже не приветствуется. Когда же в жизни человеческой общности наступают тяжелые времена, происходит откат назад. Однако в какой-то момент количество переходит в качество и на этой шкале появляются несдвигаемые границы, к ним следует отнести 10-ть заповедей. Вероятно, что прошедшие с момента их появления 20 веков достаточный срок для того, что бы появились новые, более строгие ориентиры. Возможно, их появление упростит оценку человеческих характеров и поступков в категориях «хороший – плохой», сделает ее более однозначной. Но пока же мы вынуждены решать этот вопрос субъективно, в лучшем случае при оценке собственных действий полагаясь на правило: «не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой». В условиях значительной дифференциации культурных и этических норм, имеющей место на нашей планете это не всегда помогает.
[1] В этой связи поучителен опыт физиков. Все началось с шариков, а сейчас дело дошло до кварков. Они, в отличии от атомов, уже ни чем не напоминают шарики. Мне кажется, что кварки являются узлами эфирной структуры, и больше похожи на дырки от бублика. Их можно складывать в андроны (софазные колебания), можно вычитать (противофазные колебания) получая лептоны, а нейтрино всего лишь следствие несимметричности мира. Тем не менее, изучение этой экзотики дает нам понимание окружающего мира и происходящих в нем процессов.
[2] По мнению специалистов, если пользоваться понятиями теории информации, можно сказать, что левополушарное мышление уменьшает энтропию (хаотичность, неопределенность ситуации) и организует информацию в некую систему.
[3] Для вытянутых по горизонтали глаз, с симметрично и умеренно округлыми нижним и верхним веками, а также глубоким 7-м сектором, я использую обозначение «лисий глаз»
[4] Под интуицией я понимаю способность человека ощущать законы природы на уровне подсознания. Интуиты могут обладать научным предвидением, но так же часто, как и остальные люди ошибаются в своих предположениях относительно результатов случайных событий и поведения людей.
[5] Случай низкорасположенной складки, с нависанием верхней ее части до ресниц называется «монголоидная складка».
[6] Кстати мужчины с таким типом верхнего века (я его называю «роковое веко») большая редкость
[7] Эпикантус (от эпи... и греч. kanthós - внутренний угол глаза), почти вертикальная складка у внутреннего угла глаза человека, образованная кожей верхнего века и в разной степени прикрывающая слезный бугорок. Наличие такой складки является нормальным явлением для монголоидной расы и некоторых групп негроидной расы, сильнее развит у детей, чем у взрослых; у женщин встречается чаще, чем у мужчин. Однако эпикантус может быть и аномальным, свидетельствуя о некоторых врожденных заболеваниях человека (например, такая складка характерна для больных с синдромом Дауна). - Эпмкаитный (epicanthal, epicanthic).
[8] Более правильно говорить о характеристике в координатах «активность – реактивность»
[9] Экстраверт - человек, психический склад которого характеризуется направленностью на внешний мир, обращенностью к окружающим людям. Интроверт - человек, сосредоточенный на своем внутреннем мире.
[10] В этой связи можно дать совет всем желающим оставаться молодыми: не нужно делать подтяжки кожи лица, гораздо эффективнее давать работу своему мозгу.
[11] Кстати, форма и размер других элементов ушной раковины также могут служить для определения психофизических характеристик человека.
[12] Соционика может моделировать четыре функциональных режима в каждом типе, она позволяет рассматривать два различных темпераментных состояния типа, а также заложенные в типе две установки на вид деятельности, которые компенсируют друг друга при переходе с одной коммуникативной дистанции на другую.
[13] Иногда их еще называют типами информационного метаболизма (ТИМ). В этом случае информационный метаболизм эквивалентен получению и распространению информации субъектом.
[14] В некоторых публикациях он называет свою теорию «Квантовой теорией информационного взаимодействия», что следует расценивать не более чем данью используемому математическому аппарату и смысловой комплиментарности ТИВ корпускулярно-волновому дуализму, описываемому принципом неопределенности Гейзенберга
[15] Речь идет о делении на судящих/воспринимающих
Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 883;